• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Интервью с Полиной Пилюгиной, "Вымпелком"

    Система электронного обучения в компании «Вымпелком» заработала нынешним летом. О том, как она внедрялась и используется, рассказывает менеджер по электронному обучению «Вымпелкома» Полина Пилюгина.

    -- Полина, какую вы выбрали систему ДО?

    -- В качестве оболочки Learning Managing System мы использовали пакет Learning Space от IBM. Это система eLearning следующего поколения, которая от текстовых систем первого поколения отличается глубокой интерактивностью. Проектная команда совместно с поставщиками полностью изменила изначальный интерфейс системы, доработав его согласно специально созданному стилю. Первым поставщиком контента мы выбрали SkillSoft -- эта компания имеет огромную библиотеку курсов (более 3 тыс. наименований по данным прошлого года). Недавно SkillSoft слилась с другим поставщиком курсов -- SmartForce, специализировавшимся на курсах по ИТ, и эта объединенная компания стала абсолютным мировым лидером на этом рынке. Доступ к курсам осуществляется через сайты корпоративного интранета. Сотрудник может выбрать интересующие его курсы из общего каталога и записаться на них, «складывая» в персональную папку «Мои курсы».

    -- Какие курсы могут пройти сотрудники?

    -- На сегодняшний день библиотека содержит 14 курсов, из них 12 -- на английском языке. Постепенно они переводятся на русский. Из дисциплин представлены обслуживание клиентов, продажи и программа обучения менеджеров. Например, курс по продажам направлен на изучение специфики корпоративных продаж и продаж сложных технологических новинок. Поскольку мы переходим на новую версию Lotus Notes, есть курс и по этой программе. Набор предметов будет постоянно пополняться.

    -- Какова методика курса?

    -- Каждый курс разбит на несколько уроков. Перед началом курса идет обзор: из каких тем он состоит, сколько времени займет обучение -- чтобы пользователь смог оценить необходимость этого предмета для себя. Урок начинается с небольшого предварительного теста. Если пользователь хорошо ориентируется в теме, он может потом ее пропускать. После этого начинается объяснение темы: текст, картинки, графики, ролевые игры, промежуточные тесты. В конце сотрудника ожидает мастер-тест, который можно сдавать несколько раз, проходя курс заново, чтобы улучшить свои знания.

    -- Обучение у вас добровольное?

    -- Сейчас -- да. Но в политике по электронному обучению (это внутренний документ, регламентирующий порядок работы в системе) мы прописали правило: если менеджер считает, что его подчиненный должен пройти определенные курсы, он пишет заявку, и обучение становится обязательным. Сотруднику приходит по электронной почте уведомление, что в течение определенного времени он должен пройти тот или иной курс. Заинтересованному в результатах менеджеру дирекция по работе с персоналом потом представляет отчет о прохождении курса всеми его сотрудниками. Он получает картину успеваемости своих подчиненных.

    -- Что служит мотивацией к обучению?

    -- Корпоративная культура компании. Учиться у нас престижно и выгодно. Сотрудники, показавшие хорошие результаты, могут продвинуться по служебной лестнице. В компании существует план развития -- каждые полгода ставятся цели, а затем идет их выполнение и контроль. В соответствии с этим планом сотрудник выбирает тренинги и обучается. Напрямую успехи в учебе на зарплату не влияют, но хорошо зарекомендовавшего себя сотрудника могут перевести на более сложную работу, где ставка выше. Мы даже ввели ограничение на учебу: сотрудник имеет право тратить два часа в неделю на прохождение обязательных курсов. Дополнительные занятия -- в свободное время или в рабочее по согласованию с начальником.

    -- Курсы доступны только из локальной сети компании?

    -- Теоретически курсы можно проходить и дома. Но пока ни одной заявки на такое обучение не поступало. Для работы вне локальной сети необходимо пройти проверку безопасности, ширины канала -- курсы прилично «весят», поскольку в них используется графика, фотографии. Ну и, конечно, сотрудник, получивший домашний доступ, обязан хранить свой логин-пароль в тайне.

    -- Сколько человек пользуются системой eLearning?

    -- Более 1,3 тыс.-- примерно 25% всего персонала, имеющего доступ в локальную сеть. Зарегистрировалось, естественно, больше. Дальше наша коммуникационная политика будет направлена на увеличение числа активных пользователей. Статистика по обычному обучению до внедрения электронной системы пока не собрана (мы начали собирать данные и систематизировать их с начала 2003 года), поэтому оценить количественные показатели роста интереса к обучению мы не можем. Пока мы ведем учет зарегистрированных в системе сотрудников и размышляем над тем, как их заманивать, что интересного предложить. Вот, бухгалтерия уже попросила создать для нее спецкурсы.

    -- Кто был инициатором идеи электронного обучения, и как проходила инсталляция системы?

    -- Идея родилась в отделе обучения и развития и очень долго вынашивалась -- собирали материал с рынка, оценивали западный опыт. Топ-менеджемент в итоге идею поддержал, хотя была и критика: начальники, например, указывали на сокращение мирового ИТ-рынка, в том числе рынка eLearning. На самом деле этот рынок в хорошем положении в сравнении с другими секторами ИТ. Проект по внедрению системы начался 2 сентября 2002 года и продолжался до мая 2003 года. Условно его можно разделить на четыре этапа. Осенью прошлого года была выбрана система Lotus Learning Space и курсы SkillSoft. В декабре были подписаны контракты, после чего начался процесс локализации и адаптации системы и курсов под требования «Вымпелкома». Подготовка к запуску eLearning началась в апреле 2003 года. Мы разработали масштабную коммуникационную кампанию для сотрудников, которая была проведена во всех филиалах «Би Лайн GSM». Проектом руководил отдел HR, а инсталляцией занималась ИТ-служба. В интеграции нам помогал польский филиал SkillSoft и переводчики. Весь процесс установки занял 50 бизнес-дней. На данный момент мы потратили на систему примерно $150 тыс. До конца года, с учетом затрат на локализацию курсов, общие расходы достигнут $250 тыс.

    -- А отдачу от этих инвестиций вы пробовали оценить?

    -- Да, мы посчитали ROI, которая может возникнуть в этом году, -- получилось 124–125%. Цифры примерные, поскольку система внедрена недавно. Вообще у нас получилось, что возврат инвестиций зависит от пяти основных факторов. Самый весомый из них -- снижение стоимости обучения в классе. Эти затраты планируется уменьшить на $300 тыс. в год. Электронное обучение, как и любой другой вид обучения, является одним из мотивирующих факторов на работе. Постоянно повышающий квалификацию сотрудник более лоялен компании, в результате чего показатель текучести кадров снижается. Экономия на подборе и обучении нового персонала, по нашим подсчетам, составит $80 тыс. в год. Заметную роль играет и фактор производительности труда. После обучения сотрудник повышает свою квалификацию и приносит большую прибыль. Мы взяли самые пессимистические оценки: не каждый пройдет обучение, не каждый сможет применить полученные знания на практике. Эффект от увеличения производительности мы оценили в $60 тыс. Но это эффект отложенный. Далее, при прохождении сотрудником очного тренинга теряется его рабочее время. Эти упущенные возможности мы оценили в $30 тыс. Наконец, очевидно снижение затрат на логистику -- порядка $15 тыс. Электронное обучение уменьшает стоимость командировок как преподавателей, так и сотрудников. Полностью очное обучение оно не вымещает, лишь уменьшает количество дней тренинга. К примеру, пятидневные курсы сокращаются до двухдневных плюс три дня eLearning. Методика расчета является коммерческой тайной. Все эти суммы являются округленными реальными данными, полученными в результате расчета стоимости каждого фактора.

    -- Как вы планируете развивать свою систему ДО?

    -- Ну, используемую нами пятую версию Leaning Space IBM развивать не собирается -- у них выйдет новая, шестая версия. Она будет работать на платформе Websphere, на которую наша компания переходить не планирует -- это слишком дорогостоящее решение. Пока нам хватает функционала внедренной системы. А в будущем мы планируем перейти на более сложную многомодульную систему. Она позволит увязать процесс оценки персонала и обучения. Например, при постановке целей на полугодие сотрудник вместе с менеджером составляет свой план развития, в который будут входить тренинги и другие мероприятия по развитию, необходимые для достижения целей. Как только сотрудник проходит обучение, система это фиксирует, и руководитель учитывает результаты обучения при оценочном собеседовании. Система оценки персонала выстроена таким образом, что цели руководителей детализируются в целях подчиненных. В этом проявляется связь бизнеса компании и развития каждого сотрудника.



    Источник: iOne

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru