• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Новости электронного обучения

    Использование дистанционных образовательных технологий в подготовке авиаперсонала

    Современное дистанционное обучение появилось в мире как разумное дополнение и, в некоторых случаях, как замена классического заочного обучения, и полностью соответствует требованиям, к нему предъявляемым.

    Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ), согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 137 от 6 мая 2005 г. "Об использовании дистанционных образовательных технологий", понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Основная цель использования ДОТ образовательными учреждениями - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (работы) обучающегося или его временного пребывания (нахождения) при соблюдении обязательной ответственности образовательных учреждений за качество подготовки обучающихся.

    Дистанционное обучение (ДО) - это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удалённых друг от друга педагогов и обучающихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Во всём мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся в системах дистанционного обучения (СДО), растёт и число вузов, использующих СДО в учебном процессе. СДО позволяют реализовать автоматизацию ряда элементов учебного процесса. Функционирование СДО - часть единой информационно-образовательной среды учебного заведения на базе новейших технологий электронного обучения.

    Дистанционные программы подготовки специалистов позволяют: пройти курс обучения "без отрыва от производства" (не тратя времени и денег на поездки, не отрываясь от своей работы); полученные знания сразу же применять на практике в своей работе; в процессе обучения получать консультации преподавателей; получить высшее или второе высшее образование, а также диплом государственного образца, государственный документ о повышении квалификации специалиста или диплом о профессиональной переподготовке. Во многих СДО преподаватель (тьютор) ведёт занятия в виртуальном классе, который обучающийся может посещать тогда, когда ему удобно. Таким образом, значительно уменьшается рутинная нагрузка на преподавателей, увеличивается охват обучаемой аудитории и сокращаются издержки на проведение мониторинга знаний.

    Составляющими элементами учебного курса с использованием ДОТ являются:

    • учебно-методический комплекс (УМК);
    • автоматизированная система администрирования учебного процесса;
    • автоматизированная обучающая система;
    • автоматизированная система тестирования обучающихся;
    • средства коммуникации.

    ДОТ давно уже используются в гражданской авиации стран Западной Европы и США. Известная авиакомпания Delta Air Lines считает, что залогом комфорта и безопасности пассажиров является хорошо подготовленный персонал. Согласно правилам, сотрудники авиакомпании должны регулярно проходить обучение и подтверждать свои сертификаты. В отрасли, где соблюдение требований инструкций является самым критичным аспектом функционирования бизнеса, соответствующее обучение персонала - деятельность, от которой зависит успех. За просроченный сертификат, а также ошибки или неточности обучения персонала, авиакомпания сурово наказывается: от штрафа до возбуждения судебного разбирательства и прекращения полетов.

    Международная организация FAA (Federal Aviation Administration), регулирующая отрасль гражданской авиации в США, предложила авиакомпаниям создать альтернативную программу обучения - Advanced Qualification Program, которая бы экономила время сотрудников и средства работодателя. В процессе определения подходящих методик обучения разработчики провели оценку программ обучения и анализ необходимых навыков и пришли к выводу, что e-learning (электронные курсы), тренинг с участием тренера/инструктора (ILT - instructor-led trainings) и симуляции будут лучшими методиками для достижения целей, а комбинация этих методик (blended learning) станет лучшим решением вопроса. Обновление контента учебных программ производится ежегодно в соответствии с введением новых услуг, оборудования, а также новых инструкций, законов, положений.

    Delta приложила массу усилий для перевода уже наработанных программ обучения в формат e-learning. Преимущества, которые дал переход на СДО, в основном связаны с большим объемом повторного обучения. Например, координатор наземной безопасности проходит первичный тренинг по этой теме в аудитории под руководством инструктора. 80%-90% всех последующих тренингов по этой теме сотрудники, работающие на этой позиции, проходят в системе дистанционного обучения. Руководство Delta Air Lines уверено, что переход только пилотов на СДО сократит время обучения на 2 недели в год. А это позволит компании ежегодно экономить несколько миллионов долларов.

    Сотрудники службы бортпроводников, одной из основных бизнес-единиц компании, одними из первых испытали методику blended learning. Их обучение состоит из занятий в аудиториях с тренером/инструктором, курсов e-learning и симуляций на специальном оборудовании. Часто одна методика используется для усиления эффективности другой. Например, сотрудники проходят обучение через симуляцию, а затем заполнят on-line тест для оценки полученных знаний и навыков.

    Обучение бортпроводников жестко контролируется со стороны FAA и других организаций. Вводный тренинг для них длится 6 недель и охватывает такие темы как базовые навыки, действия при чрезвычайных ситуациях, охрана и безопасность. Большинство этих тем, согласно установленным правилам, требует ежегодных повторных тренингов. Вместо того чтобы тратить в среднем 4 часа на компьютерный курс обучения и 7 часов на аудиторные занятия, с помощью LMS (Learning Management System) - системы управления обучением, обучение строится вокруг даты приема на работу каждого конкретного сотрудника. Сотрудники и их непосредственный руководитель получают напоминание на экране компьютера о необходимом обучении за 45 дней до наступления даты обновления сертификатов. Если по каким-то причинам сотрудник не прошел обучение в срок, система блокирует его доступ к своему рабочему компьютеру и удаляет его из текущего рабочего расписания до тех пор, пока все требования не будут соблюдены.

    Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), регулирующее отрасль гражданской авиации в России, 22 июля 2009 г. своим распоряжением утвердило Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях гражданской авиации (ГА) и авиационных учебных центрах (АУЦ).

    Образовательные учреждения ГА (АУЦ) вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий (за исключением тренажёрной подготовки), практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

    При повышении квалификации слушателей в образовательных учреждениях ГА (АУЦ) по программам дополнительного профессионального образования допускается проведение итоговой аттестации с использованием ДОТ при наличии в аудиториях необходимого комплекса технических средств и автоматизированной системы on-line тестирования.

    При использовании ДОТ образовательное учреждение ГА (АУЦ) обеспечивает доступ обучающихся, профессорско-преподавательского, инструкторского и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), содержание которого должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

    Одной из первых в России использование ДОТ начала авиакомпания "Аэрофлот - Российские авиалинии". Применение дистанционного обучения не только показало его экономическую эффективность, но и позволило управлять процессом обучения с поэтапным контролем получаемых знаний. При этом обучении минимизируется отрыв работников от производства и повышается качество профессиональной подготовки. При использовании ДОТ расходы на обучение авиационного персонала снижаются в 2-3 раза.

    Высшая коммерческая школа "Авиабизнес" начала работу по переводу очных программ обучения в формат e-learning (электронных курсов) задолго до появления Положения об использовании дистанционных образовательных технологий в авиационных учебных центрах. Первой программой стал курс "Организация пассажирских перевозок", по которому в настоящее время обучаются диспетчеры Международного аэропорта Шереметьево. В формат СДО Школа перевела также программы "Обеспечение полетов (флайт-менеджер)", "Организационное обеспечение полетов воздушных судов".

    В марте 2010 г. ВКШ "Авиабизнес" совместно с кафедрой "Государственное регулирование и право" и "Безопасность полетов и жизнедеятельность" Московского Государственного Технического Университета ГА (МГТУ ГА) открыла запись на курс дистанционного обучения для руководителей и специалистов ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полётов. В ближайшей перспективе на основе разработанной методики будут созданы курсы по программам "Представитель авиапредприятия на территории России с СНГ", "Организация чартерных перевозок" и др.

    Одна из самых сильных сторон СДО - это расширенные возможности в сфере электронной коммуникации в области образования. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать обсуждение учебных проблем в режиме реального времени. Сервисы "Обмен сообщениями", "Комментарий" предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис "Учительский форум" дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

    Важной особенностью СДО является то, что система создает и хранит профиль каждого обучающегося, в том числе все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения на форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценки знаний. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

    Система позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети. Элемент курса "Урок" позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы по результатам контроля перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент СДО удобен еще и тем, что позволяет проводить оценку работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.

    Следует отметить, что создание и поддержка электронных курсов - процесс затратный, который невозможно реализовать только за счет средств авиационных учебных центров. Для этих целей авиапредприятиям и образовательным учреждениям необходимо объединиться для создания фонда финансирования СДО. Не должны оставаться в стороне от этого процесса и органы управления отраслью. Повсеместное внедрение ДОТ в систему подготовки кадров даст существенную экономию финансовых средств для авиапредприятий, обеспечит реальное повышение качества и контроль подготовки авиаперсонала.

    В ближайшей перспективе проблема с кадрами в отрасли будет только обостряться, и одним из механизмов решения этой задачи является повышение производительности труда, а для этого необходимо повышать квалификацию персонала. Помочь отрасли с подготовкой специалистов необходимого уровня сегодня могут образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и, безусловно, без внедрения современных образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, это невозможно.

    Автор: http://www.aviaport.ru/
    Источник: http://www.aviaport.ru/

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru