• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Проектирование дистанционного курса

    Проектирование содержания

    Содержание обучения – это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель окружающей действительности или осваиваемой деятельности.
    Проектирование содержания – это и есть построение такой модели, и подразумевает оно определение необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.



    Объем курса и тем
    Объем учебного материала дистанционного курса задан, с одной стороны, госстандартом – через описание системы осваиваемых дидактических единиц * и общую трудоемкость курса, с другой – учебным планом ДО, регламентирующим количество тем и методико-технологическую структуру курса.
    Еще один важный аспект связан с четким разделением видов пособий в ДО. Как уже было сказано, дистанционный курс – это не полный учебник. Он делится на темы, включающие в себя как содержательную часть, так и методическую. Содержательная часть – это дистанционная лекция, которая представляет собой не весь текст, подлежащий усвоению, а своеобразный ориентир, показывающий студенту структуру осваиваемого содержания, иерархию категорий и понятий, проблемные места темы и объясняющий, на что обратить особое внимание, каким образом лучше усвоить материал и т.д. По аналогии: если в учебнике или курсе лекций отражено все необходимое содержание, то в дистанционном курсе – тезисы или конспект лекций.
    Таким образом, объем каждой темы (точнее, ее текстовой части) составляет 4–5 стандартных страниц, а объем текстовой части всего курса – 40–50 страниц (курс категории А), 60–70 страниц (категория В), 80–100 страниц (категория С). Этот параметр должен выдерживаться очень четко, поскольку дистанционный курс – это то, что студент будет видеть на мониторе, а читать длинные тексты с монитора – дело весьма утомительное.



    Структурирование учебного материала
    Фрагментарность и психологические особенности контактов преподавателя и студента в ДО диктуют необходимость несколько иного подхода к структурированию учебного материала.
    Каждая тема должна быть логически завершенной. Даже если какое-то содержание невозможно уместить в одну тему, делить его надо так, чтобы подтемы были логически обоснованы, и им можно было бы дать свой заголовок.
    Каждая тема должна содержать примерно равное количество новых дидактических единиц, чем обеспечивается равномерность загрузки студента в течение учебного периода.
    Широко известны и используются в педагогической практике методы логического структурирования учебного материала, позволяющие наглядно представить себе как всю совокупность дидактических единиц, так и их взаимосвязь и иерархию. Один из них – метод графов, он позволяет показать иерархические связи дидактических единиц в теме. Другой метод – опорно-логические схемы, представляющие структуру материала в образно-символически-текстовом виде. Кроме того, что это хороший инструмент проектирования содержания, это еще и эффективное средство визуализации материала.
    Темы могут блокироваться в модули (разделы). Но таких модулей, в силу технологических особенностей ДО – распределения текущих и рубежных контролей, дискуссий, письменных работ и т.д., должно быть не более 3–8, в зависимости от категории курса.
    При проектировании содержания дистанционного курса не обойтись без двух категорий, которые, без преувеличения, коренным образом изменили представления об информации, содержании, текстах, их структурировании и выстраивании. Это понятия «фрейм» и «гипертекст».

    Фреймы
    Концепцию фреймов  ** разработал один из основателей теории искусственного интеллекта Марвин Мински . Это минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Мински считал, что мыслительные процессы основываются на хранящихся в памяти людей разнообразных структурах данных – фреймах. Благодаря им человек осознает зрительные образы (визуальные фреймы), понимает слова (семантические фреймы), рассуждения и действия (фреймы-сценарии или поведенческие модели). Нечто подобное происходит и в памяти компьютера: принцип действия систем управления базами данных и экспертных систем основывается на концепции фреймов.
    Если говорить о тексте дистанционного курса, то он как раз и представляет собой совокупность фреймоподобных дидактических единиц. Можно сказать, что
    фрейм – это неделимая по смыслу часть дидактической единицы, а дидактическая единица – это несколько (от одного до 5–9) фреймов.
    В самом тексте курса дается минимальное описание изучаемого объекта, явления или факта, «очищенное» от пояснений, комментариев, примеров и т.д. Все это, конечно, помогает студенту более полно и глубоко усвоить материал и без этих самых пояснений не обойтись. Но технология дистанционного обучения строится таким образом, чтобы побудить самого студента к наиболее активному усвоению и поиску необходимой информации. Для человека, в определенной степени владеющего материалом, минимального описания будет достаточно, для человека, который не совсем понял фреймового описания, такая структура будет дополнительным стимулом для активизации мышления и поисковой деятельности.
    Таким образом, текст темы дистанционного курса (дистанционной лекции) в целом представляет собой сеть логически связанных между собой фреймов – узлов. Связи – это взаимоотношения фреймов, их взаимодействие, иерархия, характеристики и т.д.
    Как же сделать так, чтобы и дистанционный курс не разбухал, и информация была бы наиболее полно и доступно для студента (в том числе дополнительная, расширяющая). Здесь на помощь приходит гипертекст.



    Гипертекст
    Пожалуй, основной причиной «взрывного» развития Интернета и связанных с ним образовательных технологий является обращение к новому инструменту представления материалов в сети – протоколу HTTP ( HyperText Transfer Protocol ), обеспечивающему возможность переходить от одного ресурса в сети к другому вне зависимости от места их размещения. Этому протоколу соответствует язык HTML ( HyperText Markup Language ), на котором пишутся Интернет-ресурсы .
    Применительно к дистанционному обучению появление протокола HTTP резко расширило возможности представления учебного материала и взаимодействия в рамках учебного процесса. При использовании гиперссылок переход из одного документа или его части в другой документ или часть осуществляется простым щелчком «мыши» на выделенном фрагменте, при этом не имеет значения, где находится запрошенный документ – на том же сайте или где-то еще в необъятном море информации, размещенной в Интернете. Это позволяет облегчить ориентацию в образовательных ресурсах одного курса (или даже специальности), а главное – связать между собой другие ресурсы, в том числе размещенные в сети лицами, не имеющими отношение к данному учебному заведению. В результате студент получает возможность, не меняя своего местоположения, а только лишь переходя по ссылкам, «ходить» в различные библиотеки, «посещать» предприятия и организации (собирая материал для ответов на вопросы и написания работ).
    Перейти можно к тексту, изображению, звуковому файлу и т.п. Однако сама по себе ссылка не дает непосредственного доступа к требуемому ресурсу, более того, информации, находящейся в тексте ссылки, может оказаться недостаточно для такого доступа. Ссылка – это лишь определенное указание на адрес ресурса в Интернете. И если, например, расположение документа будет изменено либо он будет вообще удален с сайта, ссылка приведет в «никуда» – добраться до документа с ее помощью будет невозможно. Точно так же наличие ссылки не означает, что искомая информация предоставляется любому желающему: возможно, владелец сайта, на котором размещен ресурс, ограничил доступ к нему и потребует подтверждения прав доступа путем введения пароля. Это необходимо учитывать, создавая систему гиперссылок дистанционного курса.
    Текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов, и называют гипертекстом.
    В дистанционных курсах гиперссылки бывают двух видов:
    1. Ссылки и переходы, обусловленные структурой курса. Это, скажем, переход к следующей теме, контрольным вопросам, библиотеке, в начало курса и т.д. Как правило, на курсовом сайте для этого предусмотрены специальные кнопки или символы.
    2. Смысловые гиперссылки. Фактически это некое разветвление и расширение информационного поля курса. В общем-то, студенту совсем необязательно щелкать на такую ссылку, но, с другой стороны, их использование существенно повышает эффективность усвоения, помогая более глубокому пониманию изучаемого материала. Да и бывает просто интересно.
     
    Наиболее распространенные смысловые гиперссылки:
  • Терминологические – отсылают к словарям, содержащим более детальное описание термина (в том числе на разных языках), его этимологию и/или различные трактовки термина.
  • Биографические – отсылают к биографиям людей, упомянутых в текстах.
  • Иллюстративные – отсылают к дополнительным примерам и иллюстрациям (в широком смысле).
  • Ссылки на источники – отсылают к литературе. Аналог обычных текстовых ссылок на источники. Но: это не ссылки на библиотеку курса, у тех ссылок совсем другие функции. Эти же используются при цитировании, уточнениях и в других подобных случаях.
  • Ссылки-комментарии – отсылают к мнениям, аргументам, комментариям по затронутому вопросу.
    Указанные ссылки, как правило, связывают студента с объектами, находящимися вне конкретной темы, но можно также вводить и внутритекстовые ссылки, пересылая студента к соответствующим местам внутри самого текста темы – к категориям, терминам, справочным блокам и т.д.

    О количестве ссылок.
    Здесь нет жестких нормативов, должен работать здравый смысл. Текст, испещренный ссылками, и смотрится плохо, и создает трудности в прочтении. Вспомните, как тяжело читается текст с множеством сносок и ссылок на источники.

    Краткое резюме
    Проектирование содержания дистанционного курса – ответственная стадия работы. В целом оно подразумевает отбор необходимого объема материала, очерчивание его границ, выделение структурных элементов – фреймов, определение нужных выходов – гиперссылок. Проектирование же технологии подразумевает прежде всего определение набора учебных действий, которые следовало бы выполнить студенту для эффективного освоения темы и курса в целом. Ну и, разумеется, всего инструментарного комплекса процесса усвоения.

    * Дидактическая единица – это логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

    ** В веб-дизайне фрейм – это дополнительная рамка. Хотя, действительно, это слово и происходит от английского “frame” – рамка, в веб-дизайне и проектировании текстовых структур они употребляются в совершенно разных смыслах.

  • РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru