• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Учебно-методические материалы для заочно-дистанционной формы обучения

    Электронный учебник

    Общие требования

    Э
    лектронный учебник является ключевым моментом заочно-дистанционной формы обучения. Несмотря на то, что термин "Электронный компьютерный учебник" (ЭКУ) приобретает все большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Единое общепринятое определение отсутствует, однако ясно, что его нельзя сводить только к одному из многочисленных видов обучающих программ. Довольно распространенным является взгляд на ЭКУ, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот “электронный лектор” призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

      • представление физических, химических и т.п. процессов в динамике· наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.)
      • компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление· аудиокомментарий автора учебника· включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации
      • организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст)
      • быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде
      • оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

    Процесс создания ЭКУ требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник , так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов – “лектора-предметника” и “специалиста-программиста”. Можно рекомендовать следующие основные этапы этой работы:
      • подготовка чернового варианта текста учебника (крайне полезно иметь пособие по курсу лекций, хотя, быть может, оно будет радикально переделано в дальнейшем)
      • разработка “сценария” взаимодействия отдельных частей ЭКУ (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала организация возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе чтения ЭКУ
      • реализация составных частей ЭКУ на компьютере.

    При этом любые знания по информационным технологиям “лектора-предметника” являются чрезвычайно полезными, но отнюдь не обязательными. Более того, на первых двух этапах большую (если не решающую) роль имеют квалификация автора в предметной области и его способности педагога и методиста. Причиной этого является то, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, автору приходится сталкиваться с заметными трудностями, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося. Остановимся на некоторых из них.

    Процесс трансформации знаний реализуется опосредованно через текст по схеме "знания автора" - текст - "знания читателя" и, к сожалению, допускает необратимые потери на всех его стадиях. Так, уже на первом этапе, проходящем еще без читателя, созданный автором текст содержит не знания автора, а лишь определенную информацию о них. В очной форме обучения квалифицированный лектор обладает многими дополнительными ресурсами, позволяющими уменьшить эти потери. Правильно расставленные акценты речи, преимущества вербального общения дают возможность не только обратить внимание на наиболее важное в изучаемом разделе, но и оперативно выстроить обратную связь с аудиторией, менять план лекции в зависимости от степени усвоения материала. При этом нельзя недооценивать роль вопросов слушателей и “провокационных” вопросов лектора, общения студентов друг с другом.

    Учитывая указанные проблемы, необходимо максимально облегчить работу обучающегося с ЭКУ. По каждому разделу (за исключением редких чисто описательных) обучающийся должен не только ясно представлять его цель и постановку задачи, но и осознавать конфликтность ситуации, суть возникших проблем (зачем это нужно? почему это не было сделано ранее на основе старого аппарата?) и лишь затем механизм разрешения этой конфликтности. Так как объем и оперативность консультаций с преподавателем ограничены по сравнению с очной формой обучения, полезно использовать в ЭКУ представления преподавателя о типовых наиболее вероятных вопросах обучающихся, “провокационные” вопросы, небольшие внутренние тесты для контроля усвоения материала.

    Важным моментом при подготовке ЭКУ является подготовка сценария взаимодействия отдельных частей ЭКУ и сценария аудио- и видеосюжетов, когда особенно. могут быть задействованы мощные аудио- и видео возможности компьютера. Слабые знания о программном обеспечении у “лектора-предметника”, как уже отмечалось, не являются препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в других областях. Основная цель – изучить возможности современных информационных технологий, обратив особое внимание на аудио- и видео фрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь – сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать. Следующим шагом должна стать совместная работа “лектора-предметника” и специалиста по информационным технологиям, когда все указанные выше фрагменты предварительной работы многократно корректируются для воплощения в ЭКУ.

    Содержание и структура ЭКУ 
    О
    сновное содержание ЭКУ должно включать:

      • опорный конспект
      • конспект лекций
      • детализированный курс
      • углубления отдельных разделов курса.
    На начальном этапе работа ведется с первыми двумя конспектами. Заменой третьего может служить выбранный учебник ("твердая копия" и различные ссылки на нее). Четвертый служит для углубленного (“профессионального”) изучения ряда разделов. И сам учебник, и его разделы обязательно перед изложением основного материала содержат вводную часть. В ЭКУ, кроме того, присутствуют список литературы и глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.
    Вводная часть.
    Особенно в этой части материал должен быть тщательно структурирован (отражен состав раздела и всего курса, а также связи между ними). Она содержит:
      • краткую программу курса, согласованную с гос. стандартами, перечень и иллюстрацию основных задач курса, значимость и актуальность их решения
      • перечень базовых дисциплин, знание которых необходимо для усвоения курса
      • перечень дисциплин, изучение которых основано на знании изучаемого курса
      • структуру курса (раздела), функциональные и логические связи
      • общие рекомендации по порядку изучения курса (в том числе, какие разделы можно изучать независимо)
      • указания, где следует искать развитие и углубление задач курса, выходящих за рамки учебной программы, и изучение каких разделов курса необходимо для отдельных групп специальностей, ссылки на литературу с комментариями.

    Основной материал. В каждый раздел (тему) помимо вводной части полезно включить:
      • постановку задачи (существо проблемы)
      • иллюстрации основных задач и значимость их решения
      • геометрические, физические иллюстрации, мультипликации, клипы по различным положениям курса, раздела
      • аудио фрагменты
      • перечень разделов, использующихся в решении, и разделов, которые используют данное решение
      • методы, способы, приемы с демонстрацией их практического использования
      • "физическую" интерпретация результатов (без формул), условия, когда установленный факт имеет место и его значимость в курсе
      • там, где это возможно и имеет смысл, другие методы решения данной задачи
      • наиболее часто встречающиеся технические приложения, использующие данные результаты
      • ссылки на необходимые знания предшествующего материала

    Каждая тема должна сопровождаться примерами и задачами:
      • иллюстрирующими изложение (с подробными решениями)
      • для самостоятельного решения (с указаниями и ответами)
      • для контрольного решения (с последующим указанием необходимости повторного изучения пройденных разделов курса или решением об аттестации)
      • контрольными вопросами на связь пройденных разделов курса.

    Всячески поощряется и рекомендуется, где это возможно, "проблемно ориентированное" (“case study”) изложение материала, когда студент знакомится с проблемой, фактом или явлением не по традиционной схеме (теоретический материал - методы решений - иллюстрирующая задача), а в результате постановки и решения конкретной задачи (примера).

    По характеру работы обучающегося с ЭКУ каждый раздел последнего может содержать следующие части:
      • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с внедренными в него рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами и т.п. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс
      • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных лабораторных работ предлагаются наглядные компьютерные модели (лабораторный практикум может быть выделен в самостоятельный программный продукт)
      • контрольная часть - набор тестов, включающий как вопросы по теоретической части, так и решение задач и упражнений (возможно введение подсказок при неправильном ответе с предложением снова попытаться решить задачу); 
      • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска); таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств и т.п.; сводки основных формул; другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме;
      • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации.
    Требования к программному обеспечению
    Разрабатываемое программное обеспечение должно обеспечивать:
      • применимость на различных платформах
      • обучение в режиме «on-line»
      • простоту использования в сочетании с мощными функциями
      • интерактивную помощь в обучении
      • оперативность переключения с одного изучаемого раздела на другой
      • поддержку индивидуальной и коллективной форм обучения
      • удобный просмотр иерархии изучаемых объектов
      • возможность выбора произвольной (помимо рекомендуемой) последовательности изучаемых разделов
      • ввод обучающимся необходимой информации в процессе занятий с последующим ее обновлением
      • мониторинг результативности выполнения индивидуальных заданий для обучающихся
      • распечатку файлов, графиков, больших диаграмм на стандартных страницах
      • гибкость представления диаграмм, графиков с выбором со стороны обучающегося их отдельных фрагментов, данных, формул
      • анимацию процессов функционирования изучаемых систем
      • наличие средств контроля ошибок обучающихся при выполнении индивидуальных заданий
      • поддержку стандартов графических интерфейсов
      • поддержку отображения GIF- и JPEG-изображений
      • работу с глоссарием
      • применение систем поиска разделов, заголовков, рисунков, формул, ссылок
      • поддержку возможности создания и использования закладок
      • вариацию шрифтов
      • масштабирование формул
      • нумерацию разделов, формул, графиков, рисунков
      • ссылки на разделы, формулы, источники и работу с ними
      • протоколирование действий обучаемых
      • аудио, видео сопровождение
      • контроль целостности программного обеспечения компьютерного учебника
      • наличие полей для заметок, организация в указанных местах свободных зон для комментариев.

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru