• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Создавая собственный электронный курс

    Чтобы отвечать на вызовы современности: сокращение бюджета, быстро меняющееся окружение, постоянные перемещения работников, их распределенность по всему миру - все больше компаний начинают создавать свои собственные электронные учебные материалы. Помочь им призваны инструменты быстрой разработки – наборы программ, которые позволяют создавать электронные тренинги и упаковывать их в удобный для пользователей формат.

    Инструменты для авторинга (в самом широком смысле) существуют уже давно (вспомним хотя бы программу для создания презентаций PowerPoint), но прелесть современных инструментов состоит в том, что они используют подход, основанный на обращении к различным органам восприятия и использованием интерактивностей. Современные инструменты авторинга используют закадровые комментарии, контрольные опросы, мгновенную реакцию на действия пользователя, анимацию, снимки изображений экрана, симуляцию работы приложений и так далее.

    Подобные инструменты обладают большим потенциалом в плане экономии времени. «У нас есть один клиент, компания, которая надо признаться, использует очень старое программное обеспечение. И у них уходит день на то, чтобы создать слайд или два учебного материала» - рассказывает Майк Элкок (Mike Alcock), управляющий директор компании Atlantic Link - «А с использованием правильного инструмента для быстрого авторинга вы можете создать 100-120 слайдов, например, для симуляции работы приложения, за то же время.

    Что же, учебные курсы a-la презентация PowerPoint в прошлом? К сожалению, не все так просто. Как и во всем остальном, результат на выходе не лучше исходного материала, вне зависимости от того, какими инструментами вы пользуетесь. И, как правило, разница между учебным материалом, созданным специалистом по обучению и развитию персонала, и профессиональным разработчиком учебных курсов, видна невооруженным глазом.

    Электронные курсы «быстрого приготовления», т.е. курсы, созданные с помощью инструментов быстрой разработки, обычно техническими специалистами в какой-либо области подвергаются критике со всех сторон. Утверждается, что хотя современные средства позволяют создавать курс сравнительно быстро и дешево, качество подобных курсов обычно весьма низко, они плохо спроектированы и не имеют практической образовательной ценности. Некоторые даже называют подобные курсы «стероидным PowerPoint-ом».

    Действительно, для неспециалиста в области педагогического дизайна, будет весьма сложно создать полноценный, законченный электронный курс. Однако создание отдельных компонентов, таких как: короткие демонстрации, контрольные опросы, симуляция работы приложений, предназначенных для дополнения, скажем, проводимого в классе занятия - это то, что окажется по силам любому специалисту по обучению и развитию персонала.

    Выбор правильного инструмента

    Так как же правильно выбирать инструмент для быстрой разработки, который подойдет именно вам? Выбор очень широк. Подобные программы появляются в последнее время, как грибы после дождя. На данный момент на рынке представлено более ста подобных программ (к примеру, база данных Brandon-Hall Authoring Tools включает свыше 120 таких программных инструментов).

    Одна из самых важных вещей – это ориентироваться на свою конечную аудиторию. Пол Стивенс (Paul Stevens), управляющий директор компании Assima, объясняет: «Вы должны знать имеющиеся традиции обучения в вашей компании, уровень компьютерных навыков ваших конечных пользователей и, конечно же, конечную цель вашей работы. Разрабатываете ли вы просто отдельное пособие или комплексную систему, внедряемую как часть бизнес-процесса? Все эти факторы определяют тип приложений, которые вам понадобятся.»

    На втором месте, очевидно, вопрос бюджета. Программы авторинга, работающие на клиентском компьютере обычно дешевле, чем клиент-серверные приложения. Есть также и ряд приложений с открытым исходным кодом. Главное отличие клиент-серверной архитектуры в том, что вся ваша работа будет сохраняться на сервере сети и может быть доступна онлайн.

    Вложения в клиент-серверную архитектуру могут быть вполне оправданы. Например, если вы работаете с большим количеством элементов учебного контента, ваш контент часто меняется или постоянно требует незначительных дополнений. Также подобная архитектура хорошо подходит для совместно используемых учебных программ, позволяя осуществлять мгновенный отклик и вносить изменения по ходу использования. Кроме цены, преимуществом «клиентских» программ является то, что они обычно основаны на стандартных офисных приложениях и потому сравнительно легки и понятны в установке и использовании.

    Большинство поставщиков предлагают двух-трех дневные тренинги по использованию их продуктов и, как правило, предоставляют онлайн поддержку и учебное руководство для пользователей. Быстрорастущее количество блогов и форумов по данной тематике может стать полезным источником информации. «Я уверен, что чрезвычайно активное сообщество нашего Интернет форума дает нам конкурентные преимущества», – говорит Марк Шварц (Mark Schwartz) - исполнительный вице президент компании Articulate. «У нас потрясающее сообщество пользователей, которые искренне готовы помочь друг другу стать настоящими героями электронного образования».

    Согласно эмпирическому правилу, чем более детально проработанный курс вы хотите создать, тем более изощренными должны быть используемые вами инструменты. Для обучения работе с различными системами рекомендуется использовать средства авторинга систем подготовки специалистов, которые позволяют использовать симуляцию работы приложений, захват содержимого экрана и т.д.

    «Главное, найти программу авторинга, которая подходит для решения вашей задачи», - говорит Мэтт Пирс (Matt Pierce), менеджер по тренингам компании TechSmith. «Это должна быть программа, которая работает для вас и не требует для этого больших усилий и времени».

    По этой причине важно опробовать различные продукты в работе (и многие компании предлагают бесплатно опробовать их продукцию) и определить, какие возможности программы обязательны, а какие опциональны. Как подметил Марк Шварц: «Если потребуется идти на какие-то жертвы, убедитесь, что все заинтересованные лица понимают и согласны с ними, прежде чем вы осуществите внедрение программы».

    Создание хороших электронных курсов

    Наиболее «скоростные» из средств быстрого авторинга содержат инструменты, которые помогают направить технических специалистов в какой-либо области на рельсы правильного педагогического дизайна. «Все дело в том, чтобы помочь людям мыслить более креативно, в то же время правильно структурируя материал», - объясняет Дэрек Винмос (Derek Wenmouth), один из директоров новозеландской компании CORE Education, которая участвует в разработке программного продукта «eXe» - приложения для электронного образования с отрытым исходным кодом.

    «Все наши инструменты основаны на шаблонах, что позволяет быстрее познакомиться с возможностями нового продукта. Вы должны быть знакомы со своим инструментарием прежде, чем начать планирование нового материала, чтобы планировать разработку, исходя из реальных возможностей» -  говорит Ларс Уннэберг (Lars Unneberg), CEO расположенной в Норвегии компании Mohive. «Фокусироваться необходимо на результатах и конечных целях».

    Это особенно важно, так как легко, увлекшись разнообразнейшими возможностями современных программ, уклониться в сторону от целей курса. Включить в учебный курс интерактивную викторину или видеоигру, не имеющую никакого отношения к предмету изучения, может быть весело, но вовсе не обязательно полезно для учебного курса. «Наличие в средстве авторинга шаблонов или предустановленной структуры помогает забыть о распространенной проблеме, когда люди забывают о целях курса, увлекшись «рюшечками», - объясняет Винмос.

    Согласно одному из основных аргументов критиков электронного образования, чрезвычайно трудно чем-то заменить интерактивность обучения лицом к  лицу с преподавателем. Вы должны быть уверены, что ваш курс в должной мере привлекает внимание учащихся и содержит достаточно практических занятий - так советует Р.Джи. Жакез (RJ Jacquez), руководитель по продвижению товаров компании Adobe.

    «Очень часто мы учимся на собственных ошибках. Хорошие средства авторинга позволяют вам создавать курсы, в которых учащимся дозволено совершать ошибки. С дальнейшим объяснением того, что именно они сделали неправильно, и почему это было неправильным», - добавляет Стивенс.

    В конце концов, похоже, что главное, как и в разработке любого типа учебных курсов, фокусироваться на содержании, а не на инструменте. «(Работа со средствами авторинга) подобна изучению нового языка», - говорит Жакез. «Если вы учите новый язык, вы должны научиться им пользоваться. То же самое и с технологией – ей надо научиться пользоваться, освоиться с ней, а затем уже применять ее на практике».

    Наведение мостов через пропасти

    Большинство разработчиков средств для быстрого создания учебных электронных курсов отметило положительное развитие отрасли в прошлом году. «Компании ищут инструменты, которые позволят расширить их возможности и обратиться к большему количеству людей. Они хотят сократить время, расходуемое сотрудниками в дороге, и, одновременно,  хотят получить инструменты, которые позволят подготовить сотрудников к обучению, чтобы те лучше усваивали учебный материал», - объясняет Пирс. «Также – отмечает Уннэберг – продолжительность тренинга становится критичной величиной. Ждать вечно больше никто не согласен».

    Другой аспект, который содействует изменению ситуации на рынке электронного образования, это требования нормативных актов. «Многие наши клиенты провели в срочном порядке тренинги со своими сотрудниками, с целью приведения ситуации в компании в соответствие с данным требованиям. В то же время, они сами отслеживают уровень компетентности сотрудника», - поясняет Шварц.

    В то же время, мобильные технологии получают повсеместное распространение, и «учеба на ходу» продает сама себя как очевидный способ экономии времени и денег. «Я абсолютно уверен, что будущее за мобильными технологиями», – говорит Жакез  «Сегодняшний выбор мобильных устройств впечатляет. Однако остаются две проблемы - отсутствие единой платформы и маленький размер экрана этих устройств».

    Похоже, что размер экрана является, на данный момент, основной проблемой. «У нас уже есть технологии для создания обучающих курсов для мобильных устройств, но не видим никого, кто бы создавал и внедрял их» - говорит Элкок – «Я думаю основная проблема в маленьких экранах устройств – ощущения вовсе не те, как при просмотре курса на большом экране ноутбука или ПК».

    Может быть следующим шагом в терминах Шварца должен стать мост между «подвижным и большим». «Конечно, останется проблема, как предоставить широкий функционал в сочетании с простотой использования, необходимой для массового потребителя»,- замечает он. «Нам нужно учесть пожелания как технических специалистов-консультантов привлекаемых к разработке, так и высококлассных проектировщиков» - соглашается Уннэберг. Похоже, проектирование хороших электронных обучающих курсов со временем станет легче.

    Напоследок краткие рекомендации: мы попросили экспертов составить тройку советов по проектированию электронного обучения:

    Пол Стивенс, Assima

    1. Убедитесь, что приводимые примеры актуальны для конечных пользователей.

    2. Добавляйте пояснения к советам и подсказкам, объясняйте учащимся не только «как», но и «почему».

    3. Подавайте материал удобоваримыми порциями. Симуляции не должны быть протяженнее 15-20 минут.

    Майк Элкок, Atlantic Link

    1. Планируйте, планируйте, планируйте - всегда просите предоставить сценарий на бумаге или в специальном приложении.

    2. Осторожней с интерактивностями. Распределяйте работу между заданиями типа «покажи и расскажи», чтением, проверкой знаний и т.д.

    3. Привлекайте экспертов-консультантов - они знают все по данному вопросу.

    Марк Шварц, Articulate

    1. Встаньте на место учащегося. Вы сами захотели бы пройти курс, который создаете?

    2. Творите. Используйте цвет, различные среды, управляемые пользователем исследования, истории, и т.д.

    Участвуйте в блоге Rapid E-Learning (www.articulate.com/rapid-elearning). Он полностью посвящен легкому созданию вовлекающих электронных учебных курсов и полон практических советов.



    Источник: BSC

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru