• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Большие надежды на электронное образование в 2010 году

    © 2007 Index Funds Advisors, Inc.


    Лиа Макларен (Leah McLaren) из канадского еженедельника Globe and Mail написала в своей статье, вышедшей в номере от 19 декабря:

    «Мы живем в эпоху Бесконечных Советов – и среди этих советов почти нет хороших /.../, правда состоит в том, что будь у Вас обезьяна, бросающая дротики, у Вас было бы больше шансов предсказать будущее с ее помощью.»

    Отлично, теперь вы не сможете сказать: «нас не предупреждали!», и я позволю себе несколько предсказаний на 2010 год.


    1. Следуй за деньгами.

    Во многих странах 2010 год будет тяжелым, в плане финансов. Правительства оказались перед необходимостью контролировать бюджетный дефицит, их возможные действия ограничены. Поставьте себя на их место – вариантов у вас немного: снизить расходы, повысить налоги, увеличить заимствования. Но вы не в состоянии занимать больше денег, чтобы свести концы с концами, так как обслуживание долга создаст дополнительные расходы. А когда у вас большая часть избирателей (ну, почти) люди пожилые, вы не можете урезать расходы на здравоохранение, да и повышение налогов выглядит не лучшей предвыборной программой. Вы уже сократили, разумеется, расходы на госаппарат и заработные платы государственных чиновников. И что вам остается? Урезать расходы на высшее образование! Согласитесь, в конце концов, это решение не так уж и трудно далось?

    США и в особенности Великобританию, ожидает принятие наиболее трудных финансовых решений за последние несколько лет. Я полагаю, 2011 год будет еще хуже, чем год 2010 с точки зрения сокращения общественных расходов (и речь будет идти уже не о том, как удержатся в седле на повороте, а скорее о том, как выдержать поездку по длинной и очень ухабистой дороге). Что же ожидает нас в сфере высшего образования?

    Главный вопрос в том, какие действия предпримут правительства и высшие учебные заведения в условиях сокращающихся доходов. Возможные решения:

    · тех же щей, да пожиже: большие учебные группы, больше внештатных преподавателей, выше плата за обучение, ухудшение сервиса. (Что ж, по крайней мере, эта стратегия многократно опробована и проверена.)
    · сократить количество обучающихся: этого быстро не сделать – тем студентам, что уже набраны, потребуется как минимум четыре года на завершение образования. К тому же, большинство правительств экономически развитых стран по-прежнему сознают наличие потребности в квалифицированной рабочей силе. Еще более важно для них то, что студенты, так же как и их родители, являются избирателями.
    · большая разница в финансировании: несколько богатых исследовательских университетов получают финансирование на прежнем уровне, а остальные более чем строго ограничиваются в финансах. (Это решение, предложенное «элитой» канадских исследовательских университетов, аналогично решению выкинуть женщин и детей со спасательного плота для того, чтобы выжили сильнейшие.)
    · многоуровневая дифференциация преподавательского состава: малое количество профессоров занимающихся только исследованиями, немного больше профессоров, занимающихся только преподаванием, и большое количество внештатных преподавателей с низкой оплатой.
    · закрытие подразделений по поддержке образовательных технологий, прекращение действия имеющихся, или отказ от выдачи новых лицензий на дистанционное обучение, сокращение персонала техподдержки. Все это ради того, чтобы институты могли сфокусироваться на своей «основной» деятельности (вроде поддержки футбольной команды в американских колледжах).
    · возможно, хотя бы некоторые правительства и ВУЗы обратят взор на новые модели высшего образования, будут уделять основное внимание реальному обучению, а не инвестициям в дорогостоящее здание университета.

    Я подозреваю, что мы увидим все эти (и некоторые другие) действия в 2010 году. Однако, каждый вызов - это, несомненно, одновременно и возможность, и всё ухудшающееся состояние общественных финансов дает возможность подумать не только о путях сокращения расходов на образование, но и создать образовательную систему, отвечающую требованиям 21-го века.

    Так что, особенно если вы не работаете в одном из привилегированных университетов из первой десятки, забудьте ваши революционные планы относительно пользователей систем дистанционного обучения, (речь идет, конечно, о тех, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО учится) и подготовьте их к работе в новых реалиях в 2010 году. Хорошо бы одновременно продемонстрировать, как вы сможете сэкономить на этом, но экономия - это уже отдельная задача.


    2. Электронные публикации

    © Forex e-books


    Что ж, электронные публикации известны уже не первый день. Достаточно вспомнить, что платформа для чтения электронных книг Kindle была самым продаваемым товаром по версии сайта Amazon.com в 2009 году. Поэтому я предсказываю, что в 2010 году мы увидим превышение объемов публикаций академических учебников в электронном виде над традиционными способами издания. Причина очень проста - стоимость. В настоящий момент, совокупная стоимость «бумажных» учебников к некоторым учебным программам превышает плату за обучение по этим программам. Между тем, в электронном виде те же учебники могут быть загружены значительно дешевле, а то и вообще бесплатно.

    В сфере электронных публикаций наметились две основных тенденции. Первая, это сервисы, предоставляющие бесплатный доступ к учебникам. Эти книги готовятся так же, как и традиционные учебники, но бизнес-модель таких издательств совершенно отлична от традиционной, так как учебники доступны для скачивания бесплатно. Например, с сервиса Flatworld (www.flatworldknowledge.com). Вот что пишут об этом сервисе его создатели:

    «Мы сохранили лучшее из старого – книги ведущих экспертов, тщательно проанализированные и доработанные до соответствия самым высоким стандартам. Затем мы перевернули все с ног на голову.

    Наши книги доступны для бесплатного скачивания из Интернет. Мы предлагаем студентам удобный сервис по доступной цене – печатаемые по запросу книги в мягкой обложке по цене менее 30 долларов, аудиокниги, возможность самостоятельно распечатывать нужные фрагменты. Наши материалы доступны для редактирования преподавателями, которые могут использовать их для создания собственного учебного курса, доступ к которому получает только автор. Наш сайт является стыковочным узлом социальной образовательной сети, в которой студенты получают знания из книг и друг от друга».

    Традиционные издательства тоже движутся в сторону электронных публикаций. Например, издательство Jossey-Bass продало в 2009 году больше электронных, чем печатных копий книги «Effective Teaching with Technology in Higher Education» (и это при том, что возможность выбора электронной версии книги была неочевидна из формы заказа на сайте). Однако, большинство издательств берут за электронную версию книги, столько же, сколько за печатную. Я подозреваю, что эта практика будет изменена, и электронные копии книг, выпускаемые традиционными издательствами, вынужденными конкурировать с бесплатными сервисами, станут дешевле печатных. Хотя, по-прежнему, не бесплатными. Тем не менее, несмотря на постоянное увеличение выпуска электронных версий, на рынке по-прежнему сохранится место и для издателей традиционных печатных учебников. Это вызвано тем, что большинство авторов рассчитывает на денежное вознаграждение за нелегкий труд по написанию хорошего учебника и хочет получать от издателя профессиональную редакторскую помощь, (я знаю, о чем говорю).

    Я преднамеренно использую термин электронные публикации, а не электронные книги. Я не вижу большого будущего для электронных книг, по крайне мере в том, что касается их использования в учебном процессе. Несмотря на большие объемы продаж широкой публике, платформа Kindle не обеспечивает интерфейс, отвечающий специфическим нуждам студентов, то же можно сказать и о Sony Reader:

    «…нарекания вызывают неудобство в использовании, проблемы в работе и высокая цена устройства, и студенты, уже давно привыкшие получать музыку и фильмы из Интернета, по-прежнему выбирают толстый, неудобный, старомодный учебник, если им предоставляется выбор.» Тим Джонсон (Tim Johnson), 2009 http://www.universityaffairs.ca/electronic-textbooks-set-to-take-over.aspx

    Проблема в отсутствии должной интеграции электронных книг с другими инструментами, используемыми студентами в процессе обучения, особенно с персональными компьютерами. А интерфейс электронных книг действительно недостаточно хорошо проработан, для их эффективного использования в образовательном процессе.

    А теперь посмотрите на онлайновых торговцев книгами, таких как Kobo (www.kobobooks.com), и устройства, использующие открытые стандарты, позволяющие покупать книги у любого Интернет поставщика (возможно по $10 за штуку), выбирая лучшую цену. Еще более важно, что Kobo и другие онлайновые продавцы, использующие открытые стандарты, не заставляют вас покупать специальные устройства для чтения купленных у них книг. Вы можете читать их в Сети или загрузить, что бы прочесть их в автономном режиме, используя обычный компьютер или же мобильный телефон. Вот почему Kobo и другие поставщики, использующие открытые стандарты, в конечном счете, окажутся более популярными, чем Kindle и Sony Reader, по крайней мере, среди студентов.


    3. Год мобильного обучения?

    © Devicepedia.com


    Станет ли 2010 год, годом, в котором мобильное обучение из самой многообещающей, превратится в повседневно используемую технологию? Или, вернее, следует поставить вопрос так: перестанет ли мобильное обучение быть всего лишь вспомогательным инструментом в процессе обучения?

    Если и перестанет, я подозреваю, что это произойдет не в США, Канаде, Австралии или Европе, а в Южной Африке, азиатских странах, таких как Индия, или возможно, в Бразилии. Почему? Потому, что там потребность в переходе на мобильное обучение больше. В этих странах значительно большее число людей имеют мобильный телефон, нежели постоянное подключение к Интернет и компьютер. Надо заметить, что мобильное обучение подходит не столько для нужд высшего образования, сколько для помощи в получении среднего образования, непрерывного образования (lifelong learning) и корпоративных тренингов (большие рынки, большая потребность).

    При этом образовательный процесс не превратится, несомненно, в «чистое» мобильное обучение. Скорее всего, это будет гибрид мобильного обучения, и периодического доступа к компьютеру, имеющему постоянное подключение к Интернет (главным образом, чтобы сократить счета за мобильную связь), например, из местного Интернет кафе или обычного образовательного учреждения, в те часы, когда там не проводятся занятия.

    Я полагаю, что время для полноценного мобильного обучения настанет позже, в интервале 2011-2012 годов, когда появятся наладонные устройства с большими, или раздвижными экранами. И что еще более важно, будет создана лучшая среда для виртуального обучения (обучающие приложения и интерактивные учебные материалы, адаптированные для мобильного обучения).


    4. «Облачные вычисления» обещают новые мощности мобильным устройствам.

    Возможно не в 2010, но вероятно уже в 2011 году, мы увидим бескомпромиссное, многофункциональное устройство, сочетающее в себе достаточно большой экран с достаточно высоким разрешением, плюс интуитивно понятный пользовательский интерфейс, скоростной доступ к различным сетям и полный набор пользовательских приложений. Формат устройства не принципиален (возможно это будет «раскладушка» или слайдер), главное, что бы оно было достаточно мало, что бы его можно было постоянно носить с собой в кармане или в сумке (хорошо если бы его можно было проносить на борт самолета). Я уверен, Стив Джобс (Steve Jobs) уже во всю работает над этим. Подобные устройства будут работать, используя сервисы облачных вычислений (cloud computing), в которых информация и приложения, размещены на серверах в сети Интернет и предоставляются мобильному клиенту по запросу.

    Интерфейс устройства, похоже, будет основным вопросом. Куда там подевались технологии распознавания голоса? Они были провозглашены в 1999 году как большой прорыв в управлении компьютером. Но, как оказалось, эта технология слишком сложна в реализации (если вы приведете в пример сервисы телефонных компаний, в которых была использована технология распознавания голоса, вы только подтвердите моё мнение). Стандартная клавиатура, это слишком неуклюжее устройство управления, так же, как и мышь, или меню с выпадающими списками. В последнее время разве что iPhone предложил пример хорошо осязаемого интерфейса. Так что нам потребуется как минимум еще один прорыв в разработке интерфейса мобильных устройств для того, что бы их стало удобно использовать в образовательном процессе. Требуется также изменить подход к преподаванию и изучению, создав более насыщенную медиасреду, которая снизит нашу зависимость от клавиатуры в процессе преподавания и оценки знаний.


    5. Бразилия: мировой лидер в электронном обучении в 2010?

    Пляж Копакабана, Рио-де-Жанейро


    Несколько лет назад федеральное правительство Бразилии издало указ, согласно которому все программное обеспечение, приобретаемое правительственными организациями, должно иметь открытый исходный код (open source software). Одним из результатов этого решения явилось развитие сектора частной индустрии, специализирующегося на разработке высококачественных учебных материалов для огромной школьной системы Бразилии, доступных онлайн. Для примера посмотрите сайт WebAula (http://www.webaula.com.br). Правительство так же потребовало, чтобы все преподаватели стали дипломированными специалистами в своих областях, и электронное образование послужило необходимым инструментом в переподготовке преподавателей «без отрыва от производства». К 2010 году в каждой бразильской школе должен быть компьютерный класс и доступ в Интернет. Так же в Бразилии быстро развивается сектор бизнес услуг по электронному обучению сотрудников компаний и корпораций. Бразилия стала первой страной, в которой еще в 1995 году была реализована программа предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту «Школа будущего» (Escola do Futuro http://www.escoladofuturo.com.br/), поддерживаемая университетом Сао Паоло (Universidad de Sao Paulo), который поставил себе цель разместить в открытом доступе в Сети все классические произведения, написанные на португальском языке. На сегодняшний день университет Сао Паоло реализует большое количество проектов в области электронного образования.

    Вот только некоторые из множества шагов, предпринятых в Бразилии, направленных на поддержку электронного образования (читатель, владеющий португальским, сможет узнать об электронном образовании в Бразилии гораздо больше). При планируемом в 2010 году росте ВВП Бразилии в 8% и соответственном увеличении средств, которые можно направить на развитие образовательных программ, эта страна находится на пути к тому, чтобы стать мировым лидером в области использования электронного обучения.

    Другая страна, к которой стоит присмотреться - это Индия, с ее обширной и продолжающей расти образовательной индустрией, возможностями и ресурсами для инноваций в области электронного образования, дополненными поголовным знанием английского языка. Мы увидим все возрастающее количество разрабатываемых индийскими компаниями, в рамках программ аутсорсинга, учебных курсов и материалов, и качественного открытого контента. Это может оказать негативное влияние на подразделения поддержки образовательных технологий американских институтов и колледжей. Лучшей защитой было бы сфокусироваться на разработке теоретических основ преподавания и педагогики с целью создания качественной системы электронного образования. В этой области, в отличие от разработки программного обеспечения и техподдержки, индийские компании не столь конкурентоспособны.

    Китай, с другой стороны, хотя и разработал сопоставимое с лидерами в данной области количество приложений для электронного образования, зажат в тиски централизованной системы контроля за содержимым и ригидной бихевиористской методикой преподавания. Ограничения на пользование Интернетом так же препятствуют формированию навыков и ресурсов, необходимых для развития основанных на знаниях отраслей индустрии.


    6. Кое-что, о чем никто, никогда не думал.

    Что ж, такова природа новых технологий, не так ли? Наверняка в 2010 году найдется что-то «абсолютно новое» и «динамично развивающееся», о чем мы сейчас ничего не знаем, и это «нечто» непременно будет объявлено той соломинкой, которая спасет образование. Вопрос состоит только в том, окажется ли новинка чем-то, что улучшит качество образования? А может быть новинка окажется всего лишь модным веянием и исчезнет так же быстро, как и появится.

    Заключение

    Наступающий год обещает быть интересным в плане электронного образования. Автор с удовольствием прочтет ваши соображения о том, какие существенные события ожидают, по вашему мнению, эту сферу в 2010 году. Тем временем, я желаю вам успеха в ваших начинаниях, да будут они инновационными, ваша администрация благосклонной, а ваши студенты выдающимися! С новым 2010 годом!

    Автор: Тони Бэйтс
    Источник: http://www.tonybates.ca/2009/12/30/great-expectations-for-e-learning-in-2010/

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru