• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Пуленепробиваемый педагогический дизайн: Модель для смешанного обучения

    Примечание редактора: Эта статья о ценности планирования. Инструменты педагогического дизайна обеспечивают правильную последовательность разработки, начиная с начальной оценки, и далее, через постановку целей, дизайн, производство, внедрение, к оценке результатов. Дистанционное обучение может использовать преимущества тех же самых принципов для корректности процесса разработки, минимизации затрат и уверенности в получении хорошего результата.

    Почему никогда не хватает времени на то, чтобы сделать работу правильно, но всегда есть время на то, чтобы ее переделать?

    Неизвестный автор


    Если важны время и деньги, используйте педагогический дизайн

    Я желаю вам никогда не услышать, как внешний консультант говорит, что нужно еще $250,000 и шесть месяцев работы, чтобы завершить ваш проект по смешанному или электронному обучению. Под смешанным обучением я обычно понимаю электронное (или онлайновое) обучение в комбинации с другим типом, обычно с традиционным очным тренингом.

    Смешанное обучение – это здорово, и так естественно понять, что хорошо сочетать лучшие качества онлайнового обучения (например доступность в режиме 24/7) с лучшими качествами очного обучения (например взаимодействие лицом-к-лицу). Без сомнения, это очень здорово. Но почему же многие проекты смешанного обучения постоянно срываются, требуют гораздо больше денег и времени, чем кто-либо вообще мог себе представить? Ответ – также как и для большинства проблем с проектами – может быть найден в плохом планировании (т. е. педагогическом дизайне), горький вкус плодов которого мы часто ощущаем тогда, когда начинаем внедрять обучение, или тогда, когда большая часть денег, времени и энтузиазма уже растрачена.

    Вне зависимости от того, есть ли у вас и ваших сотрудников опыт дизайна электронного или смешанного обучения, очень важно по меньшей мере попытаться определить основные аспекты вашего проекта до того, как вы обратитесь к внешнему провайдеру. Объяснение тут простое. Обстоятельно обдумав, записывая и согласовывая, со всеми заинтересованными сторонами, основных моментов проекта – кто ваша аудитория, каковы цели обучения, какой будет контент, его широта и ограничения и т.д. – вы сможете лучше сделать следующее: 1) понимать реальные размеры и природу проекта; 2) обеспечить поддержку всех внутренних заинтересованных лиц на ранних этапах; 3) эффективно и точно определить объем и требования проекта потенциальным провайдерам; 4) выбрать лучшего провайдера для работы; 5) уверенно управлять и мониторить задачи проекта, обеспечивая его успешность.

    Первая из моделей для дизайна смешанного обучения

    Пуленепробиваемая модель дизайна смешанного обучения предназначена для того, чтобы помочь вам и вашей команде в процессе дизайна смешанного обучения. Благодаря системе сдержек и противовесов, она позволяет вам уверенно достигать необходимого результата.

    Модель сопровождает список разделов документа педагогического дизайна (рис. 1), который – будучи разработан и настроен – является предметом активной дискуссии и узловой точкой соприкосновения для всех участников, вовлеченных в проект.

    Замечание: приведенная ниже модель предполагает, что ранее проведенный анализ показал необходимость именно обучения, а не какого-либо другого типа воздействия, улучшающего производительность труда.

    Этапы дизайна:

    1. Соберите стандартную основную информацию, нужную для обучения, точно такую, какую бы вы должны были собрать для обычного очного тренинга. Определите: должности и набор функций участников, их месторасположение, общее число обучающихся и интервалы времени, которым они располагают, уровень их заинтересованности к предмету, положительный или отрицательный опыт, оставшийся от предыдущих учебных мероприятий, с чем они должны будут уйти после обучения (знания, навыки, поведение) – это все известные потенциальные факторы, влияющие на любой этап любого учебного проекта, от дизайна до разработки и внедрения, вне зависимости, очное это обучение или онлайновое.

    2. Ответьте, в письменной форме: «Что именно мы хотим, чтобы наша аудитория знала, делала и ощущала в результате обучения?» Лист конкретных, четко сформулированных выводов или задач обучения должен начинаться со слов: «В результате проведения обучения, участники должны…». Перед тем, как переходить на следующий этап процесса, согласуйте список целей обучения с менеджерами и кураторами проекта, всеми участниками команды (включая каждого эксперта) и прочими заинтересованными лицами. Если цели будут заданы неточно, эти неточности перейдут в следующие этапы.

    3. Основываясь на согласованных целях обучения, определите темы и подтемы, на которые должно быть направлено обучение. По сути, вы и ваша команда (включая любых экспертов по тематике) должны ответить вот на такой вопрос по каждой цели: «Какую область знания мы должны охватить, чтобы аудитория была в состоянии достичь этой цели?». Результирующий документ этого этапа должен походить на оглавление учебника, т.е. быть хорошо детализированным, полностью охватывающим тематику и логически последовательным.

    4. Возле каждого элемента, перечисленного в схеме контента, отметьте тот тип учебного мероприятия, который наилучшим образом подходит для донесения контента до вашей аудитории в контексте традиционного очного обучения. Предпосылка для отметок только очного обучения, вместо как очного, так и электронного – двойная: 1) Работая только в контексте очного обучения – что наверно вам ближе – вы сможете на бумаге разработать «идеальное» мероприятие: непосредственное, очное, ведомое инструктором и с обменом мнениями. 2) Благодаря преимуществам этого «идеального» мероприятия, вы получите реальный план («Схема контента/учебного процесса»), так что сможете, позднее по месту, увеличить или уменьшить его в зависимости от обстоятельств.

    5. Разработайте стратегию переноса обучения, описав, что может быть сделано до, во время и после обучения. В этой момент, при создании документа «Схема контента/учебного процесса», вы и ваша команда должны понимать, как руководитель участника может поощрить его к приложению контента на рабочем месте. Этот этап очень важен, но им часто пренебрегают. Если обучение не будет передано на рабочее место, мы не получим возврата от инвестиций. Перед обучением, например, руководитель мог бы обсудить задачи обучения вместе с участником и соотнести их с направлением его развития. А после обучения они могли бы обсудить и уточнить план действий, составленный участником во время обучения. Кроме этого, посмотрев на «Схема контента/учебного процесса» с другой стороны могла бы показать дополнительные возможности по практическому применению навыков и распространению быстрых справочных инструментов (чеклистов, шаблонов и т.д.), для использования на рабочем месте. Стратегия передачи обучения, которая может включать и методы, не перечисленные ранее (например, связь с пересмотром показателей производительности труда), должна быть записана перед тем, как идти дальше.

    6. Разработайте стратегию оценки, в общих чертах определив, как может быть определена эффективность обучения. Взгляд назад, на цели обучения и «Схему контента/учебного процесса» поможет вам ответить на, вот такие примерно, вопросы оценки: После подтверждения правильности и точности материала курса экспертами, будете ли вы тестировать соответствие, ценность и привлекательность материалов курса (на стадии финального черновика) на основе выборочного опроса вашей целевой аудитории? Будете ли вы осуществлять тестовый запуск, давая доступ к курсу экспертам, тренерам, прочим заинтересованным лицам, до момента публикации курса? Как вы будете измерять степень успеха и изменения в поведении целевой аудитории? Можно ли определить влияние обучения на организацию? Если да, какую метрику вы будете использовать? Как долго надо ждать после окончания обучения, чтобы определить его влияние на организацию? Ответы на все типы оценочных вопросов документируются.

    7. Определите и каталогизируйте любую существующую документацию, которая позднее может быть использована при разработке курса (и таким образом можно по второму разу не изобретать колесо). Так что кроме детализации тем и подтем, «Схема контента/учебного процесса» содержит список непосредственно связанных материалов, которые существуют в организации или где-то еще. Очень хорошо таким образом описывать видео, брошюры, руководства и рекомендации, что позволит сэкономить время и не писать некоторые разделы с нуля. Предварительные курсы, соответствующие вашим темам/подтемам могут быть также найдены в Интернете. Эксперты также могут помочь вам и вашим сотрудникам в нахождении и получении доступа к таким материалам, а также в оценке их значимости. Вы не должны ждать, когда будет одобрен дизайн смешанного обучения и начнется разработка электронных курсов. Здесь, на этом этапе дизайн-процесса, нужен только детальный список того, что есть и чего не хватает.

    8. Организуйте ваши документы процесса в соответствии с разделами документа педагогического дизайна (т. н. дискуссионного документа), который будет использован позже (на этапе 10). См. рис. 1.

    I. Название курса
    II. Заявление о намерениях
    III. Описание аудитории
    IV. Длительность
    V. Предпосылки (если есть)
    VI. Цели обучения
    VII. Ограничения
    VIII. Схема контента/учебного процесса (для каждого пункта указано, каким образом он будет доводится до целевой аудитории и какое на это потребуется время)
    IX. Стратегия передачи обучения
    X. Стратегия оценки
    XI. Описание контента (что мы имеем по сравнению с тем, что надо)

    Можно добавить любые дополнительные разделы, нужные для полноты и ясности описания вашего дизайна, включая документацию по управлению проектом.


    Рис.1. Основные разделы документа педагогического дизайна


    9. Используя документ педагогического дизайна, определите, в рамках «Схемы контента/учебного процесса», те элементы, которые потенциально подходят для электронного обучения. Поскольку задачей стоит объединение лучшего в обоих мирах – доступности 24/7 и эффективности глобального проведения с живым, очным взаимодействием в классе – то все элементы, которые могут предпочтительнее проводиться электронным образом, должны быть отмечены вами и вашими сотрудниками. Тенденция состоит в том, чтобы включать сюда такие элементы, которые легко или однозначно понимаемы, или те, которые являются базисными, например ключевые термины и определения, описания процессов, руководства, самостоятельное тестирование и т.д.

    10. Проинформируйте всех сотрудников, вовлеченных в ваш дизайн-проект, получите обратную связь и одобрение того, что сделано. Одобрение спонсоров проекта, лиц, принимающих решения, экспертов по контенту и других на данном этапе очень важно. Во-первых, эти встречи должны подтвердить, что ваш путь соответствует требованиям целевой аудитории и тому, что хочет менеджмент. Во-вторых, одобрение создает предпосылки к тому, что поддержка проекта будет продолжаться. И, в-третьих, вы (и они) можете чувствовать себя уверенным, что вы готовы к разговору с экспертами по смешанному обучению, которые переведут ваш проект на новый уровень. Замечание: Поскольку в процессе обсуждения предложенных вариантов электронного обучения могут возникнуть технические вопросы, рекомендуется, чтобы ИТ-специалисты вашей организации были представлены на этих встречах.

    11. Встретьтесь с провайдерами смешанного обучения. Тема обсуждения: увеличение эффективности обучения при доступности 24/7, полной оптимизации времени очного обучения и получения оптимального возврата от инвестиций. Используйте документ дизайна, как путеводитель на вашей встрече с провайдером, тогда ваши вопросы и замыслы будут систематизированы. Ключевые результаты ваших встреч должны включать: 1) ясное понимание того, какая часть должна проводится в онлайне, а какая в офлайне и почему; 2) решение, какой провайдер наиболее подходит для вашей работы; 3) какие аспекты проекта могут быть выполнены собственными силами; 4) пересмотренный документ педагогического дизайна («Документ дизайна смешанного обучения»), в котором каждый элемент в разделе «Схема контента/учебного процесса» содержит указание, какой тип обучения будет использован и какое время на это требуется. Другие разделы документа (Продолжительность, Стратегия переноса обучения, Стратегия оценки) также должны быть пересмотрены в соответствии с принятыми решениями. Замечание: На этих встречах крайне необходимо присутствие ИТ-специалистов вашей организации. Многие рекомендации внешних экспертов требуют четкого понимания технологических возможностей и ограничений.

    12. Совместно с вашим внешним провайдером, презентуйте дизайн смешанного обучения всем внутренним заказчикам (как на шаге 10), получите от них обратную связь и одобрение, и определите следующие шаги. Главная цель этого брифинга – сравнение на контрасте первого варианта документа (основанного на очном обучении, но с отмеченными элементами, доступными для электронной формы) со вторым вариантом (основанным на оптимальном варианте сочетания электронного и очного обучения в контексте уникальных особенностей вашей организации). Делая так, вы обезопасите себя, как от отката назад, так и от переноса новых элементов из очного в онлайновое обучение, так как документ на основе очного обучения уже был рассмотрен и обсужден. И, в итоге, потенциальные выгоды от применения методики смешанного обучения становятся понятны всем. Типичные преимущества таковы: увеличение числа учащихся «в любое время, в любом месте», уменьшение за счет оптимизации, времени очного обучения, так как инструктор присутствует только там, где это действительно нужно, автоматизация управления обучением посредством LMS, и общее уменьшение стоимости обучения. После того, как дизайн смешанного обучения будет одобрен, определяются следующие шаги и назначаются следующие встречи.

    Не много безопасности?

    Обзор рекомендуемой модели для дизайна смешанного обучения показывает достаточное число сдержек и противовесов, особенно на этапах 2, 10 и 12. Следовательно, эта модель, будучи последовательно примененной, фактически гарантирует успешный результат, отсюда и название – Пуленепробиваемая модель смешанного обучения.

    Слишком часто профессионалы корпоративного обучения и развития просто делегируют работы по дизайну выбранному провайдеру смешанного обучения. Возможно, они опасаются недостатка знаний в области педагогического дизайна или новых учебных технологий, чтобы эффективно организовывать работу и направлять усилия. Предложенная модель требует только основных навыков педагогического дизайна для ее успешного применения, содержит встроенные возможности по обучению наиболее значимым, лидирующим технологиям (шаг 11), способствует эффективному взаимодействию всех вовлеченных сторон.

    Поскольку многие проекты смешанного и электронного обучения лежат в диапазоне от сотен тысяч долларов до миллионов, то не слишком ли высока ставка, чтобы не начать брать контроль в свои руки, вместо того, чтобы получать меньше, чем хотелось?



    Автор: Френк Д. Троа, Консультант по корпоративному обучению и адьюнкт-профессор по педагогическому дизайну
    Источник: United States Distance Learning Association

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru