• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Семь шагов по улучшению E-learning

    Слишком многое в электронном обучении, пусть и неумышленно, делается для минимизации эффективности. Онлайновые курсы часто не привлекают интереса обучающихся и это происходит, наряду с другими проблемами, из-за того, что люди не знают, как применить знания, полученные при обучении. Помните, что конечная цель обучения – изменение в поведении, а не в учебе как таковой. Наши цели, преследуемые в любом учебном мероприятии, должны утверждаться, меняясь во времени.

    То, о чем рассказывается дальше – это выводы когнитивного исследования процесса обучения, задуманного для того, чтобы сделать ваш e-learning более эффективным и создать предпосылки для получения обучающимися большего объема знаний. Эти семь принципов соединяют умственные и эмоциональные компоненты обучения, и чем чаще это происходит, тем лучше результат.

    Первые два шага попадают в категорию общих целей и должны адресоваться тем, кто начинает процесс разработки.

    1. Целевые знания

    Первейшей задачей обучения должно быть изменение набора навыков обучающегося, так чтобы он мог делать что-то новое, а не просто знать что-то новое.

    На самом деле часто эксперты в предметной области (в оригинале «subject-matter experts» - SME), теряют связь этой самой областью, так что порою не представляют – что там реально происходит. В результате они смещают фокус в область знаний, а не в сторону их реального применения – так как именно то, что они помнят. Убедитесь, что ваши задачи находятся в рамках тех условий, в которых люди будут их использовать после процесса обучения. Если при встрече эксперт скажет: «Это надо знать», задайте ему простой вопрос: «А как применить это новое знание, что смогут студенты сделать по-другому, чем прежде?» Заставьте ваших экспертов думать в рамках новых навыков, а не новых знаний.

    2. Делайте вещи тонкими и светлыми

    Ваш контент многословен, ваш текст монотонен, ваш материал перенасыщен. Элегантная проза – это не то, что подходит для онлайновой среды, для обучения. Джон Кэрролл (John Carroll), автор теории минимализма (см. http://tip.psychology.org/carroll.html) показал, что вы можете использовать имеющиеся у обучающихся знания, как рычаг для ускорения обучения. Веб гуру Якоб Нильсен (Jakob Nielsen - http://www.useit.com/papers/webwriting/) часто подчеркивает необходимость коротких, «рубленных» предложений для онлайнового контента. Несмотря на то, что многие знают про эти идеи, но продолжают делать неправильно.

    Не говоря уже о таких вещах, как пробелы, списки и подсветка. Все продолжают использовать повсеместно подчеркивание, курсив и жирность – вместо цвета. Надо помочь ученикам сфокусироваться на главных словах в предложении, а не заставлять их промывать нашу прозу в поисках самородков. Время – деньги!

    Следующие пять шагов относятся к компонентам учебного процесса: введению, концепции, примерам, практике и выводам.

    3. Эмоциональное сцепление

    Мы должны увлечь обучающихся с самого начала. То, что мы видим в данный момент как «введение в курс», является, как ни прискорбно об этом говорить, в лучшем случае, совершенно неуместным. В худшем – мешает обучающемуся. Хорошее введение вовлекает в процесс сердца учеников так же, как и умы.

    Одно из самых худших, на наш взгляд – предварительное тестирование. Зачем задавать пользователям вопросы по материалу, чтобы показать им, что они ничего не знают? Нет никаких значимых резонов, чтобы разрешать ученикам пропускать отдельные секции учебного контента.

    Мы знаем, что обучение будет более эффективным, если пользователи будут эмоционально подходить к делу. Так что дополнительно к приспособленности под индивидуальное учебное поведение, надо приспосабливаться к мотивации. Надо дать возможность ученикам увидеть, как они могут актуализировать новые знания, указать место приложения.

    Как дополнительный элемент эмоциональной поддержки, определите ожидаемый результат. Расскажите учащимся, сколько времени они должны будут потратить и каких результатов достигнут после окончания процесса. Это поможет им сохранить мотивацию на протяжении всего времени обучения.

    4. Законченные концепции

    Мы знаем, что принятие новых навыков не работает без активации контекста, в которых эти навыки будут использоваться. Когда вы рассказываете о методике процесса продаж, вы можете, например, рассказать о важности продаж и о том, как компания использует эту методику в своей деятельности. Это не обязательно, но поможет учащимся найти место материал в понятном им контексте и изучать его более целеустремленно. «Вкручивайтесь» в текущий раздел из более широкого контекста и возвращайтесь в него в конце.

    Кроме того, надо создать ментальную модель процесса, которая бы послужила основой для методики и составляла из себя набор правил, базирующийся на системе целей. Обучение может в конкретный момент стать слегка длиннее, но ученики лучше адаптируются к проблематичным ситуациям процесса, если в его основе лежит строгая структура. Проще говоря, если будет пропущен какой-либо шаг, то проще будет восстановить недостающий компонент, чем утерять его безвозвратно.

    Это изображение концепции может быть и не достаточно, однако очень хорошо подходит именно к комплексным навыкам. Как минимум, требуются иллюстрации в дополнении к прозе. Это может показаться сложным для постоянного применения, но верный принцип – это пространственная карта концептуальных взаимосвязей. Несомненно, при наличии динамических связей, анимация бывает более подходящим методом.

    Хорошие концепции те, что разработаны на значимых данных, представленных различным образом, и базирующихся на некоторой модели. Это дает обучающимся лучшие шансы не только оценить время обучения, но и сделать обучение более гибким.

    5. Проработанные примеры

    Теперь, когда мы создали хороший базис для получения навыков, мы должны помочь учащимся понять, как эти навыки могут быть применены в различном контексте (исключая те случаи, когда это однозначная ситуация, для которой собственно и происходит тренинг). Мы также хотим использовать наилучшие коммуникационные техники, подчеркнуть ошибки и пути их устранения.

    «Подчеркивание ошибок» - звучит может быть противоестественно, но эксперты часто делают ошибки, возвращаются на шаг назад, пробуют другой метод - и так до тех пор, пока не найдут решение, что часто происходит в сложных и смешанных областях деятельности. Часто ученики не видят этот процесс, что может привести к неправильному впечатлению об уровне собственной компетентности. Примеры реальной деятельности более полно освещают рабочий процесс, в результате ученикам прививается больше гибкости и уверенности, по сравнению с теми, кто учился только на образцах правильного поведения.

    В итоге применяемые инструменты должны давать экспертам возможность показать, как они сами осуществляют процессы. В видеофрагментах можно использовать закадровый голос, как эффективную технику – пузырьки с мыслями годятся только для комиксов. Речевое повествование также обеспечивает наиболее естественный путь для объяснения процессов. Мы знаем, что наша мыслительная архитектура очень эффективно обрабатывает речевые образы, а может и даже фундаментально базируется на них.

    Но очень важно, чтобы количество примеров было обоснованным. Чем больше обучение направлено в сторону специфической задачи, тем больше примеров нужно. И наоборот, если есть направленность на общие навыки, вы должны более аккуратно использовать примеры, чтобы не нарушить соответствие с принципами абстрактности.

    Хорошие примеры содержат контекст, показывающий модель, на которой основывается процесс, так же хорошо, как и требуемые шаги, и соответствуют применяемой концепции для варьирования контекста. Сделайте их эмоционально приятными, включайте разговорные моменты, как дополнительное усовершенствование.

    6. Прагматичные упражнения

    Некоторые ученики предпочитают сначала посмотреть концепции, другие предпочитают примеры, третьим надо дать упражнение по проблеме для обеспечения мотивации. Поэтому для всех стилей обучения верно одно: если вы не используете адаптивную систему, нужно определить основной процесс подачи материала с представлением структуры контента и дать возможность ученикам управлять навигацией по нему.

    Упражнения должны давать возможность применять знания, а не тестировать их. Если новые знания абстрактны, ученики не могут соединить их с реальным миром. Их необходимо привязать к контексту и активировать. Окружение рассказа практическими упражнениями создает у учеников понимание этого.

    Но очень существенной ошибкой при этом является неправильный выбор уровня сложности. Часто электронные задания проще, чем должны были быть. Это очень тонкая грань: сделать задание достаточно сложным, чтобы увлечь учащегося, но не настолько трудным, чтобы вызвать чувство невыполнимости.

    Идеальное упражнение – привязанное к контексту, значимое для ученика, достаточно трудное и разворачивающееся в рамках законченной истории. По мне, идеальное упражнение – это игра, непредсказуемая, которую можно переиграть заново, и в которой можно изменить сложность (это не так сложно или затратно по времени, как можно было бы подумать). Даже если вы пишете свои стандартные вопросы с выбором одного из многих как мини-сценарии – это гораздо лучше по сравнению с прямым тестированием, ориентированным исключительно на знание.

    7. Очищенное отображение

    Теперь, когда мы дали все упражнения и ученики продемонстрировали свой успех, пришло время для подготовки закрытия курса – завершения процесса обучения. Часто в этом качестве используют финальный тест с грейдами и резюме о том, что было изучено. Мы можем и должны сделать все, чтобы эта часть процесса обеспечила большую удерживаемость в памяти материала обучения.

    В идеале, это должно быть в первую очередь подведение итогов индивидуальных достижений в процессе обучения, а не общее резюме. Теоретически, мы должны представить трек успехов ученика, но сделать это представляется проблематичным. Проще, это можно сделать так: вывести то, что ученик сделал – или не сделал. Также хотелось бы предоставить обучающемуся возможность самому оценить уровень своих знаний. Надо обеспечить метод, по которому ученик мог бы попрактиковаться в новых навыках до того, как придет время применить их реально.

    И финально, надо подчеркнуть в конце учебного процесса его место в расширенном контексте. Мы должны еще раз определить значимость и место новых навыков в контексте реального мира.

    Об авторе
    Кларк Н. Куинн (Clark N. Quinn), доктор философии, руководит фирмой Quinnovation, осуществляет стратегические исследования для Fortune 500, учебных и государственных учреждений, общественных фондов уже более 25 лет. Наиболее цитируемая книга – Увлекающее обучение: Разработка электронных симуляторных игр (изд. Пфайффер - Pfeiffer).



    Автор: Clark N. Quinn, Director, Quinnovation
    Источник: ELearnmag

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru