• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия

    Статьи и обзоры

    Размышление о дистанционном творчестве преподавателя

    Материалы страниц газет, сайтов дают важную информацию для дистанционного творчества преподавателя любого образовательного учреждения:

    · Дистанционное обучение - одна из важнейших составляющих современной образовательной среды.
    · В ближайшие десять лет наше общество ждут по-настоящему революционные изменения в системе образования.
    · К 2010 году в масштабах Европы будет создана единая структура образования.
    · Каждый желающий сможет получить знания в той или иной научной области, воспользовавшись Интернетом, дистанционно выбрать понравившийся курс любого европейского университета. Борьба на международном рынке образовательных услуг жесткая. Объединение 33 европейский стран в Болонскую сеть, подписание соответствующих обязательств. Россия обращается с просьбой принять и ее в эту компанию. Но… процесс принятия новых членов пока приостановлен.
    · Россия разрабатывает свою систему образования, опираясь на идеи модернизации.
    · Разработан проект нового закона, касающегося применения дистанционных технологий в образовании.
    · Документы, посвященные модернизации говорят о: "ликвидации компьютерной безграмотности"; "всеобщеей компьютерной грамотности"; "введении обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы" и т. д. Вот где простор для творчества преподавателя через Интернет.
    · А на сегодняшний день "педагогические учебные заведения готовят учителя для школы вчерашнего дня". Чтобы изменить ситуацию, необходима "организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров, среди которых в настоящее время не более четверти имеют только ознакомительный уровень подготовки в области информатики". Интересно, как соотносится уровень информационной компетентности и уровень творчества?
    Анализ отдельных фактов, личный опыт работы в сети позволяет сделать вывод о том, что сейчас в Интернете достаточное количество качественных интернет-ресурсов, материалов для организации уроков в средней школе, но пока недостаточно учебных ресурсов, связанных с подготовкой будущего педагога. Педагога, который будет способен в новых условиях реализовать идеи дистанционного обучения, который сможет использовать различные формы телекоммуникаций в Интернете. Лишь немногие из выпускников педагогических вузов готовы использовать Интернет в обучение. Ес
    ли, и готовы профессионально, то не готовы в современных условиях сделать шаг навстречу школе. Зарплата молодого учителя около тысячи рублей. А тенденция демографического старения педагогических кадров настолько "угрожающа", что при отсутствии своевременных государственных решений к 2010 г. в школах будут работать одни пенсионеры.
    Попробуем создать образ преподавателя, который использует Интернет в школьном преподавании. Преподаватель – средний возраст от 30 до 40. Зашел в Интернет – было интересно. Идеально, если это – условие личного творческого развития. Для такого преподавателя материальная сторона определяет этот шаг, но не является приоритетной. "Главное интересно" и актуально собственное развитие – индивидуальное или коллективное творчество в дистанционных проектах, формах взаимодействия через Интернет. А самое главное, что можно заинтересовать детей своим предметом и уг
    лубленно изучать отдельные темы. Возможно, это преподаватель, который по разным причинам осознал, что детей в школах стало меньше, следовательно, и педагогической нагрузки будет меньше. Этот фактор подтолкнул его к решению освоить информатику как новый предмет или организовать отдельный межпредметный курс с использованием информационных технологий. Возможно, такой учитель размышляет: "А если вдруг, все же когда-нибудь уйду из школы (причина – отсутствие достойной заработной платы учителя) знание информационных технологий это те знания, которые позвол
    ят мне быстро адаптироваться в новых условиях".
    Для совершенствования у такого учителя есть соответствующие условия: поддержка администрации школы, возможность обучаться на курсах, заниматься самообразованием, используя (просто идеально) домашний компьютер или возможности образовательных центров или школы.
    Но однажды, зайтя в Интернет, можно там и остаться. Сеть затягивает, своей открытостью, возможностью воспользоваться интересными ресурсами. В том числе, и для повышения собственной квалификации. Это и дистанционные конференции, дистанционный всероссийский педсовет, сетевые сообщества учителей-предметников и межпредметные сообщества работников образования (например, фестиваль "Содружество"); курсы и конкурсы федерации Интернет-образование, дистанционные проекты и олимпиады центра "Эйдос"; ДOO (дистанционная обучающая олимпиада по географии, информати
    ке и т.д.), мастер-классы, профильные классы по предметам для учащихся; конкурс "Дистанционный учитель года" (Центр "Эйдос") и т.д.
    Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями коллег. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях "повышенной сложности". Важным является финансовая сторона вопроса использования интернет-образования и интернет-творчества. Кто оплачивает присутствие педагога в сети? Готовы образовательные учреждения взять оплату интернет-творчества педагогов? Или педагог сам оплачивает свое развитие
    ? Но без сомнения формы интернет-повышения квалификации являются менее затратными, чем очные мероприятия. Например, дистанционный фестиваль "Содружество" (осень, 2002 г.) предлагал преподавателям собственное участие в работе фестиваля рассматривать как официальное повышение квалификации, сопровождающееся официальными документами. Среда фестиваля предоставила каждому участнику этого дистанционного проекта замечательное ощущение погружения в дистанционное образовательное пространство и способствовала развитию умения учиться в его среде. На наш взг
    ляд, такие дистанционные формы повышения квалификации должны поддерживаться Министерством Образования.
    Часто дистанционные формы повышения квалификации учителей предлагают по алгоритмам разработать собственные идеи и представить их почти в готовом виде в сети. Замечательный способ дистанционного творчества! Так, например, дистанционный мастер - класс Центра "Эйдос" М.Б. Львовского "Формы телекоммуникаций в Интернете" стал моим первым шагом разработки идеи сайта для студентов и преподавателей "Дистанционное сотворчество". А месяц участия в дистанционном фестивале "Содружество" позволил начать создание отдельных ресурсов для преподавания педагогики в
    университете с использованием дистанционной стратегии изучения предмета в условиях очной работы (http://www.ivanovo.ac.ru/distant). Сайт требует доработки, но самое главное, что личное творчество позволило организовать дистанционное сотворчество со студентами Ивановского государственного университета.
    Таким образом, педагог, ориентированный на развитие и творчество уже может выбрать в Интернете любую форму повышения квалификации и любую форму телекоммуникаций.
    Наиболее эффективной формой телекоммуникаций для дистанционного образования (на современном этапе развития интернета) мне представляются web-страницы. В них сочетается текстовый (наиболее информативный) и графический (наглядный) способ подачи информации. Они доступны, чего не скажешь сейчас о способах телекоммуникации, связанных с передачей аудио и видео. Кроме того, web-страницы позволяют встраивать в них программы (java-скрипты), с помощью которых учащийся может получить оценку своих знаний без участия преподавателя. Использование java-апплетов и flash-аним
    ации на странице может повысить наглядность и интерактивность. Недостаток этой формы - продолжение достоинств. Создание хорошей страницы достаточно трудоёмко, и требует от преподавателя кроме знания своего предмета ещё и знаний и умений в других областях. Однако, выход находится всегда. Например, мой сайт стал предметом сотворчества моей семьи, а также творчеством мужа и сына. Специалисты уже говорят: "Cколько звезд на небе, столько и страниц в Интернете". Красивых и не очень, полезных и бесполезных. Но очевидно то, что каждый творит в меру своего уровня тв
    орческого развития.
    Другие формы телекоммуникаций, как ICQ, чаты, форумы, гостевые книги как раз и способны восполнить недостаток web-страниц в отсутствии диалога, быстрой обратной связи. Они подходят для организации консультаций, обсуждений и т.п. Электронная почта хороша своей дешевизной, доступностью и распространённостью. Если нужен только текст, то это лучший способ. На сегодняшний день самой популярной формой телекоммуникации является электронная почта, именно она соединяет людей на расстоянии. Информация, которая идет через нее дает толчок к развитию, стимулирует к ли
    чному творчеству и сотворчеству с другими людьми.
    На основе федеральных программ школы получают компьютерные классы, но не всегда готовы эффективно, а тем более творчески их использовать.
    Но все же будущее интернет-творчество за молодыми преподавателями. Будущего дистанционного педагога, педагога, который будет использовать информационные технологии надо давно готовить в вузе. Но:
    · "Образование может быть обеспечено высококвалифицированными кадрами только тогда, когда педагогическая наука сможет занять опережающую позицию по отношению к образовательной практике".
    Но часто педагогический вуз готовит преподавателя "для школы вчерашнего дня". Даже в условиях очного обучения в вузе возможно преподавание, например, некоторых педагогических дисциплин дистанционно с целью освоения информационных технологий студентами. Нам кажется, что изучение курса педагогики возможно дистанционно, как стратегия выбора студента.
    В курсе могут быть представлены формы телекоммуникаций, имеющие педагогическую составляющую. Например, предложены такие типы общения как:
    1. Общение типа "сам с собой": web-страницы, иллюстрирующие содержание курса педагогики, спецкурсов по образовательным технологиям и др.
    2. Общение типа "один с одним": ICQ, E-mail, виртуальные открытки (например- off-line и on-linе консультации, как формы оценки знаний – взаимо-опросы, блиц-опросы).
    3. Общение типа "один со многими": ICQ, Web-Chat, Web-форум, гостевая книга (как форма учебного контроля), списки рассылки, виртуальные открытки (например, как форма оценки знаний).
    4. Общение типа "многие со многими": Web-Chat, Web-форум, телеконференция.
    Автор статьи рассматривает эти формы дистанционного обучения как промежуточные результаты практической реализации идеи дистанционной стратегии изучения курса педагогики в Ивановском государственном университете.
    В настоящий момент в изучении курса педагогики мы выделяем три этапа. 1. Организационный (период самоопределения). Он включает в себя:
    –обязательное посещение лекций и семинаров. (4-5 занятий).
    –предварительное информирование преподавателя через e-mail о выборе стратегии.
    – согласование условий работы на домашнем компьютере.
    2. Основной период – дистанционная стратегия работы над курсом. (Формы работы были перечислены ранее).
    3. Заключительный период – рефлексия курса, итоговая аттестация, экзамен очно или дистанционно (on-line через чат или ICQ). Форма экзамена зависит от степени активности студента за период обучения.
    В нашей работе мы выделяем следующие идеи, способствующие развитию дистанционной стратегии обучения в курсе педагогики:
    –необходимость модернизации образования;
    – потребность личности в непрерывном обучении. Образование на протяжении всей жизни, где дистанционное обучение будет занимать важное место в жизни человека;
    –эффективность сотворчества преподавателя и студентов. Дистанционный курс является средой развития не только студента, но и преподавателя. Это является важным в условиях интенсивного информационного развития общества.
    В организации дистанционного курса мы учитывали педагогические, технические, управленческие и личные аспекты.
    1) Педагогический аспект. Развитие содержания курса и его применимости для дистанционного обучения.
    2) Технический аспект. Разработка учебных ресурсов для изучения курса. Начало разработки сайта «Дистанционное сотворчество». Девиз сайта «От индивидуального творчества к дистанционному сотворчеству». Адрес сайта: http://www.ivanovo.ac.ru/distant Разработка сопровождения для очного курса и дистанционной стратегии через электронную почту. А также подготовка страниц:
    · "Стратегия" http://www.ivanovo.ac.ru/distant/strateg.htm
    · "Система образования" http://www.ivanovo.ac.ru/distant/system.htm
    · "Здравствуй, урок!" http://www.ivanovo.ac.ru/distant/lesson
    3) Управленческий аспект. Реализация права преподавателя, работающего со студентами дистанционно иметь оплачиваемый вузом домашний Интернет . (Уточнения количества часов). Определение нагрузки преподавателя из расчета одного дистанционного студента. Нагрузка увеличивается при использовании в изучении on-line телекоммуникаций. (Например, ICQ и чат). Разработка локальных нормативных предписаний в работе с дистанционными студентами.
    4) Личный аспект. Дистанционное сотворчество как способ развития личного творчества. Приращение к личному дистанционному опыту. Участие в различных дистанционных проектах через Интернет. Дистанционное обучение (например, «Эйдос»); дистанционные фестивали (Фестиваль «Содружество»); дистанционных конференциях; дистанционных педсоветах; организации групп школьников, преподавателей и родителей на участие в дистанционных образовательных проектах. А также, например, разработка идеи гендерного подхода для дистанционного преподавателя. (Условия дистанцион
    ного творчества для работника с семейными обязанностями).



    Автор: Нилова С.В., доцент кафедры педагогики Ивановского государственного университета
    Источник: Учитель.ру

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru