• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Модель применения дистанционного обучения в организацию учебного процесса

    Информационные технологии внедряются в повседневную жизнь человека и общества и находят применение в различных сферах народного хозяйства. Эти процессы свойственны и в сфере образования.

    Действительно, исходя из современных требований, не только будущие специалисты в области компьютерных систем и технологий, но и студенты, инженеры, исследователи и научные работники, специализирующиеся в других направлениях, должны уметь войти и воспользоваться информационными ресурсами корпоративных и интернет сетей. Кроме того, необходимо приобрести навыки по умелому использованию инструментов и программных средств современных компьютерных технологий в сфере деятельности. Учитывая выше изложенное, и всё большую информатизацию общества, в блок общематематических дисциплин учебного плана средне специального и высшего образования включен предмет “Информатика”. Кроме того большое внимание уделяется вопросам организации и оснащения компьютерных классов и подключения к местным и региональным компьютерным сетям.

    В подготовке кадров, отвечающих современным требованиям, на передний план выдвигается более глубокое внедрение новых педагогических технологий, основанных на использовании передовых информационных технологий, и формирование методологии по их применению.

    Анализ существующей формальной модели учебно-методического процесса (рис.1) показал, что источники знаний составляют учебники, учебно-методические пособия, различные плакаты и другие средства обучения. Учебные занятия проводятся по твердой учебной программе, где преподаватель участвует как в качестве источника необходимых знаний, так и является основным звеном в передаче знаний студентам. Каждый слушатель в течении определенного времени, по траектории, согласованной с учебной программой (эту траекторию будем называть идеальной траекторией) переходит с одного этапа в следующий. В этом процессе определение реально полученных знаний, величины отклонения от идеальной линии, и минимизация этих отклонений возложены на преподавателя. Такому стилю обучения свойственны следующие недостатки:

    1. Преподаватель выполняет функции фильтра между источником знаний и студентом, т.е. объем и качество знаний, передаваемых студентам непосредственно зависят, от мировоззрения, уровня подготовленности преподавателя и его способности умелого проведения учебных занятий.
    2. Объективная оценка освоенных знаний студента и отклонения этих знаний от стандартного, а также минимизация этих отклонений непосредственно зависят от педагогического мастерства и степени подготовленности преподавателя. Естественно, эти недостатки являются основными причинами различного толкования и выполнения существующих стандартов обучения.
    3. Учебные материалы подготавливаются по твердой учебной программе, где не учитывается индивидуальность каждого студента, т.е. различная степень интереса к предмету, усвоения материалов занятий. Поэтому всем слушателям ставятся одинаковые требования.


    Рисунок 1.


    Кроме того, в связи с бурным ростом объёма информации, интенсивности ее потока возникают трудности в усвоении материала, подготовке учебных и методических материалов. Для устранения вышеизложенных недостатков необходим совершенно новый подход, стиль и новая методика, основанная на использования самых современных информационно-педагогических технологий, где значительный упор делается на возможности современных информационных систем и телекоммуникаций. А это является главной проблемой при организации учебного процесса в системе дистанционного обучения. На рис.2 представлена модель такого подхода для дистанционного образования.

    Рисунок 2.


    Согласно этой модели, формирование базы данных и знаний, создание учебников и учебных пособий существенно отличается от классической. Новый подход организации учебного процесса, установления контакта между преподавателем и слушателем состоит в том, что преподаватель теперь выполняет функцию координатора. У преподавателя появляется возможность введения коррекции на отклонение от идеальной траектории перехода с одного этапа в следующий. Расширяются возможности слушателя, т.е. теперь у него появляется возможность войти и воспользоваться в мир знаний преподавателя, в базу знаний и данных, в виртуальные библиотеки, установить контакт с виртуальными преподавателями, а также произвести объективную самооценку формируемых знаний.Одним из достоинств предлагаемой модели, является то, что появляется возможность проведения учебных занятий более оживленно, максимально приближенно к реальности. Кроме того, передача большей информации слушателям за короткое время, причем, одновременно в разные города и местности (дистанционное обучение) и более высокое усвоение материалов учебных занятий повышают производительность учебных занятий.Обычно, когда преподаватель проводит учебные занятие или во время чтения учебников студент либо слушает преподавателя, либо записывает учебный материал. При этом предлагаемую информацию сначала представляет перед глазами, а затем усваивает. Особенностью модели является то, что слушатель одновременно и видит, и слушает. По данным психологов, человек запоминает 5-10 % от услышанного материала, 10-15 % от увиденного. А если это объединить, то показатель эффективности усвоения повысится больше чем на 50 %.Предлагаемая концептуальная модель организации учебно-образовательного процесса можно внедрять поэтапно, начиная с кафедр вплоть до республиканского масштаба. Для этого необходимо создание следующих организационных основ, без которых нельзя получить ожидаемого эффекта:Подготовка и повышение квалификации кадров;Техническая обеспеченность;Методическая обеспеченность;Техническая и коммуникационная обеспеченность;Интегрированная информационная обеспеченность.Оптимальная структура и проведение дистанционных теоретических и практических занятий возможно при периодическом повышении квалификации (дистанционное обучение).

    Автор: Марахимов А.Р., Абдуллаев А.Х.
    Источник: ТГТУ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru