• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Пропи(:ные и(:тины

    Сегодня в дистанционном образовании мы еще говорим о странах-лидерах. В обозримом будущем будем сравнивать показатели уже не государств, а международных образовательных альянсов

    Известный американский педагог, президент учительского колледжа Колумбийского университета Артур Левин утверждает: сегодня все учебные заведения разделяются на три группы - "кирпичные", "кликабельные" и "кирпично-кликабельные". Две последние группы формируют электронный образовательный рынок, где уже миллионы потребителей и где уже вращаются миллиарды долларов.

    Обучение за глаза

    Прародителем дистанционного образования заслуженно считается заочное образование. Благодаря установлению в XIX веке регулярной почтовой связи появилась возможность "корреспондентского" обучения: студент теперь мог по почте посылать учителю свои письменные работы и получать от него - тоже по почте - комментарии и новую порцию учебников. Такой способ обучения устраивал тех, кто жил вдали от крупных городов и не мог учиться традиционным способом - очно.


    Объем мирового рынка е-learning в 2004 году составил 40 млрд долларов (объемы рынка традиционного высшего образования - несколько триллионов долларов). За последние 10 лет объемы рынка е-образования выросли более чем в 2000 раз

    Преодоление географических барьеров и сейчас актуально, особенно для крупногабаритных государств, таких как Канада, США, Китай, Россия. Однако взрыв популярности дистанционки в конце века прошлого коснулся и маленьких стран. Германия, например, где из любой точки до ближайшего университета не больше пятидесяти километров, стала одним из европейских лидеров в электронном обучении. Просто начали работать уже и другие факторы. Появившаяся концепция lifelong learning ("обучение в течение всей жизни") породила спрос на образование со стороны взрослых, и виртуальными студентами стало огромное число людей с особыми запросами. Это те, у кого нет времени, возможности, а часто и желания садиться за парту - бизнесмены, служащие, военные, заключенные, инвалиды, пенсионеры, беременные и проч.

    При наличии такой клиентской ниши - практически все взрослое население планеты - как не развиваться образовательному бизнесу! А с другой стороны, возрадовался и потребитель - теперь учиться можно в любом (!) учебном заведении планеты. Свой учебный график человек выстраивает самостоятельно - так, как ему удобно. Наконец, дистанционное образование экономически выгодно - оно дешевле очного в два-четыре раза.

    Считается, что сейчас примерно пятая часть всех образовательных услуг предоставляется через Интернет. А по прогнозам American Educational Research Association, к 2010 году две трети всего мирового образования будет осуществляться дистанционно. Такой прогноз, скорее всего, излишне оптимистичен, но то, что электронное образование в скором времени сравняется по числу студентов с традиционным, - несомненно.

    Сегодня в дистанционном образовании мы еще говорим о странах-лидерах. В обозримом будущем будем сравнивать показатели уже не государств, а международных образовательных альянсов


    Известный американский педагог, президент учительского колледжа Колумбийского университета Артур Левин утверждает: сегодня все учебные заведения разделяются на три группы - "кирпичные", "кликабельные" и "кирпично-кликабельные". Две последние группы формируют электронный образовательный рынок, где уже миллионы потребителей и где уже вращаются миллиарды долларов.


    Учебная механика

    Курс дистанционного обучения, как правило, разбит на модули, которые включают тестирование учащегося по пройденному материалу. Если модуль усвоен, то студент переходит к следующему разделу обучения, если нет - цикл повторяется. К каждому студенту прикреплен тьютор, который отслеживает учебный процесс: подсказывает, как лучше готовиться к контрольным, зачетам и экзаменам, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться, организует нужные консультации и проч. Общение между тьютором и его подопечным происходит через электронную почту, но при необходимости виртуальный наставник способен и материализоваться.


    Обучается в Интернете около 100 млн человек; численность очных студентов по всему миру - 97 млн


    Каждый дистант-студент получает комплект учебных материалов - так называемый кейс. В него входят лекции, задания, контрольные вопросы, тесты, ссылки на дополнительную литературу и т. д. Студент получает или кейс на электронных носителях, или паролевый доступ не только к нужному ему кейсу, но и ко всей информационной базе учебного заведения. Значит, студент либо занимается по схеме заочного обучения, либо обучение происходит в онлайновом режиме (оn-line learning), когда все электронные ресурсы, такие как e-mail, discussion boards, chat rooms, streaming audio-video, представляют собой как бы единый виртуальный класс. Есть две формы оn-line learning: синхронная и асинхронная. В первом случае обучение происходит в реальном времени, все студенты занимаются одновременно, посещают указанные тьютором чаты, участвуют в обсуждении учебного материала "по расписанию". А вот асинхронная, более продвинутая, форма дистанционного обучения позволяет студентам посещать виртуальный класс тогда, когда им удобно, хотя они все равно должны провести там установленное время.

    Заблуждение, что электронное образование не предполагает общения. В его рамках широко развит такой формат, как web-конференция, в которой участвует неограниченное число студентов и преподавателей. В таких "мозговых баталиях" профессора выступают в роли арбитров, наблюдая за дискуссией и вмешиваясь лишь в самые острые моменты, либо тогда, когда слушатели обращаются за советом.

    Собственно, рассказывать о механике дистанционки не очень благодарное дело, поскольку это самый быстро меняющийся сегмент в образовании. Все время появляется что-то новое. Уже и беспроводным e-learning мало кого удивишь. Учиться можно в самолете, поезде, гостинице - где угодно. Крупные поставщики онлайнового обучения уже переносят свои учебные курсы с компьютеров на мобильные телефоны (в личный органайзер). Сами учебные тексты превращаются в сверхсложные алгоритмы, которые определяют уровень и индивидуальные особенности обучаемого и предлагают несколько вариантов навигации - какие именно и в какой последовательности учебные модули изучать конкретному студенту. Начала даже решаться сложнейшая языковая проблема. С учебными текстами все просто - их переводят на язык обучаемого. Но как быть с общением в реальном времени, когда участники говорят (пишут) на нескольких языках? Новые технологии подтверждают, что все возможно: сейчас компания Gateway Pacific Airways, используя систему EKR, которая осуществляет мгновенный перевод, учит на четырех языках одновременно.

    Как ни странно, при обучении "за глаза" индивидуальности, о которой так печется современная педагогика, гораздо больше, чем при очных формах обучения: учебное движение каждого студента сопровождает персональный тьютор; студент получает ответы на свои вопросы от любого преподавателя. Если у студента есть возможность, то время обучения может быть сокращено до минимума. Либо, наоборот, растянуто на более продолжительный период. К примеру, в Warwick Business School или в Pennsylvania State University вузовский курс может продолжаться восемь лет. Но обычно слушатели осваивают программу за два с половиной-четыре года. Удобно и то, что можно организовать себе свой собственный рабочий ритм - вряд ли кто-то будет спорить, что в комфортных условиях обучение более эффективно. Для тех, конечно, кто хочет учиться. А другие в дистанционку и не идут или вылетают после первого же теста.


    Образовательные альянсы

    Деньги на мировом виртуальном образовательном рынке вращаются немалые. По прогнозу Национального института стандартов и технологий (NIST, США), в 2005 году оборот в интернет-образовании достигнет 46 млрд долларов. Оценка, похоже, достоверная, потому что очень близка к цифрам той же Technology Decisions: емкость рынка электронного обучения в 2005 году - 40 млрд долларов.

    Дистанционный способ обучения в той или иной степени сегодня присутствует в каждом серьезном вузе, даже если учебное заведение не делает ставку на дистант-студентов. По одной простой причине - это выгодно. Качественные учебные материалы и хорошие преподаватели всегда в дефиците, а потому дороги. И оказывается, что полезнее для обучения и экономически выгоднее сделать один хороший периодически обновляемый мультимедийный курс, нежели платить группе второразрядных лекторов.

    Сегодня признанным лидером виртуального образования считаются США. По данным Business week, более двух тысяч американских колледжей и университетов предлагают онлайновое обучение. Европейские лидеры - Великобритания, Германия, Италия и Франция. Естественно, начали заявлять о себе и развитые азиатские страны.


    К 2010 году две трети мирового образования будет получаться через Интернет (по прогнозам American Educational Research Association)

    Сегодня мы еще можем перечислять лидеров дистанционного образования по государственному признаку, но очень скоро мы будем сравнивать показатели не государств, а брэндов международных образовательных альянсов. Потому что все чаще виртуальные университеты создаются через кооперацию. Известный виртуальный вуз - UNext.com, предлагающий учебные программы по экономике, объединяет мировых тяжеловесов экономического образования - университеты Stanford, University of Chicago, London School of Economics и другие. Австралийский University of Melbourne вместе с десятком других вузов разных стран и с компанией Thomson Learning (занимается изданием учебников) создали виртуальный университет U21 Global, его расчетная емкость - до 100 тыс. студентов к концу десятилетия. Недавно заключили соглашение нью-йоркская New School University и английский Open University, а чуть раньше сформировался стратегический альянс Stanford-Harvard. Все стороны от такого сотрудничества только в выигрыше: университеты создают новые способы роста своей капитализации, а слушатели получают доступ к образовательным ресурсам сразу нескольких сильных университетов.

    Корпоративный профиль

    В e-learning, наряду с традиционными поставщиками образовательных услуг - университетами, есть и корпоративный сегмент, и по размерам он вполне сопоставим с основным. На его долю приходится почти половина всех е-образовательных денег, а в США - так и вовсе до 65-70%. И развивается корпоративный сегмент динамичнее традиционного - на 70% в год.

    Большой спрос на корпоративное обучение понятен. Если стоит задача обучить большое число сотрудников - сотни и тысячи человек, и особенно если компания имеет территориально распределенную структуру или в ней грядут организационные изменения, в этом случае дистанционное обучение - хороший выход. По данным консалтинговой компании IDS, если фирма учит свыше двух тысяч человек, то виртуальное обучение ей обойдется на 75% дешевле, чем традиционное.

    По словам Стивена Биглеки, директора технического образования United Technologies, в течение 2004 года его компания потратила только на магистерские бизнес-программы, получаемые через Интернет, почти 4 млн долларов. Г-н Биглеки очень доволен и результатами, и экономией средств. Иногда студент сам выбирает, где ему учиться, а фирма это обучение оплачивает, но чаще обучение происходит в рамках заказа, сделанного компанией какому-либо крупному поставщику образовательных услуг. Например, британский Learndirect все того же Open University обучает персонал British Telecom, Королевских воздушных сил, Государственной службы здравоохранения и проч.

    Электронное образование в два-четыре раза дешевле обычного, и для усидчивых - не хуже

    Корпорации не только прибегают к услугам традиционных университетов, но и открывают свои. Эти корпоративные университеты, созданные для обучения собственного персонала, зачастую расширяются до всей отрасли. Список дисциплин в них уже почти такой же, как в академических заведениях. Несколько провисает разве что гуманитарное направление. Но у корпоративных программ есть неоспоримое конкурентное преимущество - они-то уж точно не оторваны от реальной практики, поскольку создаются самими практиками. Вкупе с огромным объемом персонала корпораций это обеспечивает корпоративному сектору мирового e-learning хорошие перспективы.


    Позиции России

    Нам хвастаться особо нечем. По результатам исследований The Economist Intelligence Unit, Россия в шкале готовности к внедрению e-learning занимает 55-е место в мире. Спрос на дистанционное образование в РФ, несомненно, есть. Страна огромная, качественных образовательных центров немного, получать абы какой диплом хотят уже немногие. И в общем-то есть ряд успешных разработок, на базе которых могут начать разворачиваться системы дистанционного образования.

    Самый, пожалуй, продвинутый среди дистанционщиков - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В 1994 году в МЭСИ был создан институт дистанционного образования, сейчас у него 60 региональных центров и он обучает студентов по сорока специальностям. При МЭСИ создана одна из первых в России сетевых электронных библиотек, на его базе действует Межвузовский центр дистанционного образования Министерства образования и науки РФ. При МЭСИ работает также Евразийская ассоциация дистанционного образования - открытый клуб, объединяющий триста организаций ближнего и дальнего зарубежья, так или иначе причастных к дистанционке.

    Так же, как во всем мире, у нас виртуальным образованием все больше интересуются крупные корпорации и профессиональные сообщества. Это новый, но очень быстро растущий слой поставщиков образовательных услуг. Пример тому - "Российская система дистанционного обучения риэлтеров", которая создана агентством недвижимости "Выбор" и одобрена Российской гильдией риэлтеров. А из крупных компаний весьма успешна деятельность дистанционного обучения Сетевого корпоративного университета "Северстали". И очень похоже, что так же, как и в мировой практике, этот образовательный сегмент будет развиваться самыми быстрыми темпами.


    Обучая сотрудников в режиме on-line, корпорация экономит до 75% стоимости обучения по сравнению с традиционным

    Кстати, в стране действуют и немногочисленные бесплатные дистанционные ресурсы для поддержки бизнеса. Например, "Система дистанционного бизнес-обучения", созданная при поддержке правительства Москвы в рамках "Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве". Несмотря на то что программа рассчитана на Москву, учатся по ней студенты из 43 стран. "За два последних года, - говорит Людмила Шушпанова, директор Центра дистанционного обучения Национального делового партнерства 'Альянс Медиа', - число студентов выросло больше чем на порядок - с семисот до девяти тысяч человек. И эта динамика - следствие не только бесплатности ресурса, но и большой потребности в обучении в бизнес-среде. Большинство наших студентов уже имеют высшее образование, однако хотят учиться еще и еще".

    Есть у нас и партнерские проекты - например, Института экономики и финансов "Синергия" и бизнес-школы британского University of Durham. Есть свои разработчики программного обеспечения - например, Институт виртуальных технологий в образовании, Cognitive Technologies и др. То есть в принципе у нас все так же, как и во всем мире, но развивается очень медленно и в ничтожных объемах. По самым оптимистичным оценкам, российский рынок виртуального образования оценивается не более чем в 50 млн долларов.


    Про кооперацию и волю

    А вот университетская кооперация у нас как-то не в почете. Каждый вуз мнит себя первым и лучшим. И добро бы, если бы каждый действительно был бы первым или особенным. Основная масса вузов, несмотря на разные названия, в общем-то как близнецы-братья: специальности одни и те же, способ обучения один и тот же, да и преподаватели часто одни и те же преподают. В случае с дистанционным образованием такое стремление к автономности оказывает вузам плохую услугу как содержательного, так и финансового характера. Каждый вуз создает свои электронные курсы - по экономике, социологии, маркетингу и пр. Все они разные по качеству - где-то высокого и современного, где-то весьма халтурные, а вот по списку дисциплин примерно одинаковые. И каждый вуз отдельно платит преподавателям за создание своего набора курсов. Что мешает, допустим, на региональном уровне скооперироваться и силами лучших преподавателей сделать высококачественный комплект мультимедийных курсов? Каждый вуз заплатит только часть стоимости, а получит в пользование весь пакет, причем пакет высококачественный. У нас в образовании много лишних денег? Не разумнее ли сделать так, как это делается во всем мире - объединить усилия, деньги, контент и создать единый региональный или межрегиональный виртуальный университет.

    Все равно ведь нам от дистанционного образования никуда не уйти. Почти 80 млн граждан страны живут за пределами городов-стотысячников, то есть тех мест, где есть хотя бы один-два более или менее серьезных вуза. Да и кто сказал, что оставшиеся миллионы жителей крупных городов должны учиться там, где родились? Люди должны быть свободны в своих образовательных траекториях. И в ситуации социальных ограничений (не очень богатое у нас пока население) эту свободу может обеспечить Интернет.

    А если мы будем продолжать действовать столь же вяло, тогда надо хотя бы отдавать себе отчет, каковы будут последствия. Интернет не знает географических барьеров. Есть языковые, но · они вот-вот будут преодолены. И реально оценивая темпы развития мирового дистанционного образования, постепенное удешевление ПК и доступа в сеть, нужно понимать, что настанет день, когда выяснится, что большинство дистант-студентов России (а таких все больше и больше) учится за ее пределами.

    Автор: Марина Галушкина
    Источник: Эксперт

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru