• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Через тернии к знаниям

    Статистика утверждает, что объем знаний, накопленных человечеством, удваивается каждые 2-3 года, а число ученых - каждые 15 лет. Несложно подсчитать, что за какие-нибудь 100 лет число ученых увеличилось в 100 раз, а объем знаний - в 1 000 000 000 000 раз. Создается впечатление, что экспоненциально увеличивающийся объем информации - тот самый стержень, вокруг которого идет развитие всей человеческой цивилизации, причем не только в последнее столетие.
    На этом фоне кажется удивительным тот факт, что университетская технология высшего образования с ее лекциями, семинарами, коллоквиумами была создана примерно 700 лет назад и лишь частично модернизировалась в последние три века, когда в жизнь вошел научный подход. Не секрет, что сегодня даже в самых высокоразвитых странах мира университетский способ высшего образования пока остается доминирующим. Что же представляют собой альтернативные, прежде всего дистанционные, формы получения образования, какова их классификация? И что мешает им стать серьезным конкурентом университетскому образованию?

    История дистанционного образования

    Вначале - небольшой исторический экскурс. Первая серьезная попытка разорвать связь "профессор-студент" была предпринята Яном Коменским еще 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою "Великую дидактику". По-видимому, именно его следует признать родоначальником дистанционного образования.
    В конце ХIХ века произошла "вторая дистанционная революция" - появилось "корреспондентское" обучение. Теперь студент мог не только читать книги, но и посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, - для многих людей тогда это было единственной возможностью получить приличное образование.
    Образовательные учреждения корреспондентского типа обучения существуют и до сих пор. В России это ЕШКО, АССА, Школа Илоны Давыдовой и другие. Разумеется, они постоянно совершенствуют свои технологии: включают в пакет учебных материалов аудио- и видеокассеты, используют "программированные" учебники, интерактивные тесты и так далее. Принципиальная проблема заключается в том, что уровень адекватного усвоения письменной информации составляет около 15%, что вчетверо ниже, чем при чтении лекций. Относительно слабая обратная связь - посредством пересылки письменных работ - также не гарантирует правильного усвоения знаний.
    Прародители следующего дистанционного изобретения решили усилить обратную связь путем скрещивания корреспондентского обучения с очным и получили "заочное образование". Главная и, безусловно, плодотворная идея этого подхода - оптимальное сочетание очных и дистанционных методик преподавания - и лучше, и недорого. Другое дело, что реализовать это можно по-разному...
    Открытое дистанционноe образованиe

    В ХХ веке появился целый букет изобретений, позволяющих передавать и воспроизводить огромное количество информации, поэтому многих вдохновили идеи "эфирных университетов" и "видеопрофессоров", но оказалось, что отсутствие обратной связи, взаимодействия преподавателя со студентом делает эти уникальные технологии практически бесполезными.
    Наконец в 1969 году англичане, подсмотрев в России, как работают "заочка" и ИПК, придумали открытое дистанционное образование. Изобретение оказалось настолько перспективным, что иноземцам долгое время пользоваться им не разрешали. В результате на британских военных базах появились даже "нелегальные" студенты.
    Дистанционное образование взял под свою опеку лично премьер-министр Гарольд Вильсон. Учредила Открытый университет королева Великобритании, а канцлером (почетным ректором) по традиции является спикер палаты общин. Словом, было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным (сейчас он занимает 10-ю позицию в рейтинге британских университетов).
    Это парадоксальное сочетание высокого качества обучения с огромным числом студентов (около 200 тысяч) заложено в идеологию открытого дистанционного обучения - ОДО.
    В отличие от обычных форм обучения, в которых качество базируется на уникальных способностях профессоров и их "штучном", "ручном" труде, дистанционный университет скорее напоминает промышленное производство с полным комплексом технологического и технического оснащения и всесторонним разделением труда.
    Наибольшее влияние на создание ОДО оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению разделения труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг.
    Носителями знаний здесь являются не преподаватели, а комплекты учебных материалов, которые тщательно разрабатываются командами лучших профессоров. Причем учебники эти интерактивные, то есть предназначены не только для хранения информации, но и для взаимодействия со студентом. И после того как учебники уже написаны и изданы, "озвучивание" их на лекциях кажется довольно бессмысленным. Лектор может даже знать больше, чем авторы учебников, но ведь есть еще технология преподавания, а все ее аспекты он точно учесть не сможет. Это все равно что попытаться управлять всеми технологическими линиями завода в одиночку.
    Преподавателю же (тьютору) достается одновременно и более легкая, и более сложная роль. Он избавлен от тяжелой необходимости изображать из себя магнитофон и выполняет функции своеобразного "корректора". То, что студент не понял или понял из учебников неточно, нужно выявить и исправить.
    Другое достоинство активного обучения - высокая мотивация. Педагоги говорят, что научить вообще никого нельзя, так же, как нельзя заставить напиться лошадь. Можно привести ее к водопою, а пить она должна сама. Именно поэтому важно создать условия, при которых студент хотел бы учиться и учился.
    Особенно успешным ОДО оказалось в сфере бизнес-образования взрослых. Специфика этой области знаний связана с высокой ориентацией на практику. Не случайно первые бизнес-школы ведут свою родословную не от университетов, а от правовых и медицинских школ, широко использовавших методы обучения на базе конкретных ситуаций.
    ОДО использует для бизнес-образования принципиально новый учебный процесс, базирующийся на использовании опыта студента и применении результатов обучения к его непосредственной практике (схема процесса приведена ниже).
    В целом ОДО впитало в себя огромное количество технологических, педагогических, маркетинговых и системных подходов и разработок, и в этом смысле ему пока нет равных. Говорят, что оно удивительно неантагонистично по отношению к другим образовательным подходам и просто органично впитывает в себя все новое.
    Информационные технологии в ДО

    Следует отметить, что в реальности существуют два направления использования информационных технологий в образовательном процессе. Одно из них ориентировано исключительно на информационные технологии, а другое (ОДО) - на комплекс различных образовательных методик.
    По показателям качества обучения и количества студентов ОДО пока впереди. В будущем же, видимо, определятся различные области применения того и другого подходов. Сейчас, на волне нового скачка развития информационных технологий, ОДО также модернизируется, причем изменения идут по нескольким направлениям. Во-первых, это использование электронной почты и Интернета для администрирования учебного процесса.
    Так, в Открытом университете Великобритании для студентов программы МВА уже введена система приема домашних заданий на электронных носителях, а проверенные работы студент также получает по электронной почте.
    Для поддержания качества учебного процесса между центрами дистанционного обучения (а их в Сети могут быть десятки и сотни) и головной организацией постоянно поддерживается обмен информацией. И современные технологии позволяют делать это на все более высоком уровне.
    Конечно, как в любом новом деле, здесь не обходится без трудностей. Все письменные работы обязательно должны попасть к тьютору. Связь должна быть постоянной, надежной и недорогой. Большинству этих требований отвечает электронная почта.
    Другое направление - использование информационных технологий при написании учебных курсов. Сроки их подготовки резко сокращаются - написание текстов может вестись со скоростью изучения их студентом. При этом соавторы могут находиться за тысячи километров друг от друга.
    Третье направление - собственно использование IT в учебном процессе. Одним из наиболее эффективных и удобных к восприятию студентом методов передачи информации на расстоянии является Интернет, и уже сейчас он достаточно широко используется в учебном процессе. По мере расширения его доступности для потребителей будет возрастать и его применение в образовании.
    Проблемы ДО

    Однако не стоит ожидать, что это будет происходить само собой, без разработки специальных информационно-педагогических методик, а затем и технологий. Само по себе улучшение связи студента с профессором с помощью Интернета или интерактивного телевидения проблемы не решает, поскольку по-прежнему остается связь "ученик-учитель" и, соответственно, высокие расходы на обучение. Можно увеличить число студентов, слушающих одного профессора, но профессор сможет давать обратную связь в конкретный момент всегда только одному студенту.
    Другая проблема - человеческому мозгу очень сложно привыкать к работе в знаковых информационных средах, и это доступно далеко не всем. Наше сознание значительно лучше оперирует образами и схемами, чем абстрактными понятиями. Используемые в настоящее время линии связи и программные комплексы не в состоянии поддерживать дружественные человеку способы отображения информации.
    Более перспективное направление - создание специальных обучающих программ. В этом случае студент взаимодействует со специальной видеокибернетической системой, которая сама может поправлять его, если он при обучении делает элементарные ошибки. (В сложных случаях без профессора все равно не обойтись.) Ясно, что рост производительности труда в этом случае может быть значительным.
    Однaко в докладе Туринской группы (Европейский фонд образования) под названием "Переосмысление развития сферы управления в новой Европе" от 1998 года приводятся возникающие при компьютерном обучении проблемы:
    "Ключевой темой компьютерного обучения являются расходы... Даже на создание компьютерных учебных программ средней сложности на компакт-дисках может понадобиться в 20-100 раз больше времени, чем на подготовку лекций в аудитории...
    Эти программы пользуются слабой поддержкой со стороны учебных заведений и устаревают ко времени завершения работы...
    Хотя интерактивность и заложена в компьютерном обучении, студент в основном является пассивным участником. Он может отвечать на вопросы или взаимодействовать с программой каким-то незначительным образом, но не создавать материал".
    Ясно, что все эти проблемы связаны с тем, что человечество только недавно начало создавать информационно-образовательные системы. Будут разработаны и мудрые педагогические методики, и удобное программное обеспечение, и деньги найдутся, и фирмы, которые будут заниматься созданием таких программ. Но сложность задачи не позволяет надеяться на то, что решения будут найдены сами собой. Именно поэтому важен детальный анализ возможных проблем взаимодействия компьютера с человеком. И - эксперименты, эксперименты, и еще раз эксперименты.
    ДО за рубежом

    В мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям: до 70-х годов их число не превышало 100, к 1980 году выросло до 200, к 1995-му - до 700, а сейчас уже перевалило за тысячу и продолжает расти. Примерно треть находится в Северной Америке, треть - в Европе, 14% - в Африке, 12% - в России, чуть меньше - в Азии и других регионах (по данным Евразийской ассоциации дистанционного образования).
    В США по системе ДО обучаются около двух миллионов человек. Национальный американский технологический университет еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. Для ДО в США широко используется телевидение. В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучаются более миллиона студентов. Программы учебы взрослого населения включают в себя курсы науки, бизнеса, управления.
    Более 20 лет функционирует Национальный университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Национальный центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35 000 пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие 5000 преподавателей. Балтийский университет в Швеции объединяет усилия более чем 50 университетов балтийского региона. ДО развивается и в других странах мира. В качестве примера мегауниверситетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Южной Африки, Открытый университет Сукотай Тампариат (Таиланд), Университет Анадолу (Турция). В странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, ДО заметно отстает.
    ДО в бизнесе

    ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и среди коммерческих компаний с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, General Motors, Ford, и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах.
    Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки. Традиционная система обучения, которая предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего места и ведет к убыткам для компании, оказывается все более неприемлемой. Крупные фирмы обычно имеют подразделения и филиалы во всем мире и должны обучать персонал в разных странах. Кроме того, обучение должно происходить быстро, чтобы не сдерживать процесс внедрения новых продуктов. Это приводит к необходимости децентрализации обучения. Применение ДО - это шанс для крупной фирмы обеспечить быстрое внедрение новых продуктов в условиях постоянной модернизации производства, и сейчас ДО все чаще рассматривается не как средство для получения начального и высшего образования, но как необходимое условие постоянного повышения квалификации сотрудниками фирм в процессе работы. Поэтому наблюдается настоящий взлет спроса на услуги, связанные с дистанционным обучением. Этому способствует развитие транснациональных компаний, а также желание руководства сократить до минимума затраты на обучение персонала. Американская компания Frost & Sullivan приводит данные, свидетельствующие о том, что в 2000 году доходы в секторе дистанционного образования составили около 1,08 млрд. долл., а в 2007 году они вырастут до 3,64 млрд.
    По мнению специалистов Frost & Sullivan, тренинг является сегодня ключевым моментом корпоративной культуры. Функциональность и использование дистанционного обучения развиваются быстрыми темпами, чтобы отвечать постоянно растущим требованиям потребителей. Этому способствуют увеличение скорости доступа к Интернету и появление новых технологических решений, включая видеоконференции и спутниковую связь.
    Нужно максимально быстро учиться использовать преимущества e-learning, так как в новой экономике стремительно возрастает значимость знаний и интеллектуального капитала компаний и е-learning становится не вспомогательным, а одним из основных инструментов для развития и процветания компании и ее сотрудников.
    Практика ОДО в России

    Нужно сказать, что британское изобретение уже довольно хорошо прижилось на российской земле. В 1991 году первые 20 студентов приступили (тогда еще в СССР) к изучению курса Открытого университета Великобритании "эффективный менеджер". В следующем году был создан Международный центр дистанционного обучения ЛИНК (сейчас - Международный институт менеджмента ЛИНК). Сегодня в 90 центрах ЛИНК одновременно около 5500 менеджеров изучают курсы Открытого университета различного уровня, включая программу МВА.
    Из государственных российских университетов первым оценил технологию ОДО Международный государственный университет экономики, статистики и информатики - МЭСИ, который также развернул сеть ОДО во многих городах страны.
    Самую крупную в России сеть дистанционного обучения создал Современный гуманитарный университет (СГУ), который применяет технологию обучения, существенно отличающуюся от ОДО и широко использующую трансляционные методики.
    Нужно сказать, что создание полн·масштабной "системной" сети ОДО является очень сложной задачей и под силу далеко не каждому даже крупному университету. Необходимо создать библиотеку курсов и программ обучения, каждая из которых стоит десятки и даже сотни тысяч долларов. Нужно подготовить корпус тьюторов и администраторов учебных центров. Понадобятся типографские мощности и система доставки учебников в регионы, учебные площади и сети связи. А сложнее всего создать единую систему контроля учебного процесса, гарантий его качества.
    Уже шестой год Министерство образования ведет эксперимент в области дистанционного обучения, и в последнее время интерес к нему у российских вузов стал просто взрывообразным. В конце апреля этого года в Федеральном собрании России прошли слушания, посвященные дистанционному образованию, на которых законодатели решили предпринять ряд инициатив с целью улучшения условий развития ДО.
    Итак, еще 10 лет назад людей, знакомых со словосочетанием "дистанционное обучение", в России можно было буквально пересчитать по пальцам. Сегодня его знают почти все. Что будет представлять собой образование ХХI века? Можно только догадываться...

    Автор: Виктор Орехов, Александр Семенов
    Источник: www.bizon.ru

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru