• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Может ли машина... учить?

    Человек создан для счастья, как птица для полета. То, что мы называем прогрессом, есть разновидность универсального явления, которое в физике называется принципом наименьшего действия, в биологии эволюцией, в философии бритвой Оккама. Куда же направлена эта вездесущая сила в образовании, то есть в области передачи знаний?
    Началом образования в указанном выше смысле можно считать появление языка. Речь, будучи особой анатомической удачей человека, одновременно есть нечто, полностью идущее вразрез с устройством нашей нервной системы.

    Культовой задачей для современной компьютерной науки и техники является распознавание образов. Оказывается, суперкомпьютер может потратить часы на узнавание квадратика в картинке, на которую ребенок бросает беглый взгляд и тут же говорит: квадрат. Это тот самый компьютер, что выигрывает в шахматы у чемпиона мира, а в арифметических примерах обгонит всех школьников Земли, вместе взятых. Как же может монстр, в котором сигнал распространяется со скоростью света, принципиально отставать в столь элементарной задаче от человека, проводящего свои нервные импульсы допотопным химическим способом всего на несколько метров за секунду?

    Разница между компьютером и мозгом действительно принципиальна. Первый – это абсолютно четкий конвейер, вбирающий и выдающий последовательности сигналов. Второй – бесформенный клубок беспорядочно связанных нейронов, обладающий странным свойством восстанавливать свои функции, даже если из этого клубка физически удалить какую-то часть. Ищите после этого, где у человека память! Но именно этот хаос является единственным известным пока устройством, способным адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Мозг принимает сигналы извне одновременно по миллионам параллельных каналов, пропускает их по миллиардам связей. В каждом из этих каналов сигнал (будь то единая нота) оставляет след и, в свою очередь, трансформируется при взаимодействии со следами прежних сигналов, превращаясь из «раздражения» в «реакцию». Вот здесь мы и обгоняем компьютер. Мы видим целиком картинку, по которой компьютерная программа ползает, как муравей, сопоставляя расположение отдельных точек.

    Что же такое речь? Действующий по принципу параллельной обработки информации, мозг вдруг начинает выдавать результаты в виде последовательности звуков, которые при желании можно записать как цепочку точек и тире, что уже практически неотличимо от продуктов, производимых и потребляемых компьютерами. Это выглядит столь же противоестественно, как и сам человек в сравнении с окружающей живой природой. И неудивительно, что мы называем эту свою уникальную способность гордым словом «разум».

    После того как человек научился отображать многомерный опыт взаимодействия с миром в языковых последовательностях, дальнейший прогресс в образовании был связан со стремлением эти последовательности сохранять и распространять. Первая задача была решена с изобретением письменности, а вторая в различных формах решается до сих пор. Революционным шагом в этом направлении стало книгопечатание. Процесс издания стал определяющим элементом на пути автор – читатель, будучи, по сути, звеном совершенно чужеродным. Он, в свою очередь, находится под влиянием сил, весьма далеких от сферы собственно образования, каноническим примером чего стали вполне «горячие» войны учебников эпохи поздней перестройки.

    Авторы по-разному реагировали на это обстоятельство. Кто-то начинал писать в стол, кто-то становился лучшим другом издателя, а кто-то – несгибаемым борцом за продвижение своих произведений в массы. Читатели тем временем рыщут по магазинам, копируют на ксероксе, а в основном, конечно, досадуя и недоумевая, продираются в поисках смысла через главы и страницы, которые посылает судьба.
    Именно это отчуждение между автором, который может, и читателем, который хочет, устраняет Интернет. Точнее, Интернет устраняет из процесса передачи знаний фактор расстояния. Оказалось, что безнадежно большую Землю можно-таки опутать сетью проводов, по которым каждый может передавать каждому заветные информационные последовательности. Процесс публикации свелся для автора к одному щелчку компьютерной мышкой. Столь же легко читатель может теперь сообщить автору свою реакцию на прочитанное.

    Взрывное расширение выбора, в такой же степени осложняет задачу отбора для читателя. Но это уже вполне техническая задача, подобная построению библиотечного каталога. В целом же можно не сомневаться, что волшебная возможность для каждого услышать каждого с неизбежностью превратит мир в единый колледж. Конечно, процесс дистанционного обучения станет полноценным только после оттачивания обратной связи, которая позволит ученику эффективно получать реакцию на свои затруднения. От кого? Здесь мы вплотную подходим к вопросу заголовка.

    До сих пор присутствие компьютера не было принципиальным. Быстро передавать тексты при желании можно и по факсу. Но вот для коррекции движения ученика, все время норовящего впасть в заблуждение, компьютер уже необходим. Достаточен ли?
    В некотором смысле эта задача в явочном порядке решается изрядно скомпрометировавшими себя компьютерными играми. Скомпрометированы они, разумеется, в глазах вынужденных потесниться взрослых наставников.

    Если отвлечься от контекста, то компьютерная игра – это новое, непревзойденное средство вырабатывания навыков. Все атрибуты процесса обучения налицо: попытка – закрепляющая реакция – повторение. Послушайте разговор игроков в какую-нибудь «бродилку» – это разговор профессионалов. Пока компьютер учит «не тому», но энтузиазм, с которым игрок, сам того не сознавая, учится, однозначно говорит о том, что компьютерная программа претендует на роль идеального преподавателя. Поэтому вопрос о компьютерном образовании – это вопрос не принципа, а времени освоения традиционными педагогами средств составления компьютерных обучающих сценариев и времени, когда для этих сценариев появятся полноценные Интернет-каталоги.



    Автор: Ольга Макарова
    Источник: 1 Сентября

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru