• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Значение мультимедиа в обучении

    Резюме

    Поскольку широкополосные сети стали повседневностью, проектировщики диалоговых функций в своей работе все активнее используют мультимедиа и динамическую графику. Инструкция, созданная с использованием множественных видов контента гораздо более эффективна, чем при разработке с использованием какого-либо одного способа (например, в форме текста). Однако, важно составить эффективную комбинацию, а не просто бездумно добавлять медиафрагменты.

    Эффективное использование мультимедиа в обучении требует аккуратного обоснованного комбинирования средств информации так, чтобы получать максимальную отдачу от каждого используемого носителя. Наиболее эффективное использование мультимедиа дает обучающемуся возможность почувствовать себя в реальном мире.

    От компьютерного обучения к мультимедиа

    Когда-то давно в качестве первого опыта я приобрела специальную компьютерную программу для медицинских организаций, обучающую медицинской терминологии. Полностью текстовая версия программы представлялась в то время просто революционной. Я помню, как мы с Бонни Ньютон, моей напарницей по обучению были просто счастливы получить альтернативу посещения чрезвычайно популярного в то время курса медицинской терминологии, который она не могла посещать. Этот курс предназначался для тех, кто должен был знать значения таких терминов как “макроваскулярный” или “макроглоссия,” и существование общедоступного тренинга позволяло провести обучение для тех, кому это было нужно.

    Перепрыгнем на 15 лет вперед к сегодняшнему электронному обучению медицинской терминологии. Сейчас графика иллюстрирует каждый термин, аудио демонстрирует правильное произношение, анимация показывает соединение различных частей в единое целое, а видео – как используется изучаемое в ежедневной практике. Ученики могут использовать электронные носители, загружать и распечатывать бумажные страницы, которые помогают в обучении. Курсы, проводимые в классе, открыты для живой интерактивности. Ранние электронные курсы обеспечивали гибкость при обучении. Мультимедиа расширяет потенциал этих курсов, делая их более простыми для понимания. Например, мультимедиа добавляет ясности, демонстрируя процессы с разных сторон, показывая их в движении. Можно добавить глубины, используя дополнительные информационные каналы и ресурсы. Можно добавить смыслового и красочного богатства, используя видео, одновременно рассказывая и показывая. Но, если быть невнимательным, то можно добавить излишней комплексности и вызвать раздражение.

    Добро пожаловать в мультимедийное обучение. А что такое мультимедиа?

    Определений мультимедиа множество. Ричард Майер, профессор психологии Калифорнийского университета, Санта-Барбара, определяет мультимедиа, как представления контента с использованием как текста, так и графики. Определение, на мой взгляд, очень хорошо для начала, но не обеспечивает необходимой глубины для понимания того, что делает использование мультимедиа эффективным (или неэффективным) для обучения.

    Мао Нео и Кен Т.К. Нео, с факультета мультимедиа Малазийского университета, расширили это определение. Они определяют мультимедиа как «соединение различных типов цифрового контента, таких как текст, изображения, звук и видео, в интегрированное мультисенсорное интерактивное приложение или представление для доставки сообщении или информации аудитории». Это определение мне очень нравится, поскольку включает в себя те ключевые моменты, которые определяют использование мультимедиа в обучении. При любой комбинации или наложении обычных медиаформатов, целое заключает в себе гораздо больше, чем простая сумма составляющих.

    Мультимедиа несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной ученикам. Например онлайновые энциклопедии могут предоставлять ссылки на видео и дополнительные статьи по интересующей тематике. Новости могут включать аудиокомментарии, проигрывать фоновое видео и ссылаться на веб-сайты с дополнительной информацией. Онлайновые уроки могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, симуляции, иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, которые в свою очередь могут включать различные медиафрагменты. Однако если ресурсов слишком много, все выгоды вытесняются необходимостью выснять – что зачем вообще нужно.

    Рисунок 1: Множество медиафрагментов в онлайновом учебном приложении

    Рисунок 1 показывает экран комплексного обучающего приложения, разработанного фирмой Learning Peaks. Меню навигации (исчезающее при отсутствии в нем необходимости, чтобы сохранить место на экране) включает в себя ссылки на множество мультимедийных элементов, такие как одновременное нажатие клавиш, анимации, симуляции и руководства по использованию.

    Майер представляет процесс получения информации через два основных канала – вербальный и визуальный. Многие люди считают, что мультимедиа это хорошо, потому что используется оба канала. Исследователи находят, что мультимедиа помогает обучаться легче, поскольку обеспечивает большую готовность к различным предпочтениям в обучении. Использование различных потоков дает преимущество потому, что по существу наш мозг осуществляет доступ к информации нелинейно. Так что мультимедиа может обеспечить дополнительные возможности по улучшению обучения, если конечно используется правильно, поскольку все хорошее, при неправильном использовании, приносит только вред.

    Обучение и мультимедиа

    В следующих нескольких абзацах я опишу, как современная теория обучения описывает пути обучения людей, как мультимедиа может помогать или мешать обучению, расскажу об исследовании влияния мультимедиа на обучение, про методики обучения, увеличивающие его эффективность и как потеря внимания к хорошему дизайну может привести в проблемам в обучении.

    Перед тем, как рассказать об исследовании того, как мультимедиа помогает или мешает обучению, я приведу некоторые замечания о том, как учить людей, о сложности процесса обучения, и рассмотреть исследование мультимедиа в плане этой сложности.

    Взгляды на обучение и преподавание

    Обучение часто представляют как передачу информации из одной головы (преподаватель или эксперт) в другую (ученик). Ученики как бы получают информацию от эксперта и добавляют ее к себе в память.

    Рисунок 2: Обучение как передача информации

    Несмотря на то, что такой взгляд на обучение широко распространен, он слишком примитивен: он представляет учеников как пассивных получателей информации и не дает рекомендаций по разработке эффективной среды обучения. По существу, дизайнеры, придерживающиеся такого взгляда на обучение, часто разрабатывают среду обучения, которая не включает таких критических для эффективного обучения элементов, как интерактивность, обратная связь и возможность обучатся после собственно обучения.

    Противоположный взгляд – это то, что люди сами должны интегрировать новую информацию и извлечь из нее то, что может им потребоваться в повседневной жизни. В этом случае обучение требует усилий, чтобы понять, как новая информация объединяется с имеющимся знанием и как все это соединить в комплексные знания и возможности – а не только запоминать изолированные факты и процессы.

    Рисунок 3: Обучение как комплексный интегрированный процесс передачи знаний

    (на рисунке в центре – ученик, слева сверху – по часовой стрелке: контент; что это значит?; как это соотносится с тем, что я уже знаю?; как я могу это применить?)

    Между возможностью получить информацию и возможностью применить полученную из курса информацию в реальной жизни и работе – пропасть размером в целый мир. Множество инструкций нацелено на механическое запоминание или поверхностное изучение, но такой метод далеко не приведет. Комплексные знания и возможность применять их в реальной жизни – вот цель обучения, а не просто возможность еще раз вспомнить информацию.

    Декларативное знание – это знание «что» (состояние, список, соответствие, описание или что-то подобное). Процедурное знание – это знание «как» (возможность получить сложные навыки  реального мира). Тот, кто имеет декларативное знание - может перечислить части механизма. Но только тот, кто имеет процедурное знание – может сказать, как части взаимодействуют между собой и понимает, какие проблемы могут возникнуть из-за неправильного функционирования. Декларативное знание, в общем случае – часть процедурного знания, но только часть. Но очень часто обучение разрабатывается на декларативном уровне, в то время как актуальные рабочие задачи требуют процедурного уровня.

    Цель эффективного обучения – обеспечить формальные возможности получения комплексных знаний и развития процедурного знания. В трансмиссионной модели обучения главный упор при разработке делается на представление информации и оценке того, как ученики ее освоили. В конструкционной модели обучения упор делается на создание для учеников возможности получать все более сложные знания и способности, и оценивать – как они применяют свои знания в реальных ситуациях.

    Современные теоретики обучения, такие как Спиро (Spiro), Берайтер (Bereiter), Браун (Brown) считают, что ключевая цель обучения – обеспечить возможности для учеников повышать свое мастерство в той области жизни, которая их увлекает. Очень важный шаг на пути повышения мастерства – создание метальной модели. Метальная модель – это внутреннее отображение реальности. Так рассказ о том, как работает ксерокс должен помочь учащимся представить, как детали работают совместно, как их можно заменить или починить, а не только как название детали соотносится с изображающей ее картинкой.

    Ученый-исследователь и консультант Дональд Норманн (Donald Norman) описывает, как точная ментальная модель помогает работать более эффективно. Задача помощи людям в формировании эффективной ментальной модели изначально сдвинута в сторону взаимодействия человек-компьютер и простоты использования компьютера. Точность и полнота ментальной модели также очень важна в педагогическом дизайне, поскольку является основным камнем в фундаменте эффективности.

    Преимущества мультимедиа в обучении

    Правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, согласно комплексному исследованию Шепарда (Shephard), следующие:

    1. Альтернативные перспективы
    2.
    Активное участие
    3.
    Ускоренное обучение
    4.
    Запоминание и применение знаний
    5.
    Навыки решения проблем и принятия решений
    6.
    Системное понимание
    7.
    Мышление высшего порядка
    8.
    Автономность и внимательность
    9.
    Управление темпом и информационными последовательностями
    10.
    Доступ к информации для поддержки

    Мейер (Mayer) также описывает потенциальные преимущества мультимедиа. Давая человеку возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, считает она, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель.

    Рисунок 4: Текст и видео, использующиеся вместе в онлайновом тренинге по продажам

    На рисунке 4 показан экран онлайнового тренинга по навыкам продаж, разработанного фирмой Learning Peaks. В этом примере текст справа коротко описывает то, что показывается слева на видео.  In this example, the text on the right briefly describes what the viewer will see in the video. Пространственный принцип смежности Мейер (описан ниже, в таблице 1) разъясняет, что для повышения успешности обучения, корреспондирующие текст и изображение должны располагаться рядом друг с другом.

    Хеде и Хеде (Hede and Hede) опубликовали модель, которая описывает, как множество факторов влияют на обучение посредством мультимедиа (рисунок 5).


    Рисунок 5:  Модель влияния мультимедиа на обучение
    (на рисунке
     – текстовые блоки (сверху вниз):
    Видео (текст, рисунки, видео, анимация)
    Аудио (дикторский голос, инструкции, реплики, музыка)
    Внимание
    Рабочая память (обработка данных) (эффект модальности, двойное кодирование, когнитивная перегрузка, повторение, когнитивное связывание)
    Длительная память (декларативные знания, условные знания, процедурные знания)
    Обучение
    - в кружках:
    Управление учащимся (время на задачу, интерактивность, навигация)
    Мотивация (внешняя, внутренняя)
    Стиль обучения (поверхностный/глубокий, полезависимый/поленезависимый - зависимость от внешних факторов, активный/пассивный, визуальный/вербальный, 4 стиля по Колбу)
    Когнитивное вовлечение
    Интеллект (общий, специфический)
    Рефлексия

    Модель помогает разработчикам учитывать, какие факторы и подобные им делают мультимедиа более или менее эффективными для обучения. Мета-анализ Лайо (Liao) показал неполноту результатов обучения без мультимедиа, причем эта неполнота из-за множества факторов в модели: выводы Лайо показывают, как важен общий педагогический дизайн, поскольку на эффективность мультимедиа может влиять любой из факторов в модели Хеде и Хеде. Говоря еще раз, мультимедиа может очень позитивно влиять на обучение, но к их разработке надо подходить очень и очень внимательно.

    В дополнение к этим первичным когнитивным эффектам, Астлайтнер (Astleitner), Визнер (Wiesner) и другие описали как мультимедиа могут влиять на эмоции и мотивацию. Например, видео с эмоциональным компонентом влияет на то, как ученик смотрит на контент. Если люди на видео не касаются, например, вопросов обслуживания клиентов, учащийся может счесть такой контент подозрительным. Мотивационный и эмоциональный аспекты должны соответствовать разработанным мультимедиа, и корреспондировать с указанными Хеде и Хеде факторами:  когнитивным вовлечением, мотивацией и стилями обучения.

    Как мультимедиа работают в обучении

    Алеси (Alessi) и Троллип (Trollip) описывают, что эффективно разработанная среда обучения ( включающая мультимедийную среду обучения), включает следующие четыре элемента:

    1. Отображение информации
    2.
    Руководства по тому, что нужно сделать
    3.
    Упражнения для понимания и запоминания
    4.
    Оценка для определения необходимости повторения или переход анна следующий шаг

    На рисунках 6-8 показаны эти четыре элемента.

    Рисунок 6: Текст и графика, использованные для представления информации

    Рисунок 7: Текст и графика, использованные для отображения руководства к действию

    Рисунок 8: Симуляция, использованная для упражнения и оценки

    Эти четыре элемента могут быть встроены в электронное обучение или использованы в комбинации смешанного обучения. Несмотря на то, что почти все эти элементы могут быть реализованы без применения мультимедиа, мультимедиа делает их гораздо более эффективными и значимыми. Рассмотренный мной раньше пример медицинской терминологии был основан на тексте, а не на графике и симуляциях. Но страницы гипертекстовых ссылок могут быть аннотированы картинками и описаниями, что поможет ученику понять, какие ссылки больше ему подходят. Основное тут то, что если элемент правильно выбран и правильно скомбинирован, он будет гораздо более эффективен.

    Исследование Мейера в основном цитируется для того, чтобы показать, как влияют мультимедиа на запоминание и передачу информации, если придерживаться принципов, изложенных ниже. Эти принципы берут свое начало из представления науки о мышлении об ограниченности рабочей памяти и принципах кодирования в долговременной памяти.

    ПринципОписание
    МультимедиаОбучение с использованием текста и графики лучше, чем с использованием только текста
    Пространственная связьПри обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика располагаются рядом с друг другом
    Временная связьПри обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика появляются одновременно, а не друг за другом
    ЛогичностьПри обучении лучше, если текст, графика или звук не избыточны.
    МодальностьПри обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается экранным текстом.
    ИзбыточностьПри обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается и дикторским голосом и экранным текстом.
    Индивидуальные отличияЭффект этих принципов более сильно выражен при обучении начальным знаниям, чем знаниям высокого уровня, и для сильно территориально удаленных учеников, чем для малоудаленных территориально

    Таблица 1: Принципы эффективности мультимедиа по Мейеру

    Мультимедийное обучение также очень интересно для людей, которые находятся вне традиционного образовательного пространства. Исследовател· человеческого фактора Лоуренс Наджар (Lawrence Najjar) рассмотрел, как мультимедиа влияют на обучение и вывел следующие методики:
    - выберите медиаформат, который по характеристикам лучше походит для соответствующего типа информации – например графика лучше подходит для отображения пространственной информации, чем текст
    - используйте мультимедиа для поддержки или для расширения обучения, а не только для украшательства
    - представляйте медиаэлементы при одновременном показе так, чтобы один поддерживал другой
    - использование мультимедиа эффективней, если вербальный и визуальный каналы помогают ученикам интегрировать контент с уже имеющимся ранее знанием (так называемое обрабатывающее обучение)
    - дайте ученикам возможность управлять и манипулировать процессом
    - используйте понятные метафоры и аналогии, обратную связь и персонализацию для увеличения мотивации
    - вовлекайте учеников в активный процесс и интеграцию, а не просто в пассивное потребление информации
    - медиаформат оценки должен соответствовать тому, что был использован для представления информации

    Разработка мультимедийных приложений

    Цель применения мультимедиа в педагогическом дизайне – это не просто соединить несколько медиаформатов, вставить броские эффекты, или добавить сложности. Используйте каждый формат со всеми его преимуществами и комбинируйте их так, чтобы потенциальные ученики могли эффективно использовать каждый элемент в отдельности.

    Следующая таблица показывает, как различные виды медиаформатов могут поддерживать различные задачи.

    Педагогическая задачаТип медиа и инструменты
    НавигацияКнопки, ссылки, имиджмапы, карты страниц, таблицы содержимого, дерево навигации, поиск, помощь
    Разъяснение, документ, замечаниеТекст (объяснение, детализация, руководство по использованию, текст комментария)
    Показ моделей, примеров, презентацийФото (новая модель копировального аппарата)
    Диаграмма (как заправлять бумагу в копировальный аппарат)
    Снимок экрана (меню в приложении)
    Схема (диаграмма составных частей аудиомикшера)
    Модель процесса (блок-схема)
    Демонстрация качественных и количественных соотношенийКарта концепции (Интернет, показанный как визуальная карта соответствующей концепции)
    Диаграмма (структура организации)
    График (корреляция между уровнем стресса и продолжительностью жизни)
    Показ изменений во времениАнимация (изменение облачности перед грозой)
    Апплет (влияние стандартного отклонения на форму нормальной кривой распределения)
    Видео (показ ожидаемого пользовательского интереса)
    Симуляции (как алкоголь влияет на время реакции)
    Показ скрытых концепций (трудных в простом объяснении, абстрактных)Графические аналогии (как считаются сложные проценты)
    Анимация (как кровь течет в сердце и из него)
    Прямая практическая работаСимуляции (добавление и удаление конца секции в документ)

    Таблица 2: Примеры различных медиа и инструментов для различных педагогических задач

    Многие из этих медиаформатов были отображены на предыдущих рисунках. Например на рисунках 1, 4 и 6-8 изображена навигация и использование текста и графики. На рисунках 6-8 изображено реальное приложение. Рисунок 8 показывает изменения во времени и реальную практическую работу. Рисунки 9 и 10, приведенные ниже, показывают процессы и скрытые концепции.

    Рисунок 9: Модель процесса с использованием текста и графики

    Рисунок 10: всплывающие при наведении описания, использованные для объяснения скрытой концепции (источник: Helen Macfarlane, Medical Illustrator, www.uchsc.edu/ltc/Fertilization.html)

    По мнению некоторых теоретиков, например Ван Мерриенбоер (Van Merrienboer), направленная среда обучения более подходит для новичков, в то время как более подготовленные ученики предпочитают менее направленные методики. Предоставление ученикам возможности выбирать лучший метод и стиль обучения – составляет проблемы при дизайне курса, но иногда бывает необходимым, особенно в смешанных аудиториях.

    Хорошо разработанные мультимедиа улучшают мотивацию, обучаемость и передачу знаний.

    Разработка мультимедиа: командный спорт

    Разработка сложного мультимедиа, как правило,  требует командных усилий, поскольку для получения хорошего результата требуется множество различных навыков. К примеру, для разработки двух проектов, представленных на рисунках 1, 4 и 6-9, нашей команде потребовалось привлечение многих людей и применение множества навыков. Потребовались навыки инструкционного дизайна для формулирования цели; предстояло выбрать стратегию и элементы мультимедиа, письменную форму изложения контента, необходимо было применить навыки информационной архитектуры для структурирования контента, навыки графического дизайна для разработки понятной и привлекательной навигации, пояснительной графики, навыки работы с мультимедиа при разработке интерактивных элементов, потребовался опыт исследований удобства применения для того, чтобы убедиться в том, что вся система работает правильно и не приведет к полному разочарованию обучающихся; а также потребовалось знание инфраструктуры, гарантирующее, что проект совместим с системой клиента. Конечно, не все проекты требуют участия одного и более специалистов для обеспечения указанных функций, однако большинство проектов требуют каких-либо элементов всех этих областей.

    Некоторые аспекты мультимедиа в обучении

    Можно легко прийти к заключению, что мультимедиа – универсальный путь, но и – слишком долгий. Первым аргументом служит факт наличия соответствующих ресурсов и навыков, необходимых для эффективной работы. Дизайнерам следует отбирать только те фрагменты мультимедиа, которые соответствуют задачам обучения.  Гораздо более эффективным будет использование в инструкционных материалах одного, но хорошо выполненного фрагмента, чем применение плохо выполненного мультимедийного обеспечения.

    Использование мультимедиа усложняет как экранное восприятие, так и задачу для обучающих. По определению, среда обучения всегда является неизведанным комплексным пространством. Используйте мультимедиа, чтобы помочь обучающимся найти пути решения задачи. Если для этого требуется использование множественной мультимедиа и сложного контента, используйте все возможности и ресурсы для концентрации внимания обучающегося на наиболее важной информации. Логичные и последовательные элементы навигации позволят четко понять, каков должен быть следующий шаг. Помогите обучающемуся определить, как сделать выбор, не ограничивая возможностей, до тех пор, пока это не станет необходимым (почти никогда). Пошаговая, строго ограниченная навигация, например, может в большей степени вызвать у обучаемого чувство ограничения, чем обучения, с отсутствием контроля полученных знаний.

    Обучающиеся всегда должны быть в состоянии объяснить, на каком этапе они находятся и как попасть туда, куда они хотят. Проверьте вид экрана вместе с обучающимся для того, чтобы выбрать критерии простоты использования  и будьте готовы внести соответствующие изменения. Всегда оставляйте возможность обучающемуся обратиться за помощью по технологии и контенту.  

    Следует подумать, добавит ли применение мультимедиа опыта обучающимся. Лучше всего спросить самих обучающихся. Не сбивает ли это с толку? Не лишнее ли это? Не является ли чрезмерным? На своем собственном опыте я убедилась, что обучающийся сам в состоянии определить, когда необходимо использовать дополнительные средства (например, использовать анимацию или видео, либо проводить обучение в повествовательной или текстовой форме); это лучше, чем убирать их в тех случаях, когда обучаемый не воспринимает их.

    Еще одним важным условием при использовании мультимедиа является факт, что опыт работы с ним требует множественного восприятия. Это означает, что необходимо учитывать влияние каждого используемого средства при обучении людей с зрительными, слуховыми и другими нарушениями..

    Заключение

    Успешное применение мультимедиа в обучении включает не просто одновременное применение множества система представления информации, но подразумевает продуманное применение разных систем с тем, чтобы максимизировать свойства каждой из систем, расширяя и углубляя опыт обучения.

    Исследования показали, каким образом использование мультимедиа способно расширить и обогатить опыт. Формы применения мультимедиа различны – от игровых до исследовательских. В первую очередь разработчикам необходимо определиться,  какого результата они хотят добиться, и уже после этого выбирать элементы, наиболее подходящие для поставленных задач. (например, выбор аудио-курса для того, чтобы показать различие интонаций). Затем следует убедиться, что выбранные элементы мультимедиа хорошо разработаны и сочетаются друг с другом.

    Дизайнеры с восприятием системы обучения как передачи информации ограничивают потенциальный успех обучения средствами мультимедиа, из-за продолжительного выстраивания системы  типа drill-and-practice даже в тех случаях, когда этого не требуется. С другой стороны, люди, воспринимающие обучение как систему построения знаний, могут иметь настолько пространное представление о том, что можно сделать, что в результате созданная система мультимедиа  может разочаровать или перегрузить обучающихся. В любом случае, решение о своевременности использования средств мультимедиа и разработке эффективных систем мультимедиа требует тщательного обдумывания и максимальный эффект достигается при задействовании команды специалистов, обладающих навыками инструкторского дизайна, графического искусства, информационной архитектуры, способных обеспечить простоту и эффективность применения.  .

    Авторы Майер и Найар сформулировали для нас принципы разработки систем мультимедиа, которые могут быть очень полезными. Одно предостережение: не впадайте в зависимость от этих принципов, учитывайте характерные  особенности и специфику ситуации. Быть хорошим разработчиком – значит знать и понимать, в каких случаях необходимо следовать правилам, а какие ситуации требуют уникальных решений.

    Хотя мультимедиа предлагает разработчикам обширные возможности для создания показательной и эффективной системы обучения, сами по себе средства мультимедиа не являются эффективной обучающей системой. Авторы Хид и Хид составили для нас список критических факторов, которые необходимо учитывать. Исследования в этой области пока имеют возраст новорожденного (ну или на крайний случай – ясельный возраст). Можно надеяться, в будущем наука поможет создать нам  высоко эффективную мультимедийную обучающую систему.

    Литература

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru