• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Образовательные интернет-системы

    В последнее время в российском обществе активно обсуждается проблема образовательной подготовки. Дефицит кадров (причём не только высшей квалификации, но и хорошо обученных работников массовых профессий) фактор, ограничивающий развитие многих компаний. Существенное влияние этого фактора на бизнес признают многие предприниматели, задумывающиеся о своем будущем.

    Большинство участников данной дискуссии сходятся во мнении, что дефицит порожден не только несоответствием структуры профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу. Корни кадрового голода лежат гораздо глубже. Слишком велик разрыв между фактически сложившимся качеством массовой общеобразовательной и общекультурной подготовки и тем его уровнем, что необходим для освоения профессиональных знаний адекватных требованиям современной экономики. Это обстоятельство делает традиционные вложения бизнеса в обучение персонала заведомо мало эффективными.

    Государство за прошедший год сделало первые шаги по разработке и формулированию внятной политики в образовательной сфере.
    В течение прошлого года была разработана и предложена на обсуждение, с целью дальнейшего претворения в жизнь, концепция реформирования образовательной системы, которая меняет не отдельные звенья, а всю систему в целом, с кардинальной сменой самих принципов её существования.

    Разработчики концепции, понимая, что государство поставлено в очень жесткие конкурентные условия, существенно ограничено во времени отпущенном на реформы и не имеет возможности провести реформы старыми методами на всей территории России, предложили взять за основу принцип открытого образования. Полагая под понятием "открытое образование" возможность доступа к разнообразным образовательным ресурсам единого качества из любой географической точки страны и возможность строить на этой основе индивидуальную траекторию обучения. За счет этого принципа, планируется обеспечить равные возможности по получению качественного образования независимо от территориального места проживания обучающегося. Реализовать систему открытого образования предлагается на основе информационных технологий.

    О проекте
    В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 05.09.2000 № ВМ-П8-24678 и протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко от 22.09.2000 № ВМ-П8-49пр Министерству образования Российской Федерации было поручено сформировать содержательную часть программы развития единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.
    Приказом Министерства образования Российской Федерации № 2976 от 17.10.2000 г. головной организацией по разработке проекта программы был назначен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГосНИИ ИТТ).
    Руководителем рабочей группы по подготовке проекта программы был утвержден заместитель директора ГосНИИ ИТТ д.т.н., профессор В.П. Кулагин.
    Подготовленный рабочей группой проект программы был в целом одобрен Министром образования, а в дальнейшем - Президентом Российской Федерации.
    29 декабря 2000 Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поручение Председателю Правительства Российской Федерации, в котором считал необходимым поддержать разработку программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.» и просил в 1 полугодии 2001 г. рассмотреть вопрос об утверждении данной программы.
    Проект Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." можно посмотреть здесь -
    http://www.informika.ru/text/goscom/pfzp

    Поэтому одной из первых задач по реформированию образовательной системы является информатизация образовательных учреждений, и на решение её мобилизуются необходимые средства. Для обеспечения компьютерами образовательных учреждений государство выделило в этом году порядка 1 млрд. рублей. По мере создания инфраструктуры, станет актуальным вопрос о разработки высококачественных образовательных ресурсов, которые на сегодня практически отсутствуют, также отсутствуют технологии создания и эксплуатации подобных ресурсов.

    То есть, по мере реализации программы реформирования образовательной системы (1-2 года) со стороны государства будет предъявлен спрос на высококачественные образовательные интернет проекты и, соответственно, у компаний, которые смогут разработать и освоить эффективные технологии разработки/эксплуатации подобных ресурсов, будут иметь значительные конкурентные преимущества, и фактически будут контролировать весь этот рынок. Но, это только один сегмент рынка образовательных технологий.

    Данный рынок можно четко сегментировать по потребителям следующим образом:
    1) корпоративные заказчики (подготовка/поиск/отбор персонала);
    2) высшая школа;
    3) государственные (партийные) структуры (поиск/отбор кадров);
    4) государственная система образования.

    И если спрос со стороны государственной системы образования, высшей школы пока только обозначается, то спрос со стороны корпоративных заказчиков и государственных структур уже приобрел значимые объемы. Многие крупные компании России активно занимаются поиском и подготовкой своих кадров.
    Что касается предложения, то организаций, обладающих необходимыми технологиями для выполнения подобных заказов, на сегодня практически нет. А те компании, которые заявляют о своем присутствие на рынке, находятся на самом начальном этапе разработки образовательных интернет-технолгий. Поэтому говорить об их перспективах и эффективности их решений пока рано, да и самих решений даже на уровне опытного образца пока нет, все что представляют - это некий гибрид огромной библиотеки с современной системой контекстного поиска и неких мультимедийных "фенечек", что выдается за "новые образовательные интернет-технологии". Вообще-то маловато будет.
    Итак, краткий вывод. На данном рынке конкуренции на сегодня практически нет, все игроки, как новички, так и старожилы находятся примерно в равных условиях. Причем можно предположить с высокой степенью вероятности, что никакие преференции в виде административных и денежных ресурсов не будут играть решающую роль на этом рынке при определении лидера, Основной ресурс, определяющий успех компании на данном рынке - интеллектуальный ресурс. И, что стоит отметить отдельно, так это возникновение ощущения "дежавю", в свое время компания Microsoft начинала свою деятельность в подобных условиях и смогла обыграть куда более могущественных в финансовом и административном плане конкурентов. Так что вполне возможно появление на данном рынке новой компании по своему могуществу сопоставимой с Microsoft.
    Вообщем гонка началась, старт дан совсем недавно и если у Вас есть желание и видение перспектив развития данного рынка, то Вы можете поучаствовать в ней, выигрыш еще никому не заказан.

    Дела по факту или ужасающий реализм


    Итак, перспективы потрясающие и много красивых слов про возможности интернет-образования (или по ихнему e-learning) сказано. Зарубежные исследовательские агентства уже посчитали сколько денег заработают компании, занимающиеся e-learning'ом, но что же реально сделано у них и что предпринимается у нас? Как всегда, на практике все выглядит не столь эффективно и привлекательно.
    На западе, несмотря на достаточно успешные опыты построения внутри корпоративных обучающих систем (например, более 60% всего обучения в компании Dell ведется в онлайновом режиме, и в ближайшие два-три года планируется повысить этот показатель до 90%) в большинстве своем интернет-обучение сводится к переводу в электронный вид традиционных курсов колледжей или университетов и последующей рассылке их по электронным адресам абитуриентов. Плюс к этому возможность наблюдать за лекциями преподавателей через Веб камеру. Также возможно "интерактивное" общение с преподавателем подразумевающее под собой возможность послать ему письмо или оставить вопрос в гостевой книге. После N-го количества полученных мегабайт информации обучаемому предлагается пройти онлайн тест, по принципу игры "О счасливчик" один вопрос и несколько вариантов ответа. Тем кто угадал вручается диплом об успешном обучении. Но, подумайте, можно ли приравнивать диплом Гарварда и Стэндфорда с дипломом, полученным в онлайне?
    Безусловно, передовиками производства в области онлайн обучения являются консалтинговые компании. Они опять все знают и умеют. Наибольших успехов на этом поприще достигла компания PricewaterhouseCoopers. Ее консультанты "раскрутили" (иначе и не назавешь) министерство обороны США на 486 млн. $ под онлайн обучение 80 тысяч американских солдат. Дабы повысить их интелектуальную мощь и пр. и пр. Для этого первым шагом было предоставление каждому солдату нотбука и доступа в интернет, где они должны обучаться, получая доступ к научной информации.
    А вот теперь подумайте и скажите: На какие сайты пойдет солдат получивший доступ к сети? Смею предположить, что это будет не библиотека Конгресса.
    Кстати, буквально через 3-4 месяца после начала данной программы Пентагоном было дано поручение одной из компаний на разработку программы фильтрующей порнотрафик в армейских интернет-сетях.
    Ну, а что же у нас. У нас тоже весело.

    Например, компания Формоза заявила, что выпустила компьютеры для обучения и ей даже дали какой-то диплом, как показатель того, что именно собранные у нее компьютеры подходят для этих целей. Представляете, такая вот специальная железка хитро заточенная под образование.
    Федерация Интернет-образования вот уже больше года плодит по всей стране филиалы, в которых обучает учителей работе с интернетом. Чтож, дело похвальное и благородное. Только с эффективностью этого проекта не все так однозначно. Если в Москве и Питере еще есть вероятность того, что, школьный компьютерный класс подключен к интернет, а у учителя есть возможность заплатить хотя бы 20$ за Dialup, то в регионах у учителей нет ни того, ни другого. А тогда в чем смысл данного проекта?
    Подтягиваются к e-learning'у и интернет компании:
    Согласно распространенному 14 июня пресс-релизу, компания e-Business East (Russia) начинает активное развитие направления e-learning. Для этойцели в структуре компании создается специальное подразделение, которое будет заниматься разработкой, созданием и внедрением на российском рынке мультимедийных решений в сфере e-learning. По словам представителей компании, причиной, побудившей e-Business East обратить внимание на новое направление деятельности, стало общее развитие технологий, обострение конкуренции, процессы глобализации компаний.
    Все эти процессы требуют от участников рынка поиска новых нестандартных подходов к обучению и тренингу своих сотрудников. Обширные возможности для решения этих задач, как считают в e-Business East (Russia) предоставляют технологии дистанционного обучения. По мнению многих экспертов следующим революционным шагом на пути их развития являются решения e-learning.

    Конечно, хорошо, что у компании еще есть деньги (хотя бы на пресс-релизы). Также приятно осознавать, что в некоторых компаниях есть многофункциональные специалисты. Позавчера занимались созданием личных страничек, вчера электронной коммерцией, сегодня будут заниматься интернет-образованием. Ну и что, что ничего не вышло. Главное не победа, главное участие.
    К сожалению, следует констатировать, что и проект Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." оставляет желать лучшего. Коротко всю программу можно свести к следующему перечню действий: закупить компьютерную технику и поставить ее в школы и Вузы; обучить преподавателей, чтобы потом они научили учеников; разработать электронные учебные материалы (раньше читали книги, теперь эти книги будут в электронном виде), а дальше получив доступ к информационным ресурсам все должны заняться образованием.
    Полностью перечень программных мероприятий можно посмотреть здесь http://www.informika.ru/text/goscom/pfzp.
    Но, можно с большой долей вероятности утверждать, что, поставив в школы компьютеры и научив школьников пользоваться Интернетом общий образовательный уровень от этого не повыситься. В качестве примера можно привести ту же Америку, компьютеризированную дальше некуда. Компьютеров там много, а вот по настоящему образованного человека встретишь не часто.
    Могу предположить, что одной из причин неудачи внедрения систем интернет-образования является то, что в качестве экспертов при ее подготовке привлекаются традиционные "специалисты". Продукты старой системы образования - они пытаются перенести старую и хорошо знакомую им систему класно-урочного преподавания в сеть. Сетевые технологии Интернета активно пытаются приспособить к существующей предметно-урочной системе образования созданной более трех веков тому назад А.Я. Коменским. Это получает отражение в создании так называемом "дистанционном образовании", когда обучаемому пересылаются тексты, а весь процесс обучения сводится к передаче и приему информации. В результате учащегося пичкают огромными объемами информации, которая устаревает раньше, чем он получает диплом.
    Здесь также следует отметить, сеть в основном используется по принципу "я положил, ты взял", по принципу большой сетевой библиотеки, в которой, по сравнению с традиционной, лишь улучшен поиск и способ доставки информации. А именующие себя "образовательными" сайты имеют отношение к образованию лишь постольку, поскольку информация, размещаемая на них, может быть использована в целях обучения.

    Но, не все так плохо.

    В России есть структуры нашедшие удачный симбиоз новейших образовательных и сетевых технологий. Когда для организации эффективного обучения используется создание "образовательных сред". Ситуаций, когда обучение происходит через создание тренажеров и имитационных систем, где происходит отработка навыков и способов действий. Создание и эксплуатация таких систем позволяет вырабатывать у обучаемых наборы определенных навыков, умений и способностей. (Здесь можно провести аналогию с тренажерами для пилотов авилайнеров, когда компьютерное моделирование позволяет отработать у летчика действия в экстремальных ситуациях не подвергая риску ни его ни самолет) Возможность создания в сети Интернет таких образовательных систем для различных специалистов от экономистов и управленцев до автомобилистов и конструкторов есть уже сегодня. Остается лишь ждать, когда подобные системы будут доступны для всех, а не только для ряда крупных компаний и корпораций.

    Автор: Веркор Виктор, Пархоменко Олег
    Источник: PG Consulting Group

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru