• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Проектирование дистанционных курсов

    Учебные курсы в дистанционном  обучении

    В отличие от очного обучения, при использовании дистанционных технологий появляется необходимость более формализованного подхода к построению учебного плана и системы изучаемых курсов *. Это связано и с боле четкими требованиями к описаниям курсов, системе оценки их усвоения, асинхронностью учебного процесса и особенностями взаимодействия преподавателя и студентов.  

    Обучение с использованием любой технологии – будь то самая популярная ныне объяснительно-иллюстративная или мультимедийно-дистанционая, предполагает, что преподаватель и студент определенным образом взаимодействуют, стремясь к достижению какой-то цели (часто, к сожалению, каждый к своей).

    В дистанционном обучении, в силу специфики обучающихся и их иной мотивационной системы, главным критерием оценки усвоения курса является не способность студента воспроизвести лекционный текст (или текст учебника). В ДО главное – показать, как полученные знания могут быть реализованы на практике  **.

    Поэтому курсы разрабатываются таким образом, чтобы студент не столько запомнил и воспроизвел информацию, сколько связал ее с реальными жизненными и/или профессиональными ситуациями. В ДО упор делается не на традиционный семестровый экзамен, а на комбинацию видов учебной деятельности прикладного характера, побуждающих студента не учить тексты, а творчески и активно осваивать информацию. В самом общем виде изучение дистантного курса представляет собой интенсивную и регулярную комбинированную работу над предлагаемыми текстами, решение задач, выполнение письменных работ, участие в дискуссиях, а также прохождение серии контрольных мероприятий. Более подробно о специфике этих видов учебной деятельности – в последующих главах.

    Здесь же вернемся к той самой стандартизации, о которой говорилось выше.
    В учебном процессе по традиционным формам объемы и структура курсов определены рабочими учебными и тематическими планами и учебными программами. В них приведено относительно подробное описание материала (в программе), отражена структура и логика изучения курса. Обычно дается также распределение учебного времени по формам занятий (лекции, семинары и т.д.)

    В дистанционном же обучении, естественно, традиционная методико-технологическая структура курса приобретает иной вид. В ДО основной содержательно-организационной единицей становится тема. Если в традиционных формах организации обучения тема – это часть содержания, то в ДО это и фрагмент содержания курса, и аналог занятия. Причем это занятие, объединяющее несколько разнородных видов учебной деятельности.

    По этой причине учебным планом ДО регламентируется не количество аудиторных часов, а количество тем.
    Анализ описаний курсов в госстандартах с точки зрения требований к   количеству осваиваемых дидактических единиц в сопоставлении с плановой трудоемкостью и с учетом опыта планирования систем дистанционного обучения за рубежом показал, что оптимальное соотношение количества тем и общего объема курса (трудоемкости в часах) – в среднем 1 к 10. Иными словами, если курс имеет общий объем в 150 часов, то его объем в дистанционной форме составит 15 тем. Этот коэффициент – усредненный, применительно к конкретному курсу могут быть вариации, обусловленные спецификой содержания (гуманитарный или естественный), местом в системе подготовки (общеобразовательный или специальный), уровнем абстракции содержания (феноменологический или аксиоматический). Кроме того, играет свою роль требование стандартизации – проще говоря, для удобства самих студентов и преподавателей количество тем в курсах «подгоняется» под условленную величину.

    В нашем варианте реализации дистанционной технологии все курсы делятся на 3 категории, различающиеся количеством тем, рубежей, дискуссий и письменных работ. В таблице приведены эти категории и указаны виды и количество работ, которые предстоит выполнить студенту.


    Категория
    курса
    Объем (общий) по базовому учебному плану Количество
    Тем Текущих контролей Дискуссий, кейсов Письменная работа Рубежных контролей
    А До 40 10 7–8 2–3 1
    В 40–60 15 10–12 4–6 1 1
    С 60–80 20 14–16 7–8 1 2
       Необходимо отметить, что здесь имеются в виду семестровые курсы. То есть учебные дисциплины, изучение которых длится более одного семестра, разбиваются на семестровые курсы, каждый из которых имеет свою категорию. Скажем, Математика-1 (категория А), Математика-2 (категория В) и т.д.

      Категория курса указывается в учебном плане, а также в шифре на титульном листе курсового описания.
      Некоторые курсы изучаются в других режимах. Например, вместо эссе и рефератов студентам предлагаются комплексы практических задач, вместо дискуссий вводится разбор ситуаций. Этим курсам присваивается категория S (специальная).     

      От категории зависит нормативный рейтинг курса, его стоимость и, отчасти, технология его освоения.

      * Среди всего набора терминов, определяющих эту педагогическую категорию – учебная дис-циплина, предмет, курс – выбран термин курс. По сути, никаких особенных аргументов в пользу именно такого выбора нет, кроме одного – этот термин звучит наиболее интернацио-нально и интерпретируется (в педагогических контекстах) однозначно. Кстати, добавляя эпи-теты, мы уточняем что мы имеем в виду. Скажем, учебный курс – это организационно-содержательный элемент учебного процесса, а дистанционный курс – это, скорее, особая, основанная на дистанционной технологии, форма представления содержания учебного курса.

      ** Вообще-то, такая задача должна стоять перед любой образовательной технологией, используемой в высшей школе.

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru