• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Проектирование дистанционного курса

    Дискуссии и конкретные ситуации

    Дискуссии проводятся как групповое обсуждение проблем по заранее заданным темам. Специалисты в области дистанционного образования любят называть их «виртуальными семинарами». Какая-то доля истины в этом есть, это и в самом деле аналог семинара, с одним маленьким отличием – обсуждение проводится не в режиме реального времени (хотя и это возможно – это так называемая онлайновая конференция) и без визуального контакта с собеседниками.
    С другой стороны, дискуссия в сети более продуктивна, что отчасти объясняется такими факторами:

  • участие каждого обязательно, невозможно спрятаться за спинами однокурсников;
  • студенты имеют возможность детально обдумать как свои, так и чужие ответы, прежде чем принять участие в «разговоре»;
  • виртуальная дискуссия дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем дать ответ. Для учебной дискуссии это очень важно.

    Современные технологические средства обеспечивают достаточно высокую контролируемость хода дискуссии и прекрасное управление ее ходом. Так, во все программные оболочки ДО «вмонтированы» инструменты организации дискуссий и обсуждений. Задача преподавателя (на этапе разработки курса) – разработка тематики дискуссий и подбор ресурсов под них.
    Дискуссии проводятся обычно в 3 этапа: 
    1. в указанное время студент присылает ответ (текст) на дискуссионную страничку веб-сайта. Время ответа задается не более 2-х дней;
    2. затем, после прочтения на дискуссионной страничке посланий (мнений) своих сокурсников или мнение преподавателя, студент
    3. посылает преподавателю или на дискуссионную страницу свое мнение по поводу высказываний сокурсников (или преподавателя). Срок исполнения также не более 2-х дней
    Три итерации – это минимум, может быть и больше. Разумеется, дискуссия может занять слишком много времени, но тут должен сработать здравый смысл, и преподаватель должен вовремя подвести черту обсуждениям.

    Поскольку цель дискуссии – не элементарная проверка усвоения, а оценка понимания материала студентом и его способности сопоставлять теорию с практическими примерами, то и к дискуссионным темам предъявляется ряд требований:
  • соответствие теме (тематическому блоку);
  • научность – не стоит делать темой дискуссии ненаучные факты и явления. Можно, конечно, пообщаться со студентом о зомбировании правительством своего народа, телекинезе или летающих тарелочках, но лучше делать это в виртуальном кафе (а еще лучше вообще не забивать себе и другим голову такими вещами);
  • проблемность – наличие в теме определенных противоречий, которые могут быть сняты после того, как студент проработал материал и обсудил свои мысли с другими;
  • привязанность к практике – тема не должна быть излишне абстрактной (разумеется, степень абстракции сильно зависит от содержания курса).

    Темой дискуссии может быть как какая-нибудь проблема, затронутая в тексте самого курса, так и статья (желательно из библиотеки курса), чье-либо высказывание или ситуация. Очень важно правильно сформулировать вопросы или задания к дискуссии: студент должен четко понять, что от него требуется. Нежелательно формулировать вопросы и задания таким образом: «Что вы об этом думаете?», «Что бы вы сказали по этому поводу?», «Выскажите свое мнение» и т.д. Лучше так: «Прав ли …, говоря так? Почему?», «Попытайтесь опровергнуть (или подтвердить) высказанную точку зрения» и т.д. Обобщая, можно сказать, что дискуссионные задания должны побудить студента покопаться еще раз в материале курса и библиотеке, а не опираться на здравый смысл или общую эрудицию.
     
    Типичные критерии оценки дискуссий:
  • Минимум 3 полных абзаца текста (на этапе 3 – минимум 1 абзац).
  • Своевременность представления (как указано в инструкции).
  • Степень использования рекомендованных источников (как в плане широты, так и плане глубины).
  • В ответе отражено свое отношение к теме.
  • Обоснованность и аргументированность своей точки зрения (в том числе практическими примерами).

    Задания на анализ конкретных ситуаций (кейсы)
    в целом должны соответствовать тем же требованиям, что и дискуссионные задания. Разница в том, что кейс – это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. И задания (вопросы) в большей степени связаны с анализом и оценкой действий участников.
    Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из его (или не его) реальной практики, журналов, газет, других изданий. Можно сделать кейс-ссылку: указать студентам соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там. Так достаточно часто поступают на американских дистанционных программах: пересылают студента на сайт какой-либо фирмы, просят посмотреть там определенную информацию, а затем ответить на вопросы или высказать свое мнение об увиденном. Правда, на сайтах российских фирм не много увидишь, но тем не менее.
    Прочтя и проанализировав ситуацию, студенту нужно будет ответить на ряд вопросов. И эти вопросы независимо от того, откуда кейс взялся, нужно продумывать самому преподавателю. Подчеркиваю: очень важно, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента примерить эту ситуацию на себя.
    Обычно для анализа кейса отводится не более 2-х дней.
    Типичные критерии оценки кейса:

  • Минимум 1,5 стандартных страниц текста. 
  • Своевременность представления (как указано в инструкции).
  • Соответствие выводов теоретическому материалу (с соответствующими ссылками на теоретический материал по данной теме).
  • Обоснованность и аргументированность своей точки зрения (в том числе практическими примерами).
    Результаты работы студентов над кейсом могут быть оценены индивидуально или выведены в дискуссию. То есть получается комбинированный вид учебной деятельности: кейс + дискуссия.

    О доставке дискуссий и кейсов
    Хотя это больше и технико-технологический вопрос, тем не менее, от преподавателя – разработчика курса также зависит, какой способ доставки дискуссий и кейсов будет выбран.
    Они могут доставляться студенту тремя путями:
    1. тема дискуссии или кейс появляются на сайте в определенное время (после какой-то темы);
    2. темы дискуссии или кейс высылаются студенту по электронной почте (или он получает ее напрямую каким-то другим способом);
    3. все темы дискуссий и/или кейсы сразу «висят» на сайте курса (на соответствующей страничке). Этот вариант, видимо, более предпочтителен, так как студент в этом случае получает возможность представить себе полную картину курса сразу.

  • РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru