• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Проектирование дистанционного курса

    Проектирование целей обучения

    Как уже было неоднократно отмечено – дистанционная технология предполагает высокую определенность и однозначность в понимании формулировок и инструктивных текстов.
    Поэтому формулировки целей должны соответствовать прежде всего требованиям диагностичности и инструментальности, т.е. быть легко проверяемы с помощью относительно простых контрольных инструментов, в идеале – любым человеком, даже не имеющим отношение к курсу.

    Иными словами, цели должны быть сформулированы в виде ожидаемых результатов – внешне опознаваемых результирующих действий студентов.

    Недопустимо формулировать цели следующим образом: « Цель курса состоит в изучении такого-то материала…» или « Цель курса – освоить то-то…», тем более нельзя формулировать цели в терминах действий преподавателя: « Цель курса – в изложении … материала…».

    Прежде чем формулировать цели, следует определиться, на каком уровне должен быть усвоен материал. В теории обучения считается, что есть 5 уровней усвоения учебного материала:
    I. Репродуктивный или ознакомительный(основные индикаторы – способность студента повторить материал, узнать объект, назвать без объяснений какие-то признаки, имена и т.д.).
    II.  Понимание (основные индикаторы – способность объяснить, преобразовать информацию, описать причинно-следственные связи и т.д.).
    III. Применение (индикаторы – использование знаний в новых ситуациях, способность действовать по алгоритму и адаптировать ситуации).
    IV. Аналитический(индикаторы – способность анализировать новые ситуации, классифицировать объекты, определять функциональные зависимости и т.д.).
    V. Творческий и оценочный (индикаторы – способность к обобщению, выработка критериев и оценка фактов и явлений, формулирование выводов и т.д.).

    В системе высшего профессионального образования для курсов социально-гуманитарного цикла и естественнонаучного, как правило, требуются I или II уровни усвоения (кроме иностранного языка и информатики); для курсов общепрофессионального цикла – III или IV ; для специальных курсов – IV или V .

    Кроме того, в каждом курсе есть темы и разделы, требующие разного уровня освоения. Так, материал справочного, фактологического, иллюстративного характера нет необходимости изучать на высших уровнях – достаточно ознакомления.

    Ориентиром для определения уровня может служить госстандарт и примерные типовые программы курсов, которые опубликованы на сайте Минобразования , а также рекомендации методистов УМО и отдела дистанционного обучения.

    Таким образом, в целях должен быть отражен требуемый уровень освоения и тот блок содержания курса, который подлежит усвоению на этом уровне.
    Для простоты цели можно разбить (достаточно условно) на 3 блока:
    1. представления (отражает I и частично II уровни);
    2. понимание ( II уровень);
    3. умения, с творческим подблоком ( III – V уровни).

    В курсе должно быть сформулировано 5–6 целей, отражающих главные результаты его освоения.
    Еще раз – при формулировке целей следует учитывать место курса в системе подготовки и требования госстандарта . Это к тому, что цели, например, курса психологии для будущих экологов и будущих психологов будут сильно различаться. Для первых цель будет, видимо, соответствовать максимум второму уровню усвоения, а для вторых – пятому.

    Шаблон формулировки целей в курсовой инструкции выглядит следующим образом *
    Изучив курс, Вы должны:
    Иметь представление:  

  • о теоретических источниках и методологических основах …;
  • об основных идеях классиков (конкретно), касающихся данной науки или ее отрасли;
  • об основных подходах и концепциях …;
  • об основах классификации и видах (типах)…;
    Понимать (уметь объяснять и интерпретировать):  
  • смысл и значение   базисных понятий и категорий …;
  • принципы   функционирования (деятельности) …;
  • сущность современных   подходов к…;
  • назначение и функции   элементов … системы;
  • механизмы   взаимодействия, структуры …;
  • особенности …;
    Уметь (быть способным):  
  • определять на реальных образцах   и в ситуациях проявления принципов, характеристик и   свойств…;
  • дать общее описание   объекта, явления, факта по заданным параметрам и характеристикам;
  • классифицировать объекты   по заданным критериям;
  • пользоваться   стандартными аналитическими инструментами (какими);
  • разрешать на основе   заданного алгоритма и исходных данных ситуации профессиональной деятельности;
  • выбирать на основе современных подходов и методик оптимальные вариант;  
  • пользоваться различными профессиональными информационными ресурсами и прикладными пакетами (следует конкретизировать);
  • набор специфичных для данного курса умений, например – составлять баланс, разрабатывать маркетинговый план, проводить учебные занятия по предмету, организовывать мероприятия, проводить финансовый анализ, составлять планы стратегического развития организации и т.д.
    Творческий подблок
  • cамостоятельно   анализировать явления, факты и объекты; определять критерии и параметры оценки …;
  • классифицировать объекты   по самостоятельно определяемым критериям; разрабатывать сценарии   развития (пути и направления развития …);   
  • состояние … по самостоятельно определяемым параметрам;
  • проводить сравнительный   анализ и сопоставление…;
  • выделять преимущества,   недостатки, ограничения …;
  • формулировать выводы,   предложения, решения в условиях неопределенностей (в отсутствие четких   критериев и условий)…;
  • самостоятельно находить   и использовать релевантную информацию.

    Здесь также дается набор   специфичных для данного курса творческих умений и способностей, например   – оценивать финансовое состояние   фирмы, определять тенденции развития экономики, вырабатывать   управленческие решения с учетом рисков, разрабатывать сценарии   антикризисного развития, составлять рекомендации по итогам бесед с   клиентами, давать консультации по решению психологических проблем и   т.д.

    * Здесь приведен максимально возможный набор вариантов формулировок.

  • РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru