• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия

    Информационные и телекоммуникационные технологии, применяемые в заочно-дистанционном обучении

    Системы компьютерной видеоконференцсвязи

    Достижение уровня взаимодействия между преподавателем и студентом, близкого к тому, что имеет место в традиционном аудиторном обучении, позволяет обеспечить компьютерная видеоконференцсвязь. Начало распространения видеоконференцсвязи (ВКС) было связано с использованием телевизионных систем. Богатый опыт по использованию спутникового телевидения для проведения интерактивных семинаров и конференций в рамках международных проектов был накоплен в начале 90-х годов в СПбГТУ. Успехи в области компрессии аудио и видео сигналов привели к принципиальному изменению систем ВКС и их преобразованию в системы компьютерной видеоконференцсвязи (КВКС). Особенно ярко КВКС проявляет свои преимущества при совместном использовании вычислительных ресурсов в распределенной компьютерной среде (collaborative computing). Качество КВКС, основанных на использовании сетей с пакетной коммутацией как в локальных компьютерных сетях, так и в Интернет (системы CU-SeeMe, Microsoft Netmeeting и т.п.) существенно зависит от реальной скорости обмена данными между пользователями, определяемой как пропускной способностью канала, так и общим числом пользователей в данном канале. К сожалению если в пределах локальной сети еще удается обеспечить приемлемое качество (при пропускной способности сети 10 Мбит/с и выше), то при работе в Интернет оно часто оказывается неудовлетворительным для профессионального применения. Именно поэтому современная высококачественная КВКС обычно реализуется на базе сетей интегрального обслуживания ISDN (Integrated Services Digital Network). 

    Технологии компьютерной видеоконференцсвязи
    С
    истемы КВКС используют значительную часть программного обеспечения, предназначенного для поддержки коллективной работы в Интернет и ISDN (поддержка телеконференций, средства обмена сообщениями и передачи файлов в реальном масштабе времени и т.п.). Как и любое средство, интегрирующее многие виды услуг, КВКС не в состоянии обеспечить их полный перечень и столь же высокое качество, что и в соответствующих специализированных системах. Однако большинство таких приложений может быть эффективно использовано параллельно с проведением видеоконференции, точно так же, как во время реальных совещаний может быть использовано подключение к Интернет для доступа к какому-либо WWW серверу или передача (прием) сообщения по электронной почте. Примерами наиболее часто используемых систем КВКС в Интернет являются Microsoft NetMeeting, Enhanced CU-SeeMe (White Pine Software) и т.п.. Среди систем КВКС, используемых в сетях ISDN, прежде всего следует назвать программно-аппаратные средства PictureTel Live и Intel ProShare различных модификаций. Можно выделить семь основных функций совместной работы, реализуемых в современных системах КВКС:

      • обмен аудиоинформацией 
      • обмен видеоинформацией
      • виртуальная аудиторная доска
      • дискуссии с вводом текстовой информации с клавиатуры
      • пересылка файлов
      • совместное использование прикладных программ
      • проведение многосторонних конференций.
    Если текстовые дискуссии с вводом информации через клавиатуру и режим обмена файлами практически не отличаются от используемых в других средствах коллективной работы, то остальные приложения применительно к системам КВКС имеют ряд особенностей. 

    Обмен аудиоинформацией 
    Как показывает практика применения систем КВКС, в ряде случаев именно аудио и видео приложения являются основными при взаимодействии удаленных пользователей. Это часто связано не только с желанием ограничиться наиболее “естественной” формой общения, но также и с несовместимостью некоторых систем КВКС друг с другом в 
    режиме обмена данными. Качество передачи аудио и видео в значительной степени определяют рейтинг системы КВКС, причем в ряде случаев именно качество аудио играет определяющую роль. Критерии качества достаточно высоки, так как пользователи привыкли к качеству подвижного изображения, обеспечиваемому телевизионными 
    системами, а требуемое качество звука должно быть во всяком случае не хуже, чем при обычной телефонии. Как правило, эти требования вступают в противоречие с требованием приемлемой для покупателя стоимости арендуемого канала. Так, известное снижение разборчивости речи в системах телефонии в Интернет (систематические 
    кратковременные пропадания звука) в полной мере проявляется и при использовании КВКС в Интернет. По существу для достижения высокого качества звука в этом случае необходим канал, пропускная способность которого, с учетом наличия большого числа пользователей Интернет в данном канале, обеспечила бы в пересчете на одного пользователя ту же эквивалентную скорость передачи информации, которая предоставляется при передаче звука в канале ISDN, т.е. не ниже 64 кбит/с. Практически это означает, что при реальном трафике в каналах Интернет, совместно используемых большим числом клиентов, требуемая пропускная способность канала должна составлять не ниже единиц Мбит/с. Показательным примером в этом отношении является применение КВКС типа, например, NetMeeting в локальной компьютерной сети с пропускной способностью 10 Мбит/с. Даже в этом случае при наличии уже нескольких десятков пользователей сети качество передачи речи, особенно в дуплексном режиме, может уступать качеству обычной телефонии. Особенно заметно снижение качества звука при одновременном использовании каких-либо приложений (например, совместное использование прикладной программы или активная работа на виртуальной аудиторной доске и т.п.), а также при организации многосторонних конференций, как в системе Enhanced CU-SeeMe. В реальных каналах, предоставляемых провайдерами Интернет, падение качества звука может оказаться столь существенным, что реализация КВКС для профессиональных целей требует иногда применения обычной телефонной связи (при необходимости - междугородной или международной) параллельно с использованием других приложений КВКС. Разумеется, многие проблемы, связанные с передачей звука в Интернет, являются результатом плохой приспособленности протокола TCP/IP для передачи трафика, чувствительного к задержкам. В течение конференции задержка может варьироваться в очень широких пределах, что оказывает негативное влияние на работу любых приложений реального времени. Поэтому в случае необходимости проведения конференций, требующих высокого качества звука (так же как и подвижного изображения), приходится использовать специально выделенные каналы или специальные протоколы, или переходить к системам КВКС, предназначенным для работы в сетях ISDN.

    Обмен видеоинформацией 
    Если требование обеспечения высоких качества звука и разборчивости речи не подвергается сомнению никем без исключения из пользователей КВКС, то в отношении передачи видеоинформации такая точка зрения не является столь однозначной. Многое зависит от того, с какой целью применяется КВКС. Разумется, при необходимости передачи видеосюжета с высоким разрешением подвижных деталей потребовалось бы качество профессионального телевидения. Типичным же размером окна для передачи видео в предназначенных для работы в Интернет системах КВКС является 160 х 120 пикселов при частоте кадров не более 10 кадр/с, а реально во многих случаях и ниже, так что качество передачи изображения даже для мало подвижных объектов оказывается невысоким. При многосторонних конференциях часто возникает желание одновременно увидеть нескольких участников (по выбору пользователя), что еще в большей степени влияет на качество подвижного изображения. Пример видеоконференции с выводом на экран изображений нескольких участников в системе Enhanced CU-SeeMe показан на рис.2.5.1.Так же как и при передаче звука, качество изображения КВКС оказывается существенно выше в сетях ISDN, хотя и в этом случае оно уступает качеству передачи телевидения. Однако в тех случаях, когда КВКС реализуется с использованием богатых возможностей всех ее приложений, позволяющих вести коллективную работу, требующую как обсуждения и редактирования имеющихся, так и создания новых текстовых и графических документов, обмена файлами, т.е. всей той работы, которая происходит, когда партнеры находятся за одним рабочим столом, отношение к требуемому уровню качества видео, а подчас и вообще к этой услуге как таковой, может измениться.

    Рис.2.5.1

    Действительно, могут быть такие формы использования КВКС, когда окна для видео потребуются лишь в начале конференции для взаимного приветствия или знакомства участников, а также в конце сеанса связи. В остальное же время эти окна могут быть закрыты другими приложениями, прежде всего одной или двумя виртуальными аудиторными досками. Именно по указанной причине многие пользователи низкому качеству подвижного видео предпочитают высокое качество неподвижных изображений при передаче материалов с помощью специальной камеры для документов. При этом малая скорость передачи кадров практически не сказывается на качестве проведения конференции. В то же время такой метод передачи изображений обеспечивает существенно более высокий уровень оперативности, чем, например, передача заранее созданных видеофайлов с установкой их на виртуальную аудиторную доску. Следует также отметить возможность при этом написания “от руки” различных формул или сопровождения речевого сообщения одновременно изготавливаемыми также “от руки” рисунками, что существенно удобнее, чем письмо или рисование с помощью мыши на виртуальной аудиторной доске. В указанных случаях требуется лишь достаточно высокое разрешение при медленной передаче кадров (один-два кадра в секунду). Эти задачи успешно решаются системами КВКС в ISDN. Рассмотренный режим во многом подобен докладу (лекции) с использованием проектора с транспарантами, на которых непосредственно в процессе выступления делаются пометки, изображаются формулы, простые рисунки и т.д. 
    Важным проектным решением является также сама процедура проведения конференции. Так, даже при организации двусторонних конференций существенно различаются случаи участия по одному партнеру с каждой стороны или нескольких партнеров хотя бы с одной из сторон. Если в первом случае может оказаться вполне достаточным качество видео, обеспечиваемое системами КВКС, рассчитанными на применение в Интернет, то во втором случае вероятнее сего потребуется использование тех возможностей, которые предоставляются лишь в каналах ISDN. На рис.2.5.2 иллюстрируется фрагмент такой конференции, реализованной в ISDN с использованием системы КВКС PictureTel Live 200. Качество передачи “живого” видео вполне достаточно не только для узнаваемости всех участников конференции, находящихся в студии, но и для создания эффекта “круглого стола”.

    В целом следует отметить, что для проведения “представительских” конференций, особенно в случае многих участников и при многоточечных соединениях, предпочтение безусловно следует отдать системам КВКС на базе ISDN.


    Рис.2.5.2

    Виртуальная аудиторная доска 

    Виртуальная аудиторная доска (White Board), применяемая практически во всех системах компьютерной видеоконференцсвязи, во многих случаях является одним из основных инструментов, приближающих партнеров к условиям реальных семинаров, дискуссий. На рис. 2.5.3 приведен пример совместного использования рабочей доски и 
    видеоприложений в системе VisitVideo (Nortel).

    В системах КВКС имеется богатый арсенал средств текстового редактирования. Кроме вызова на доску, редактирования и сохранения текстовых файлов в специальных форматах (например, в формате WHT для системы Microsoft NetMeeting, рис. 2.5.4), возможно использование файлов из обычных текстовых процессоров типа Word. При этом возможны режимы как непосредственного редактирования текста с последующим сохранением, так и создания пометок поверх исходного текста.В процессе конференции возможны комментарии не только путем изменения текста или создания пометок, но также и с помощью дистанционной указки. Кроме того, возможен захват изображения из любого окна и любой области экрана с установкой этого изображения на рабочую доску. Для удобства пользования материалы могут формироваться на рабочей доске в виде отдельных “слайдов”, смена которых производится с помощью обращения к специальному указателю номера “слайда” (в нижнем правом углу доски на рис. 2.5.4). В других случаях (например, Intel ProShare) рабочая доска представляется в виде многостраничного блокнота, отдельные “страницы” которого можно “листать”, обращаясь к специальному указателю номеров страниц (рис 2.5.5). Важной функцией при этом является синхронизация с целью удерживания всех участников конференции на одном и том же “слайде“(“странице”).

    Рис.2.5.4

    Рис.2.5.5.

    Совместное использование прикладных программ 
    Стандартным приложением многих систем КВКС, ориентированных на применение в ISDN, а также уникальной особенностью системы Microsoft NetMeeting по сравнению с другими системами КВКС, используемыми в Интернет, является режим совместного использования прикладных программ. Это приложение позволяет участникам конференции использовать в режиме разделения прикладные программы (Notepad, WordPad, Word, Paint, Excel и т.п.) на удаленном компьютере. При необходимости использования этого приложения ведущий выбирает требуемую программу на своем компьютере и обращается к пиктограмме Share. После этого удаленные участники конференции видят экран с соответствующей прикладной

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru