• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Электронное образование в облаке

    Значение электронного образования для учебных заведений быстро возросло, успешному развитию способствовала «золотая клетка» виртуальной учебной среды. Между тем, многие студенты создают свои собственные учебные среды, комбинируя различные сервисы Web 2.0, которые они находят наиболее удобными. Облачные вычисления предлагают учебным заведениям новые возможности для предоставления динамичных и актуальных, основанных на интернет-технологиях приложений для электронного образования. Облачные вычисления обеспечивают высокий уровень обслуживания потребителей и соответствие электронного курса политике учебного заведения и государственным учебным стандартам. Данная технология оказала влияние на архитектуру, предоставляемые сервисы и логистику внедрения учебных курсов. Облачные технологии несут с собой новые риски, но также и возможности для учебных заведений и учащихся, соответственно, предоставлять и получать лучшие сервисы за меньшие деньги. Это, вероятно, нанесет серьезный удар по бизнес-модели, разработанной существующими поставщиками VLE, поставляющими интегрированный набор инструментов для электронного образования, внедряемый и обслуживаемый IT департаментом учебного заведения.

    Введение


    Для учебных заведений все большее значение приобретает информационное наполнение и функциональность систем управления виртуальной учебной средой (VLE), известных также как системы управления обучением (LMS). Нет единственного определения VLE-систем, да и сами системы по мере своего углубления в Интернет постоянно вбирают в себя и адаптируют новые инструменты, такие как блоги и wiki-ресурсы. Некоторые разработчики, например, включают в свои системы функционал электронного портфолио, в то время как другие считают такие инструменты находящимся вне концептуальных границ VLE.

    VLE-системы критикуют в основном за слабые возможности генерации и хранения создаваемого пользователями контента и низкий уровень интеграции с социальными сетями. Некоторые преподаватели пытаются избежать ограничений, которые эти системы накладывают на пользователей. Они используют вместо имеющихся в распоряжении учебных заведений VLE-систем образовательные инструменты, бесплатно доступные в Сети. Объединяя различные общедоступные интернет-инструменты они формируют более современные, «живые» условия для сотрудничества студентов, создания и совместного использования ими собственного учебного контента. В контексте формального обучения это, пожалуй, возможно только с маленькими группами студентов, которым помогают преподаватели с высоким уровнем подготовки в IT сфере. Возникает также множество проблем при создании каждым студентом своей персональной учебной среды (PLE), в особенности, когда электронный учебный курс включает в себя инструменты для совместной работы и оценки.

    У всех VLE есть одна общая функция, которую сложно повторить, собирая воедино приложения, размещенные на разных серверах по всему миру – это возможность предоставления специфического контента и функциональности закрытым группам студентов, изучающим конкретный курс в определенный период времени. В рамках формального обучения это просто необходимо по целому ряду причин, как это было показано Склатером в 2008-м году. Учебные заведения могли вкладывать средства в непосредственную разработку учебного контента и могут посчитать его бесплатное распространение через интернет угрозой своему рыночному положению (впрочем, многие университеты сообщают о финансовых выгодах от внедрения открытых учебных проектов). Во-вторых, у обучения в «золотой клетке» есть свои преимущества в виде чувства общности и ощущения общей цели с соучениками. К тому же закрывается доступ в учебную среду спамерам и деструктивно настроенным пользователям, что особенно важно, если учащиеся дети. В-третьих, учебным заведениям может потребоваться контролировать какие-то из элементов учебной среды из этических, правовых или деловых соображений. Это может быть обеспечение специальных возможностей для инвалидов, отказоустойчивость, безопасность личных данных или продвижение своего бренда. И, наконец, преимущество есть в том, что учебное заведение владеет данными о доступе учащихся к системе, таким образом, оно может улучшать качество предоставляемых сервисов и контента, повышая уровень учебного опыта и усвоения материала студентами.

    Итак, есть два полярных подхода к способам предоставлению электронного образования: на одном полюсе находится базирующаяся в учебном заведении VLE, а на другом, управляемая учащимся персональная учебная среда созданная из множества Web 2.0 сайтов. Однако недавно появилась и третья модель, потенциально способная разрушить обе имеющиеся. Две компании Google и Microsoft начали предлагать сервисы для работников учебных заведений и студентов. Эти сервисы заменяют или дополняют функции институтских систем, таких как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, составление календарного плана; создание и хранение персональных документов, предоставление к ним общего доступа, создание Web-сайтов. Сервисы «Google Apps для учебных заведений» и «Microsoft Live@edu» включают в себя широкий набор инструментов, которые можно настраивать под потребности пользователя и даже привязать в некоторой мере к бренду учебного заведения. При этом описываемые системы размещаются у внешнего поставщика услуг, в так называемом «вычислительном облаке» или просто «облаке».


    Облако парит над равниной электронного образования

    Вычислительное облако Google – это сеть, состоящая предположительно из миллиона дешевых серверов распределенных по дата-центрам по всему миру, хранящих множество копий Всемирной паутины. Эта масштабная распределенная архитектура делает обработку поисковых запросов предельно быстрой, а всю систему чрезвычайно отказоустойчивой. Она позволяет по прошествии нескольких лет провести работы по замене отдельных серверов более быстрыми машинами без снижения общей производительности (Бейкер (Baker), 2007). Google и несколько других компаний, с очень большими высокоскоростными распределенными компьютерными сетями в частности Microsoft и Amazon, поняли, что их вычислительные ресурсы могут быть ценными для других организаций и их следует сделать общедоступными для широкого спектра применения.

    Так же как и у термина «VLE» у термина «облачные вычисления» есть множество определений. Вакеро (Vaquero) с соавторами в 2009-м году рассмотрели более двадцати из них и сформулировали следующее:

    Облако – это большой пул легко используемых и доступных виртуализированных ресурсов (таких. как оборудование, платформы разработки и/или сервисы). Эти ресурсы могут быть динамически реконфигурированы для обслуживания меняющейся нагрузки (масштабируемость), что позволяет также оптимизировать использование ресурсов. Такой пул, как правило, эксплуатируется на основании модели «плати только за то, чем пользуешься». В рамках данной модели, гарантии предоставляемые поставщиком услуг определяются в каждом конкретном случае соглашениями об уровне обслуживания (стр. 51).

    Помимо экономии на масштабируемости провайдеры облачных вычислений в подавляющем большинстве осуществляют свою деятельность из регионов, где электроэнергия значительно дешевле, чем в регионах, в которых организации обычно размещают свои дата-центры. Цены на электричество различаются значительно, как в различных штатах США, так и по всему миру. Например, киловатт / час электроэнергии в Айдахо стоит 5,91 центов при 23,35 центах на Гавайях (информация Энергетической администрации, 2009). Расположение дата-центров в местности, находящейся вблизи гидроэлектростанции, в этом разрезе имеет простое научное обоснование, так как транспортировать фотоны легче, чем электроны. Другими словами проще передавать данные по оптоволоконным кабелям, чем электричество по высоковольтным линиям (Армбруст (Armbrust) и соавторы, 2009). Если же в данной местности наличествует комбинация из высококвалифицированной рабочей силы, низких налогов и низкой стоимости недвижимости, то финансовая выгода будет еще больше (Катц (Katz), Гольдштейн (Goldstein) и Яновский (Yanosky), 2009).

    Существует три основных категории сервисов облачных вычислений использующих распределенную инфраструктуру оборудования (Джонсон (Johnson), Левайн (Levine) и Смит (Smith), 2009). На нижнем уровне находятся компьютерные ресурсы вроде Amazon’s Elastic Compute Cloud предоставляющие организациям возможность запускать собственные Linux-серверы на виртуальных машинах и при необходимости масштабировать нагрузку предельно быстро. На следующем уровне разработчики могут писать приложения для проприетарных архитектур. Примером таких средств разработки является язык программирования Python для Google Apps Engine. В данный момент он бесплатен для использования, однако существуют ограничения по объему сохраняемых данных и месячному трафику (Баййа (Buyya), Йео (Yeo) и Венугопал (Venugopal), 2008). На верхнем уровне находятся сервисы облачных вычислений, наиболее интересные для учебных заведений, они предоставляют приложения, размещенные в облаке и доступные через Web-браузер. Хранение в облаке не только данных, но и приложений, изменяет вычислительную парадигму в сторону традиционной клиент-серверной модели, при которой на стороне пользователя сохраняется минимальная функциональность. Таким образом, обязанность устанавливать необходимые обновления программного обеспечения, проводить проверку на вирусы и прочее обслуживание возлагается на провайдера облачного сервиса. Это также означает, что благодаря тому, что вся система размещена в Сети и доступна через интернет, общий доступ, управление версиями, совместное редактирование становятся гораздо проще, чем когда приложения и данные размещены на пользовательских компьютерах. В добавок это позволяет разработчикам поставлять приложения на удобной для них платформе (им только необходимо убедится, что приложения работают с разными браузерами) (Хейс (Hayes), 2008).

    Первым аргументом для учебных заведений в пользу использования облачных сервисов, таких как гугловский «Apps для учебных заведений» или «Live@edu» является то, что использовать ресурсы облачных провайдеров дешевле, чем предоставлять необходимые сервисы самим. По сути, издержки вообще отсутствует. Больше нет нужды в приобретении и обслуживании корпоративного оборудования и программного обеспечения для предоставления данных сервисов. Учтите при этом, что собственные вычислительные центры оказываются неизбежно недозагружены, средняя загрузка сервера оценивается в диапазоне от 5% до 20%. Однако для многих сервисов пиковая нагрузка может превышать среднюю до десяти раз (Армбруст и соавторы, 2009). Такие пики могут наблюдаться в учебных заведениях, например, при онлайновой публикации результатов экзаменов. С облачными вычислениями складывается ощущение, что они предлагают неограниченную масштабируемость, дающую учебным заведениям возможность быстрого кратковременного наращивания вычислительных мощностей. Основная мысль состоит в том, облако способно справляться с неожиданными пиками нагрузки, перераспределяя запросы на множество серверов.

    Пользующейся облачным сервисом организации нет необходимости планировать на будущее уровень нагрузки на сервера для покрытия кратковременных или долгосрочных периодов роста или спада деловой активности. Они просто платят за использованные вычислительные мощности. Похоже это окажет положительный эффект на окружающую среду, что добавляет аргумент этического плана в пользу перехода на облачные вычисления. Еще одним заявляемым преимуществом облачных вычислений является то, что организации могут смешивать и сравнивать различные компоненты, в которых они нуждаются, без привязки к жесткой вычислительной инфраструктуре (Jigsaw Networking, 2009). Образовательные учреждения могут использовать «Google Apps для учебных заведений» для размещения студенческой электронной почты, но воздержаться от использования остальных сервисов. Позже учебное заведение может решить начать предоставлять студентам онлайновый текстовый процессор и электронные таблицы, входящие в состав Google Docs.

    Другими важными преимуществами облачных вычислений является снижение издержек на персонал, исчезновение необходимости в предоставлении поддержки определенных программных продуктов и совершенствовании знаний сотрудников в этой области. Одно учебное заведение оценило экономию на отказе от использования собственной системы электронной почты в $450,000 в год (Барлоу (Barlow) и Лэйн (Lane), 2007). Некоторые комментаторы приходят к выводу, что сервисы такого рода проложат дорогу превращению вычислительных мощностей в товар, когда организации больше не будут организовывать свои собственные вычислительные центры с дорогостоящим оборудованием, счетами за электроэнергию, недозагруженными серверами и расходами на зарплаты сотрудников (Weiss, 2007). Затраты тем не менее не исчезают полностью, так как учебным учреждениям по-прежнему требуется поддерживать систему передающую регистрационные данные студентов облачному сервису. Образовательные заведения сохраняют контроль над данными и отвечают за случаи неправильного их использования, и должны обеспечивать передний край поддержки своих пользователей.

    Одно облачное приложение, начавшее украдкой самостоятельно внедряться в учебных организациях - это виртуальный игровой мир Second Life. Несколько образовательных учреждений всерьез рассматривают возможность размещения Second Life (или иных виртуальных миров) на своих серверах, когда Linden Labs будет готова предложить им соответствующее оборудование и программное обеспечение по минимальной цене. А в чем же выгода для Microsoft и Google от бесплатного предоставления своих сервисов учебным заведениям? Предлагаемые сервисы не содержат рекламы, так что речь не идет об окупаемости за ее счет. Программное обеспечение, как правило, продается учебным заведениям со значительными скидками, и это уже часть давней традиции. Компании, однако, надеются повысить узнаваемость своего бренда и если бывшие студенты продолжат пользоваться ее сервисами после окончания учебного заведения, предоставлять их уже с рекламой. Google также предлагает сервис приложений для коммерческих компаний, и вчерашние выпускники могут рассмотреть возможность использования привычных для них сервисов в работе своей организации.


    Постепенная миграция сервисов электронного образования в облако

    Электронная почта, похоже, является катализатором растущей миграции образовательных сервисов из университетских дата-центров к провайдерам облачных вычислений. Многие студенты уже отказались от использования институтской почты и завели собственные аккаунты на различных бесплатных сервисах, часто это Microsoft Hotmail или Google Gmail. Следовательно, процесс смены учебным заведением провайдера почтового сервиса, многих студентов не затронет вообще. Если же учащийся захочет пользоваться университетской почтой, он сможет с легкостью перейти на ее использование, т.к. она будет расположена на уже привычном для него облачном сервисе. Уже более 1000 учебных заведений подписали контракты с Microsoft или Google на предоставление своим студентам почтовых аккаунтов с доменным именем, совпадающим с доменным именем, используемым учебным заведением (Карневэйл (Carnevale), 2008). Также компании предлагают бесплатно разместить почтовые аккаунты сотрудников и выпускников на своих серверах. Так что аргументы в пользу перевода почты на обслуживание к поставщику облачных услуг становятся все более вескими. Например, многие преподаватели и сотрудники Университета штата Аризона были заинтересованы в том, чтобы вслед за своими студентами перейти на использование Gmail и воспользоваться преимуществами остальных приложений данного сервиса (Барлоу и Лэйн, 2007).

    Электронная почта это сервис, осуществить миграцию которого относительно просто, т.к. сама технология проста, стандартизована и требует минимальной настройки под нужды конкретного учебного заведения. При этом ее содержание требует от образовательного учреждения разнообразных расходов. Согласно отчету одного из учебных заведений, наблюдается две основные проблемы в обслуживании электронной почты. Во-первых, это спам: 97% электронной почты являются спамом или вероятным спамом. Во-вторых, это «неутолимый» спрос с на дополнительное дисковое пространство со стороны пользователей (Сандерс (Sanders), 2008). Получая бесплатно сторонних экспертов для борьбы со спамом и обновления программного обеспечения и бесплатное место для хранения пользовательских данных, вы получаете очевидную выгоду. Однако даже перевод почтовых сервисов на облачную основу вызывал проблемы в некоторых учебных заведениях. В Университете Айдахо студенты яростно протестовали и завалили службу поддержки запросами, когда в университете ввели почтовую систему на основе сервиса «Microsoft Live@edu». Они считали, что университет навязывает им использования продукции конкретного поставщика, который нравится далеко не всем. Основной причиной недовольства было отсутствие доступа к почте по протоколам POP и IMAP. Microsoft ускоренно доработала свой сервис для обеспечения доступа по протоколу POP и их это, вкупе с улучшением качества связи с пользователями решило проблему. Годом позже большинство студентов находили почтовую систему легкой в использовании (Кирней (Kearney) и Миллер (Miller), 2008).

    Электронная почта, это в настоящее время, только один из пунктов в длинном списке онлайновых сервисов, самостоятельно предоставляемых образовательными заведениями. В таблице 1 приведены некоторые из наиболее распространенных сервисов электронного образования и системы, предоставляющие такие сервисы.

    В таблице сравнивается функционал двух наиболее широко используемых VLE-систем - Blackboard и Moodle, с возможностями, предлагаемыми соответствующими облачными сервисами Microsoft и Google. В сравнение также включен сервис «Группы Google», общедоступной системы, которая может быть легко добавлена к «Google Apps для учебных заведений» в качестве площадки для совместной работы в группах. Следует иметь в виду, что изменения в данной области носят перманентный характер, и новые возможности постоянно добавляются во все перечисленные системы. Некоторые из инструментов, такие как возможность хранения персональных документов, могут, не являясь частью самих VLE-систем, предоставляться с помощью плагинов к этим системам. В то же время другие возможности, такие как проведение синхронных видеоконференций и общая электронная «классная доска» поставляются в обычных версиях таких коммерческих систем, как Elluminate или Webex. Также, следует учитывать, что различные системы по-разному реализуют упомянутые возможности. VLE стараются предоставлять инструменты, заточенные под образовательные нужды, в то время как облачные сервисы служат для решения более общих задач.


    Таблица 1. Сервисы электронного образования, предоставляемые различными системами.

    Blackboard
    Moodle
    Microsoft Live@edu
    Google Apps для учебных заведений
    Группы Google
    Коммуникационные возможности
    Форум
    +
    +
    +
    +
    Мгновенные сообщения
    +
    +
    +
    +
    Электронная почта
    +
    +
    Блоги
    +
    +
    +
    Вики-ресурсы / совместное редактирование
    +
    +
    +
    +
    Голосования / обзоры
    +
    +
    +
    Создаваемые по мере необходимости группы для совместной работы
    +
    +
    +
    Аудио / видео коференции
    Общие электронные «классные доски»
    Инструменты для оценки
    Контрольные опросы
    +
    +
    +
    Загрузка домашних заданий
    +
    +
    Журнал успеваемости
    +
    +
    Контент
    Групповое хранилище документов
    +
    +
    +
    +
    Персональное хранилище документов
    +
    +
    +
    +
    Словарь
    +
    +
    Новостные потоки
    +
    +

    Изучая данную таблицу, мы не можем не заметить, что облачные сервисы реализуют большую часть функционала виртуального учебного окружения. За одним достойным упоминания исключением: средств оценки. Конечно, Google Apps позволяет создавать обзоры, которые можно использовать для оценки, поддерживает автоматическую генерацию отчетов для эксперта о вкладе студентов. Но все же в этой системе нет столь развитых инструментов тестирования как в Moodle и Blackboard, которые требуются для серьезного  использования электронной системы оценки. Так же ни в одной системе облачных приложений нет журнала успеваемости. Что собственно и не удивительно, так как при изначальной разработке этих сервисов не учитывалась образовательная специфика. Однако, скорее всего нам не придется долго ждать пока Microsoft и Google начнут добавлять специфические образовательные приложения в свои наборы услуг. Пользователи из сферы образования уже обратились к Google с предложением создать VLE-систему на основе Google Apps (Google, 2009a). Если и после внедрения данного функционала, система по-прежнему будет предоставляться бесплатно, аргументы в пользу развертывания на собственных мощностях Moodle или Blackboard будут становиться все слабее.

    Между тем Google внедрила средство интеграции между Google Apps и Moodle позволяющее использовать единый вход в обе системы. Данное решение было разработано компанией Moodle Rooms, которая наряду с другими уже проводит размещение системы Moodle в облаке для образовательных учреждений, которые хотят избежать расходов по размещению системы внутри компании (Шанбхаг (Shanbhag), 2008).

    Есть одно образовательное приложение, которое может оказаться первым кандидатом на перемещение в облако – это электронное портфолио. Уже имеется несколько коммерческих приложений для создания электронного портфолио, таких как Pebble Pad и его аналог на свободной платформе - Mahara, которые интегрированы с Moodle. Концепция электронного портфолио еще не до конца сформировалась, но его первичное назначение – быть хранилищем, позволяющим пользователям делиться контентом друг с другом и соединять различные компоненты своей работы в коллекции документов, демонстрируемые с целью их оценки. Системы электронных портфолио часто включают в себя сервисы учебного журнала и блога. Границы между системами электронных портфолио и VLE-системами расплывчаты.

    Баррет (2009) показал, как различные приложения Google могут быть скомбинированы для создания системы электронного портфолио. Студенты могут, используя iGoogle, создать портал со ссылками на свои файлы и приложения. Они могут обсуждать размещенные работы с другими студентами и своим тьютором используя Google Groups. Текстовые документы, электронные таблицы и презентации могут быть сохранены в Google Docs, в то время как видео и изображения могут быть загружены на другие гугловские сервисы. С помощью Google Sites (одного из приложений «Google Apps для учебных заведений») различные документы можно объединить в единую подборку для дальнейшей оценки. На данный момент существует одно существенное ограничение такого подхода – нет никакой возможности «заморозить» сайт Google на определенной точке во времени, что может быть необходимо для проведения оценки. Если бы можно было оснастить весь сайт Google системой оценки, это было бы большим шагом вперед.

    Возможности  облачных приложений (или их отсутствие), как и в случае с любой другой системой используемой для нужд образования, могут оказать серьезное влияние на проектирование учебных заданий и систем оценок и на итоговый учебный опыт, получаемый студентами. Поставщик может, например, удалять учетные записи пользователей, которые не были использованы в течение определенного периода времени. Такая система будет очевидно не непригодна например том случае, если учетная запись пользователя электронного портфолио используется для непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни).


    Риски перехода на облачные сервисы

    Перемещение сервисов  электронного образования в облако содержит в себе определенные риски для учебных заведений. Хотя риск того, что компании подобные Google и Microsoft в обозримом будущем разорятся и оставят клиентов без необходимых сервисов невысок, для образовательных учреждений существует вполне реальная опасность попасть в чрезмерную зависимость от одного поставщика. Обе эти компании предлагают учебным заведениям заключить соглашения об уровне предоставления услуг сроком на несколько лет. Естественно не существует никаких гарантий, что сервис продолжат предоставлять по истечении этого периода, или продолжат предоставлять по-прежнему бесплатно. Существенные изменения в работе сервиса могут вылиться в большие расходы для учебного заведения, потерявшего контроль над программным обеспечением, а в худшем случае и над данными. Даже незначительные обновления программного обеспечения облачного сервиса, которые выходят регулярно, могут сделать пользовательскую документацию устаревшей или коварно изменить тщательно спроектированную образовательную деятельность.

    Ранее уже было показано, как в одном из образовательных учреждений возникло сопротивление внедрению почтового сервиса Microsoft Hotmail. Репутация Google может со временем пострадать от подобного же отношения к корпорациям, и ассоциация имени университета с маркой Google может оказаться нежелательной. Излишняя «гуглизация» учебных заведений из-за их возрастающей зависимости от сервисов «поиск Google», «Google Академия», «карты Google» и других, могут спровоцировать негативную реакцию со стороны студентов. Такие случаи как согласие Google соблюдать требования китайской цензуры и последние протесты против камеры гугломобиля, обслуживающего Google Street отрицательно повлияли на имидж компании.

    Студенты и персонал могут иметь вполне обоснованные сомнения касательно безопасности хранения своих данных, в особенности, если они хранятся на территории США, где законы о защите информации менее строгие, чем Евросоюзе. Google однако утверждает, что данные европейских студентов будут храниться в соответствии с европейскими законами. У обеих компаний есть политики конфиденциальности. И обе компании утверждают, что не передают данные студентов третьим лицам и не занимаются сбором информации о частных лицах. (Карневэйл, 2008).

    Но даже Google и Microsoft их грандиозными ресурсами и квалификацией не застрахованы от сбоев в работе своих служб, вызванных, например DoS-атакой. Управление сервисом облачных вычислений одной компанией создает уязвимость инфраструктуры, несмотря на распределение дата-центров компании по всему миру. Это привело руководство одного учебного заведения к мысли, что наиболее разумным будет использование более чем одного провайдера облачных вычислений (Армбруст и соавторы, 2009), хотя логистическая сторона такой структуры в контексте электронного образования выглядит удручающе. Еще более важно, то что облачные вычисления являются на данный момент новой, не обкатанной технологией и еще остаются технические вопросы касательно ее использования. Возникают сомнения в том, что существующие сети передачи данных могут оказаться не готовы к неизбежному росту трафика. Так же вызывает опасение тот факт, что клиентские компьютеры оказываются практически бесполезны при отсутствии подключения к Сети (Weiss, 2007). Сервис Google Gears позволяет пользователям продолжить работу с некоторыми приложениями Google при отключении от Сети. Похоже, что в будущем приложения будут объединять ограниченную функциональность клиента с вычислительной мощью облака.

    Как гугловская, так и майкрософтовская системы не работают одинаково хорошо со всеми браузерами и последние тесты в открытом университете показали, что не все их функции полноценно доступны, в особенности пользователям, использующим экранный диктор. Удобство использования остается пока проблемой. Системы, работающие с множеством окон, оттачивались годами, и заменить их функциональность одним окошком браузера проблематично (Хейс, 2008). HTML, например, по-прежнему не поддерживает возможности перетаскивания документов мышкой с рабочего стола в окно web-браузера, эту возможность обещают реализовать в следующих версиях языка.


    Заключение

    Разрешат ли облачные вычисления противоречия между сторонниками персональных учебных сред и теми, кто отвечает в учебных заведениях за размещение систем виртуального окружения? Заслуживающие доверия поставщики облачных приложений, предоставляемых в рамках соглашений об уровне сервиса, дадут IT департаментам учебных учреждений требуемые гарантии касательно соответствия их продуктов техническим требованиям, отказоустойчивости, защиты несовершеннолетних, доступности и защиты данных. Это будет также означать, что учебные заведения сохранят способность отслеживать действия пользователя в рамках образовательной системы для улучшения качества обслуживания. С другой стороны, адвокаты персональных учебных сред хотят сохранить за собой и за учащимися возможность выбирать лучшие образовательные инструменты из Сети для обеспечения учебного процесса. Они хотели бы быть свободными от ограничительных политик учебных заведений и пользоваться гибкими инструментами с высокой степенью доступности. Облачные сервисы электронного образования, похоже, более современны, чем те, которые предоставляются через VLE-системы. Они могут удовлетворить желания некоторых новаторов в лучшем качестве инструментов для генерации пользовательского контента и интеграции с социальными сетями. Лучшей персонализации тоже можно добиться с помощью таких инструментов, как iGoogle. Например, Университет Аризоны уже построил системы для распространения учебного контента, сводок новостей и т.д. на базе Google Personal Start Page (Барлоу и Лэйн, 2007).

    Google ввел в эксплуатацию API для «Apps для учебных заведений», который позволяет образовательным учреждениям проводить настройку приложений под свои нужды и интегрировать стороннее ПО. Даже если Google не создал специального функционала для учащихся, другой поставщик может разработать учебные приложения, которые превратят Google Apps в VLE-систему. Сами учебные заведения уже экспериментируют с разработкой сервисов, которые могли бы быть использоваться в рамках привычной студенту системы как «встраиваемые объекты» (Херманс (Hermans) и Верьянс (Verjans), 2009). Например, Открытый университет предлагает приложение для Facebook, позволяющее учащимся находить себе партера для занятий. Один из возможных путей развития, это гибкая архитектура в которой виджеты (обычно маленькие HTML файлы включающие в себя библиотеки JavaScript) для таких сервисов, как составление расписания или сообщения от тьютора предоставляются учебным заведением как через VLE-систему, так и через приложения Web 2.0 по выбору учащегося (Вильсон (Wilson), Шарплес (Sharples) и Гриффитс (Griffiths), 2009). Как VLE-система, так и остальные приложения могут располагаться в облаке, но информация виджету будет доставляться из внутренних систем учебного заведения. Google Wave (Google, 2009b), система для совместной работы, соединяющая концепции электронной почты, сервиса мгновенных сообщений, форума и социальной сети. Она может оказаться хорошей моделью для таких виджетов, размещаемых в облаке, но интегрированных во множество приложений работающих на различных платформах, включая мобильные устройства.

    С точки зрения учебного заведения, облако делает некоторые параметры работы более доступными для контроля, чем в ситуации, когда студенты пользуются Web-сайтами различных поставщиков, с которыми у образовательного учреждения нет никаких договорных отношений. Соглашение об уровне обслуживания предлагаемое Microsoft и Google на несколько лет гарантирует уровень обслуживания, который учебные заведения вряд ли смогут предоставит самостоятельно. Вычислительный центр Открытого университета ставит своей целью обеспечение доступности сервисов электронного образования на уровне 99.5%. Нам это не всегда удается. Google предлагает 99.9%-ую доступность «Apps для учебных заведений» и приводит невероятный отчет Университета Вестминстера о предоставлении данного сервиса с уровнем доступности 99.99%. Студенты полагаются на VLE-систему как источник знаний и оценки. Трудно переоценить воздействие на них сбоев в предоставлении сервисов электронного образования.

    IT подразделения также вправе ожидать, что пользователи, получающие полное удовлетворение своих потребностей с помощью облачных приложений, с меньшей вероятностью станут создавать небезопасные серверы под своим письменным столоy. В результате общая сложность вычислительной сети образовательного учреждения сократится. С другой стороны, в такой ситуации, сотрудникам будет гораздо легче обойти централизованные сервисы и производить действия без оглядки на политики, разработанные для защиты образовательного учреждения (Яновский, 2008). Будут ли IT службы сопротивляться переходу в облачные сервисы, ведь это может заметно сократить их власть и авторитет, связанные с контролем над значительным бюджетом и управлением значительным штатом сотрудников? Гольдштейн (2008) предположил, что развитее облачный сервисов может даже увеличить влияние руководителя отдела информационных технологий – надо только сместить акцент с того как реализовывать технологии на то учебному заведению лучшим образом использовать технологии. Более молодые сотрудники и учащиеся, которые едва помнят мир без поисковика Google, широкополосного доступа и Facebook могут значительно меньше противится переходу на облачные технологии (Кац, Гольдштейн и  Яновский, 2009).

    О превращении информационных технологий в товар написано уже много. (например Карр (Carr), 2003), проводились параллели с инфраструктурой, созданной для железных дорог или электроснабжения. Для перевода компьютерной инфраструктуры нижнего уровня в облако есть веские аргументы. Стандартные приложения, широко используемые в образовании, такие как текстовый процессор, редактор электронных таблиц, графический редактор и электронная почта имеет смысл предоставлять таким же образом. Предстоит, однако, выяснить, все ли образовательные приложения могут быть в достаточной степени стандартизованы, чтобы предоставлять их из облака. Многие образовательные учреждения имеют уникальные потребности, определяемые их технологиями преподавания, правилами провидения экзаменов, системами финансирования и политикой правительства, федеральным или национальным законодательством. Похоже, что крупные учебные заведения с их разнообразием специфических требований перейдут на облачные сервисы медленнее, чем более мелкие организации (Goldstein, 2008). Инерция присущая системе высшего образования имеющиеся финансовые обязательства так же будут препятствовать внезапному сдвигу парадигмы в сторону облачных вычислений (Jigsaw Networking, 2009). Особенно в тех организациях, которые обладают большими объемами учебного контента, накопленного в имеющихся VLE-системах и большим штатом сотрудников накопивших опыт работы с конкретными системами электронного образования.

    Полная стоимость предоставления IT сервисов редко принимается во внимание учебными заведениями, а вот обоснованные опасения, такие как стремление избежать негативной огласки могут повлиять на принятие решения. В результате процесс перехода к облачным сервисам может идти в учебных заведения медленнее, чем в промышленности. С другой стороны, фанаты облачных вычислений могут недооценивать реальные издержки на перемещение сервисов за пределы образовательного учреждения, как собственно расходы на миграцию, так на разнообразное текущее обслуживание, которое может потребоваться (Катц, Гольдштейн и Яновский, 2009). Ситуация реального превращения сервисов по предоставлению электронного образования в товар возможна только при условии, что учебные заведения смогут с легкостью менять провайдеров данной услуги. Это труднодостижимо, так как потребовало бы принятия единого общепринятого стандарта. Глядя на минимальный уровень совместимости между контентом и приложениями используемыми двух VLE-системах - Blackboard и Moodle, легко предположить, что и проведение полного перевода всего сервиса электронного образования конкретного университета из одной облачной системы в другую, окажется весьма непростой и дорогостоящей задачей. Очень похоже, что и сами системы Blackboard и Moodle в ближайшее время будут реализованы на облачной платформе. Остается вопрос: воспользуются ли учебные заведения интеграцией этих VLE-систем с другими облачными приложениями или системы вроде «Live@edu» и «Google Apps для учебных заведений» станут более заточенный под нужды электронного образования и сделают традиционные VLE-системы устаревшими.



    Автор: Ниал Склатер (Niall Sclater), Открытый университет, Великобритания

    Источник: 10-й международный журнал по проблемам систем управления виртуальным и индивидуальным обучением, 1(1), 10-19, Январь-Март 2010

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru