• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Проектирование дистанционного курса

    Проектирование контрольного блока

    Вся контрольная подсистема курса проектируется таким образом, чтобы каждая тема была педагогически и методически завершенной, т.е. чтобы студент прошел через полный цикл процесса усвоения – от первичного восприятия содержания до закрепления и применения усвоенной информации в моделях реальной практики. В этом, кстати, большое преимущество дистанционной технологии перед традиционной заочной и, тем боле, очной формами обучения, где для большей части студентов цикл остается незавершенным.
    Определенное контрольное мероприятие проводится по каждой теме. Некоторые из них определяются именно как контрольные мероприятия: текущие, рубежные и итоговый контроли, некоторые, неся на себе контрольную функцию, определяются в других жанрах: участие в дискуссиях, кейсах, написание письменных работ и т.п.
    Здесь мы остановимся на собственно контролях.



    Текущий контроль
    Почти каждая тема сопровождается вопросами или тестами, которые помогают студенту более полно изучить материал и оценить степень его освоения. Но количество текущих контролей не совпадает с количеством тем, так как часть из них заменяется дискуссиями и рубежным контролем.
    В этой части описания курса оговариваются формы текущего контроля и методика его проведения.
    Наиболее популярными и адекватными для текущего контроля являются такие формы:
  • тесты;
  • открытые вопросы;
  • разнообразные задачи и задания, в том числе работа с источниками. Об этой форме мы уже писали.
    Открытые вопросы представляют собой серии из 3–5 вопросов открытого характера (т.е. позволяющих студенту относительно свободно сформулировать ответ), охватывающими содержание темы. Они чаще используются там, где студент должен продемонстрировать понимание содержания (второй и последующие уровни усвоения).
    Обязательно должны быть представлены критерии оценки ответов (на открытые вопросы), например:
  • В ответе минимум три полных предложения.
  • Своевременность представления (как указано в инструкции).
  • Полнота ответа.
  • Ответ сопровождается примерами (минимум 1 пример).
    С тестами проще, там оценка более формализована (по соотношению количества правильных и неправильных вариантов).



    Рубежный контроль
    Как правило, рубежный контроль охватывает содержание крупного раздела (нескольких тем) или первой половины курса. Количество рубежей определяется учебным планом, вид рубежного контроля (так же, как и в случае с текущим контролем) определяет преподаватель по согласованию с методической службой ДО. Это может быть тест, контрольное сочинение-эссе, проблемная ситуация, микропроект .
    Контрольное сочинение-эссе – достаточно эффективный метод контроля, применяемый не только на рубеже, но и в качестве итогового экзамена (различие в объеме и охвате). Задание на контрольное сочинение может быть сформулировано в виде темы-вопроса, например – «Всегда ли матричная организация эффективнее функциональной?». Может в виде темы-инструкции – «Докажите, что современный менеджмент мультикультурен», а может и виде перечня взаимосвязанных вопросов-тезисов, которые следует раскрыть. Обычный объем рубежного контрольного сочинения – 2–3 страницы, итогового – 6–7. В инструкции должны быть четко сформулированы требования к сочинению и критерии его оценки (они подобны тем, которые используются при оценке выполнения дискуссионных заданий).
    Проблемная ситуация, используемая в качестве контрольного инструмента, содержит обычно описание некоего явного противоречия (столкновение мнений, логическая неувязка, несопоставимость фактов и т.д.). Студент должен объяснить, в чем проблема, и указать путь выхода из противоречия. Разумеется, в тексте курса или учебника именно эта ситуация встречаться не должна. Проблемные ситуации тоже можно использовать в итоговом контроле, но, скорее, как часть экзаменационного задания, потому что проблемную ситуацию, охватывающую проблематику всего курса, придумать весьма сложно (это еще от курса зависит). Объем решения проблемного задания – от 2 до 5–6 страниц (соответственно, на рубеже или на итоговом контроле).

    Микропроект
    Как понятно из названия, студенту даются некие исходные данные (параметры, алгоритмы, цели и т.д.), по которым он должен что-то спроектировать – технологию, процедуру, объект. Скажем, по определенным данным построить организационную структуру. Выполненный проект обычно включает в себя сам проект и его описание, объем рубежного микропроекта – 3–4 страницы, итогового – 7–8.



    Итоговый контроль
    Проводится по окончании курса, его содержание охватывает весь курс (или, по меньшей мере, узловые аспекты курса).
    Наиболее распространенные методы итогового контроля в ДО:
  • тестирование;
  • контрольное сочинение-эссе;
  • комплексный кейс;
  • групповой или индивидуальный проект.
    Вообще-то, годится любой метод итогового контроля с одним ограничением – он никоим образом не должен предполагать пересказ или воспроизведение (пусть даже «творческое») текстов лекций или учебников. Но в итоговом контроле более предпочтительны нетестовые методы. О тестах будет ниже, о сочинении было выше, поэтому чуть подробнее о комплексных кейсах и проектах.
    Комплексный кейс представляет собой набор логически связанных (вытекающих друг из друга) ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения. Особенно хороши такие задания при изучении курсов, призванных формировать у студента ориентировочные основы функциональных блоков деятельности: менеджмент и производные курсы (стратегический, инновационный, антикризисный менеджмент, управление персоналом и др.), процессуально-правовые курсы, практическая психология и им подобные.

    Об индивидуальном проекте тоже было сказано. А групповой различается лишь тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3–5 частей, каждый выполняет свою часть, затем студенты обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее на суд преподавателю. Поскольку предполагается процедура согласования и защиты, то такие работы делаются в рамках специальной страницы «Групповые проекты».
    В качестве итога хотелось бы напомнить, что в рейтинговой системе успеваемости оценка по экзамену не становится оценкой по всему курсу. Если не делать из экзамена культа * , а упор сделать на текущих контролях, заданиях, дискуссиях и письменных работах, то оценка, которую получит студент, будет вполне адекватна реальной степени освоения курса.



    Использование тестов в ДО
    В технологиях дистанционного обучения именно тестирование разработано наиболее полно и четко. Другой вопрос, что российское образование в тестах здорово отстало, ну так оно и в дистанционном образовании отнюдь не впереди… И тестирование как форма аттестации не идеально. Тем не менее, без тестов не обойтись.
    Во-первых, следует отметить, что тесты обычно содержат задания и эталоны – образцы правильного выполнения задания. Понятно, что эталон для работы творческого характера разработать весьма затруднительно, поэтому тесты крайне редко используют для проверки знаний и умений на высших уровнях усвоения.
    В настоящее время используется довольно много вариантов тестов. Все их можно разбить на несколько групп.

    1 группа – тесты с выбираемыми ответами, их разновидности:

  • Тесты опознания . Это задания, требующие альтернативного ответа: «согласен» или «не согласен», «да» или «нет» и т.п.
  • Тесты различения . Содержат варианты ответов, из которых надо выбрать один или несколько.
  • Тесты соотнесения. В них предлагается найти общее или отличное в объектах, соотнося их по свойствам, параметрам, классам и т.д.
  • Тесты-задачи. Дается условие задачи, нужные данные и варианты ответов в цифровой или буквенной форме. Студенту нужно выбрать правильный вариант. Задача также может быть сформулирована таким образом, что студенту нужно выбрать правильную последовательность действий и операций или определить зависимость каких-то факторов.

    Тестовые задания могут быть представлены в различных формах – словесной, графической, табличной, символической и т.д.
    Все эти тесты рассчитаны на проверку знаний-представлений и, отчасти, понимания материала (т.е. соответствуют I уровню усвоения). Такие тесты в наибольшей степени подходят для текущего контроля, а также для самоконтроля.

    2 группа тестов не содержит эталонов (вариантов ответов).
    Такие тесты используются для проверки понимания материала, а также некоторых умений, т.е. соответствуют II и, частично, III уровням усвоения.
    Разновидности:

  • Тесты-подстановки . В таких заданиях, представляемых также в разнообразных формах, пропущены некоторые составляющие – слова, элементы схем, графиков и т.д. Студент должен заполнить пропуски.
  • Конструктивные тесты не содержат подсказок и вариантов ответов. Они требуют от студента самостоятельного конструирования ответа: написания формулы, формулировки свойств, операционной последовательности, выполнения схемы и т.д. Эти тесты, в свою очередь, тоже делятся на два подвида:
  • Тесты-задачи . Отличие от подобной разновидности первой группы в том, что в нем не предлагаются варианты ответов. Общее же у них то, что ответ однозначен, т.е. существует эталон, и оценка зависит от степени соответствия этому эталону. В этом, кстати, отличие тестов любого рода от обычных заданий, о которых говорилось выше.
  • Тесты-процессы . Они предназначаются для проверки подготовленности студентов к разработке содержания и последовательности различных процессов (скажем, процесса разработки управленческого решения).

    Если при текущем контроле применяют обычно тесты одного типа, то при рубежном и, особенно, итоговом тесты разных типов комбинируют. Тем самым итоговый тест может проверить степень усвоения на всех уровнях, заданных целями.
    Объем тестов текущего контроля обычно не превышает 5–6 вопросов, рубежного – 10–15, итогового – 25–50. При определении количества вопросов во внимание принимаются цели, объем и сложность курса, степень его абстракции, сложность самих вопросов.
    К тестам и их разработке предъявляются определенные общепедагогические и дидактические требования, которые так же, как и методика их разработки, достаточно хорошо описаны в соответствующей литературе ** . Поэтому здесь мы их приводить не будем, упомянем лишь об одной вещи.

    Снова о списывании
    Сложный вопрос – а если студент спишет ответы? Один из возможных ответов приведен в параграфе о письменных работах (я имею в виду иную учебную мотивацию дистанционных студентов). Другой ответ: тесты составляются таким образом, чтобы в них не было прямых ассоциаций с текстом лекции или учебника. Проще говоря, вопросы и варианты ответов не должны текстуально совпадать с названиями пунктов, параграфов и разделов учебника или лекции. Хорошо, если тесты носят ситуационный характер (на приложение изучаемых понятий к примерам или, наоборот, по конкретным примерам или ситуациям опознаются теоретические положения). Ну и само собой, тесты не должны содержать простого «справочного» материала типа дат, размеров и т.п.

    О процедуре тестирования в ДО
    Тестирование может быть проведено как в очной форме, так и в он-лайновой : в заранее определенное время студент входит на контрольную страницу курса, где его уже ожидает он-лайновый тест с короткой инструкцией. Он отвечает на вопросы, не выходя из сети и в режиме реального времени (т.е. преподаватель видит на мониторе ход ответа). Оценка может выставляться автоматически (если в тесте только выбираются ответы или ответ может быть однозначно сопоставлен эталону) или преподавателем (если в тесте есть открытые вопросы). Время ответов строго ограничено – не отвеченный вовремя вопрос сменяется следующим. Для создания таких тестов есть специальные средства, и оно не представляет особой трудности.

    Офф-лайновое тестирование не «привязывает» студента и преподавателя к конкретному моменту времени. Особенно это важно, если они располагаются в разных часовых поясах. Тесты в определенное время появляются на сайте, студент выходит из сети, отвечает на тест и затем пересылает его результаты по электронной почте. Вариант: он опять входит на сайт курса, заполняет соответствующие места теста и, нажимая на соответствующую кнопку, отсылает результаты теста. Время ответа, как правило, тоже ограничено: скажем, требуется прислать ответ через час после получения. Время получения и отправки теста фиксирует программа, поэтому здесь не может быть недоразумений. Кстати, временнoй критерий при ответах на тесты считается очень важным и его следует использовать.
    При офф-лайновом тестировании возрастает риск того, что студент будет отвечать не сам или элементарно спишет ответы, но здесь, как уже было сказано, нужно использовать как методические, так и воспитательные ухищрения.

    В мире также достаточно распространена так называемая прокторская система: студент-дистантник , находящийся далеко от своего вуза, сдает экзамен специально отобранному человеку – проктору. Проктором может быть вузовский преподаватель соответствующей квалификации, владеющий языком той страны, в которой расположен вуз. Проктор фактически нанимается на работу в этот вуз (присылает все нужные документы и т.д.), его проверяют, потом дают право принимать экзамены у студентов ближнего региона. Все экзаменационные материалы при этом присылаются не студенту, а именно проктору, он же потом высылает их обратно в вуз. Такая работа оплачивается (правда, у нас в России есть риск, что студент заплатит больше ).

    * Справедливо ли, когда студент-очник, пропустивший почти весь курс, приходит на экзамен, вытягивает «счастливый» билет и получает «отлично»? Вы скажете, что такое бывает редко?

    **  См., например: Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 125–131.

  • РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru