• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Половые различия в предпочтении стиля обучения

    Резюме

    Индивидуальные предпочтения студентов относительно стиля обучения включают: визуальный (V: графики, таблицы, блок-схемы), слуховой (A: обучение через речь), чтение-запись (R: обучение через чтение материалов и запись), кинестетический (K: обучение через осязание, слух, обоняние, вкус, зрение). Эти предпочтения могут быть оценены путем использования VARK-вопросника (VARK – Visual, Aural, Read/write, Kinesthetic). Мы опросили студентов, работающих в лаборатории физиологии Мичиганского университета; 48 из 86 (55.8 %) студентов, вернувших заполненные опросники, указали половую принадлежность. Ответы дали данные для оценки половых различий в предпочтении к стилю обучения: 54.2% женщин и только 12.5% мужчин предпочитают только один из видов представления информации. Среди студентов-женщин: 4.2% предпочитают V, 0% - предпочитают A, 16.7% - печатные материалы (R), 33.3% - предпочитают опираться на свои ощущения (K). На контрасте – студенты-мужчины совершенно по-иному распределились в выборе: по 4.2% предпочитают A, R и K, а V – не предпочитает никто. Кроме этого, 45.8% женщин и 87.5% мужчин предпочитают несколько стилей (женщины: 2 стиля – 12.5%, 3 стиля – 12.5%, 4 стиля – 20.8%; мужчины : 2 стиля – 16.7%, 3 стиля – 12.5%, 4 стиля – 58.3%). В общем, в основном мужчины предпочитают многомодовое обучение, а конкретно – 4 стиля (по модели VARK), в то время как женщины предпочитают одномодовое обучение с предпочтением стиля К. То есть, мужчинам и женщинам нужны совершенно различные учебные стили. Эту особенность надо учитывать разработчикам и методистам.

    Содержание

    УЧАТСЯ ЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПО-РАЗНОМУ или/и предпочитают различные пути обучения? Основываются ли различия в предпочтениях стиля обучения на биологических или социальных отличиях? Уместны ли такие вопросы в нашу эру «политкорректности» и есть ли на них ответы? Мы попытались ответить на эти вопросы, поскольку от ответов зависит – каким путем мы будем учить.

    Ясно, что тут можно развернуть эмоциональные дебаты, подобно тем, что наблюдаются при обсуждении полового гандикапа в математике и естественных науках (14). Эти дебаты – отголоски тлеющего вопроса «врожденных различий» между женщинами и мужчинами и теории о биологической неспособности женщин (14). С другой стороны, если откинуть пассионарность и тычки о политкорректности, наподобие бывшего президента Гарварда лари Саммерса (Саммерс считал вопрос о половом гандикапе в математике и естественных науках, «вопросом о врожденной гениальности»), то это очень важный вопросы для всего академического сообщества, если конечно мы хотим обеспечить качество обучения.

    Качество обучения физиологии жизненно важно для студентов, которые хотят сделат карьеру или перейти в аспирантуру. Работающие и учащиеся постбакалавриата, закончившие факультет физиологии, обладают определенным набором знаний и навыков для того, чтобы успешно делать карьеру или учиться дальше (5, 6). Кроме этого, в время обучения, преподаватели старших курсов предполагают, что учебный материал, который они прелагают в обязательных курсах, студенты пронесут с собой в последующее обучение. С другой стороны, очень важно знать, что студенты подготовлены к будущим трудностям. Как преподавателю, мне очень важно найти пути для улучшения обучения на всех уровнях для увеличения знаний, запоминания и мотивированности студентов.

    Одним из путей увеличения мотивированности студентов является адаптация учебных методов для соответствия выбираемых методов их (студентов) предпочтений (21). Я знаю, что есть различные учебные стили (20), но не знаю – есть ли половые различия в предпочтении стиля обучения. Знание таких различий поможет в разработке более эффективных методик преподавания (25).

    Есть много методов оценки стилей обучения, при этом каждый метод соответствует своему взгляду на предпочтения стиля обучения. Метод, используемый в нашем исследовании, определяет предпочтение того или иного стиля обучения на основе сенсорного режима, в котором студент предпочитает получать новую информацию. Основные сенсорные режимы, в которых нервная система предпочитает получать информацию, это: визуальный (V), слуховой (A) и кинестетический (K), вместе известные как VAK. Иными словами, VAK-категоризация студентов основывается на индивидуальном предпочтении сенсорного режима. Эта система классификации была расширена Флеммингом (Fleming (11)) до VARK, с включением новой категории – чтение-запись (R, смешанная сенсорная модальность, не оцениваемая под VAK).

    Студенты с V-предпочтением учатся лучше, если видят или рассматривают (рисунки, диаграммы, презентации и т.п.). Студенты, предпочитающие A, лучше учатся, если слушают записанные лекции, обсуждения и разговаривая о предмете сами с собой или с другими. R-тип студентов обучается через взаимодействие с текстовым материалом. K-стиль предполагает использование физического опыта: трогать, действовать, двигаться, лекции с акцентом на действие и манипуляцию с объектами. Студенты способны использовать все эти сенсорные режимы при обучении, но в то же время каждый индивидуум обладает уникальными предпочтениями, или набором предпочтений, в котором один из них является доминирующим (8). Ученики с одним предпочитаемым стилем называются унимодальными, остальные – мультимодальными. Для мультимодальных учеников существует подклассификация – на би-, три, и кватромодальных, то есть тех, кто предпочитает два, три и все четыре режима, соответственно.

    Мы интересовались оценкой предпочитаемых стилей у студентов-физиологов в основном для определения – имеют ли мужчины и женщины одинаковые предпочтения. Наличие такой информации поможет в разработке и внедрении специфичных по полу методик преподавания, которые должны максимизировать мотивацию студентов и «подгонку» обучения под нужды студента. Для достижения цели мы проверяли гипотезу, что мужчины и женщины предпочитают разные стили обучения. Был применен набор инструментария VARK для оценки индивидуального предпочитаемого стиля обучения. Исследование проводилось на студентах старших курсов нашего факультета физиологии.

    МЕТОДЫ

    Дизайн.
    Для проверки гипотезы о различиях в предпочитаемом стиле обучения у мужчин и женщин нами был применен опросник VARK, разработанный Флемингом. Исследование проводилось на студентах старших курсов. VARK был выбран из-за простоты использования (простой 13-вопросный опрос), свободной доступности онлайн как для студентов, участвующих в опросе, так и для читателей этой статьи, которые, быть может, тоже захотят использовать этот инструмент. Кроме этого, это средство дает как студентам, так и преподавателям, возможность улучшить обучения, понимая, какие режимы передачи знания подходят лучшим образом. Вот ссылка на VARK – домашняя страница http://www.vark-learn.com/english/index.asp и опросник http://www.vark-learn.com/english/page.asp?p=questionnaire. Опросник VARK (12) был предложен 86 студентам в конце семестра изучения курса общей физиологии в Университете штата Мичиган. Использовалась бумажный вариант опросника, заполнявшийся в аудитории. Исследование было разрешено комитетом по человеческим исследованиям департамента внутреннего надзора университета (номер разрешения X06-809).

    Процедуры.
    Опрос проводился среди студентов двух старших курсов, изучавших базовый курс лабораторной физиологии. Это обязательный курс для студентов-физиологов, и это прикладной курс, в котором студенты работают в группах и проводят физиологические эксперименты. Каждая сессия включает краткую лекцию и лабораторные занятия. Студенты составляют стандартный лабораторный отчет в форме научной статьи (один на группу) и короткую аудио-презентацию по полученным данным. Всего заполнили опросники 86 студентов, 48 из них (55.8 %) указали данные о поле. Репрезентативность выборки позволяет сделать заключение о половых различиях в предпочитаемом выборе стиля обучения.

    Анализ.
    Данные представлены в виде процентного соотношения по каждой категории. Число студентов, которые предпочитают данный режим, делилось на общее число ответов для определения процентного соотношения.

    РЕЗУЛЬТАТЫ


    Figure 1
    View larger version
    (26K):
    [in this window]
    [in a new window]

    На рисунке 1 показано соотношение женщин и мужчин, предпочитающих унимодальный режим. Мужчины предпочитают унимодальное обучение, женщины – мультимодальное. Конкретнее, 54.2% женщин и только 12.5% мужчин предпочитают унимодальный режим предоставления информации. Из тех женщин, что предпочитают мультимодальный режим (45.8%), 12.5% предпочитают бимодальный, 12.5% - тримодальный и 20.8% - кватромодальный. Для мужчин (87.5% от всех мужчин), 16.7% предпочитают бимодальный, 12.5% - тримодальный и 58.3% - кватромодальный.



    Figure 2
    View larger version
    (21K):
    [in this window]
    [in a new window]

    Из женщин, которые предпочитают унимодальное обучение, 4.2% предпочитают V, 0% - A, 16.7% - R, и 33.3% - K (Рис.2, левая часть). И по контрасту, среди мужчин, отдающих предпочтение унимодальному режиму, по 4.2% предпочитают A, R, или K, а V не предпочитает никто (Рис.2, правая сторона).



    Figure 3
    View larger version
    (28K):
    [in this window]
    [in a new window]

    Кватромодальность – предпочтительный стиль для мультимодальных мужчин, в то время как у женщин – большее разнообразие предпочтений. Из тех, кто предпочитает тримодальное обучение, 4.2% предпочитают V, R и K, 4.2% - V, A и K, и 4.2% - A, R и K . Из женщин, предпочитающих бимодальное представление информации, 4.2% предпочитают V и K, 4.2% - A и K,  4.2% - R и K. У мужчин с тримодальным предпочтением поровну распределились V, R, и K (4.2%); V, A, и K (4.2%); A, R, и K (4.2%). У тех, кто выбирает двумодальный режим, 8.3% предпочитают V и K, 4.2% - A и R (4.2%), и 4.2% - R и K (4.2%).


    ВЫВОДЫ

    Данное исследование является продолжением исследования Лужан и Дикарло о предпочтении стиля обучения у студентов первого года медицинской школы, которые показали, что только 36.1% предпочитают унимодальный стиль обучения, а 63.8% - многомодальный (20). В данном исследовании они попытались определить половые предпочтения стилей обучения. Женщины больше склонны к унимодальному стилю, мужчины – к мультимодальному. Студенты-мужчины также склонны варьировать стили, предпочитая например визуальный при изучении физиологии сердечно-сосудистой системы и чтение/запись – для физиологии дыхательной системы (11).

    Знание о предпочтениях в стиле обучения очень важно для нас, как преподавателей, для организации индивидуальной стратегии для каждого студента (11). Кроме того, такое знание может помочь скоординировать усилия нескольких преподавателей, чтобы учить студентов в одном ключе (11), мотивировать преподавателей «сдвинутся» с их предпочитаемый моделей и использовать иные методики. В некоторых случаях, возможно нетрудно видоизменить курс, для «подгонки» стиля изложения под каждого студента.

    Есть много литературы на тему половых различий при обучении, но компетентный обзор ее выходит за рамки данной статьи. Коротко говоря, половые предпочтения в стиле – только одна из областей, в которой мужчины и женщины различаются. Отмечалось, что мужчины предпочитают рациональные оценки и логику, а женщины используют «детализированные» процессы с тенденцией персонального общения и обсуждения материала (19). Кроме того, мужчина более ориентирован на результат, в то время как женщина более социальна и ориентирована на качество (7). Женщины также более склонны к социальному взаимодействию, а самооценка более высока у мужчин (3). И наконец, мужчины любят связывать успех в аудитории с внешними элементами, а у женщин успешность в обучении соотносится только с самим обучением (15). Считается, что мужчина больше ориентирован не внешний мир, а женщина более самокритична и интроспективна.

    Ограничения и сильные стороны VARK.
    Данное исследование не было статистически валидировано. Исследователи обучения ищут пути по валидации VARK. К несчастью, пока не удалось подобрать подходящего статистического метода для валидации четырехфакторной модели, лежащей в основе VARK. Чтобы преодолеть это противоречие, разработчики вопросника спрашивают кадого, что заполнил его на сайте, ответить на вопросы о себе (http://www.vark-learn.com/english/index.asp). Один из вопросов – «насколько ваш профиль по VARK соответствует вашим собственным ощущениям,  и ответы – «да», «нет», «не знаю». Процент ответов для лиц старше 19 лет такой: «да, совпадает» - 58%, «не знаю» - 38%, «нет, не совпадает» - 4%.

    Несмотря на ограничения, это очень хороший метод, например для людей с определннными трудностями в обучении (23). Кроме этого, модальные предпочтения очень важны для преподавателей (4).

    Другая проблема в том, что в исследованиях нет данных по успешности обучения. Было бы важно изучить корреляцию между предпочитаемым стилем обучения и успешностью. Например, более или менее высокий бал набирают мужчины в данном курсе? Учатся ли женщины быстрее или информация труднее доходит до них?

    Поскольку опрос был анонимным, трудно определить взаимосвязь между успешностью в курсе и предпочитаемом стиле обучения.

    ССЫЛКИ

      1. Armstrong E, Parsa-Parsi R. How can physicians' learning styles drive educational planning? Acad Med 80: 680–684, 2005.[CrossRef][ISI][Medline]
      2. Bergman LG, Fors UG. Computer-aided DSM-IV-diagnostics–acceptance, use and perceived usefulness in relation to users' learning styles. BMC Med Inform Decis Mak 5: 1, 2005.[CrossRef][Medline]
      3. Brassard C. Are learning patterns different on Mars and Venus? CDTL Brief 7: 5–6, 2004.
      4. Carbo M. Research in reading and learning style; implications for exceptional children. Except Children 49: 486–493, 1983.
      5. Carroll R. Design and evaluation of a national set of learning objectives: the medical physiology learning objectives project. Adv Physiol Educ 25: 74–79, 2001.[Medline]
      6. Carroll R. Helping to define graduate education: the APS/ACDP list of professional skills for physiologists and trainees. Adv Physiol Educ 29: 56, 2005.[Free Full Text]
      7. Chang WC. Learning goals and styles by gender–a study of NUS students. CDTL Brief 7: 4–5, 2004.
      8. Coffield F, Moseley D, Hall E, Ecclestone K. Learning styles and pedagogy in post-16 learning: a systematic and critical review. Learn Skills Res Centre: 1–205, 2004.
      9. Collins J. Education techniques for lifelong learning: principles of adult learning. Radiographics 24: 1483–1489, 2004.[Abstract/Free Full Text]
      10. Dunn R, Griggs S. The Dunn and Dunn learning style model and its theoretical cornerstone. In: Synthesis of the Dunn and Dunn Learning Styles Model Research: Who, What, When, Where, and So What. New York: St. John's Univ. Center for the Study of Learning and Teaching Styles, 2003, p. 1–6.
      11. Fleming ND. I'm different; not dumb. Modes of presentation (VARK) in the tertiary classroom. In: Research and Development in Higher Education, edited by Zelmer A. Proceedings of the 1995 Annual Conference of the Higher Education and Research Development Society of Australasia 18: 308–313, 1995.
      12. Fleming ND. VARK, a Guide to Learning Styles (online). http://www.vark-learn.com/english/page.asp?p=questionnaire [12 March 2007].
      13. Forrest S. Learning and teaching: the reciprocal link. J Contin Educ Nurs 35: 74–79, 2004.[Medline]
      14. Glazer S. Gender and learning: are there innate differences between the sexes? CQ Res 15: 445–468, 2005.
      15. Grollino E, Velayo RS. Gender Differences in the Attribution of Internal Success Among College Students. Philadelphia, PA: Annual Convention of the Eastern Psychological Association, 1996, p. 1–12.
      16. James W, Gardner D. Learning styles: implications for distance learning. New Dir Adult Contin Educ 67: 19–32, 1995.
      17. Laight DW. Attitudes to concept maps as a teaching/learning activity in undergraduate health professional education: influence of preferred learning style. Med Teach 26: 229–233, 2004.[CrossRef][ISI][Medline]
      18. Lang H, Stinson M, Kavanagh F, Liu Y, Basile M. Learning styles of deaf college students and instructors' teaching emphases. J Deaf Stud Deaf Educ 4: 16–27, 1999.[Medline]
      19. Lie LY, Angelique L, Cheong E. How do male and female students approach learning at NUS? CDTL Brief 7: 1–3, 2004.
      20. Lujan HL, DiCarlo SE. First-year medical students prefer multiple learning styles. Adv Physiol Educ 30: 13–16, 2006.[Abstract/Free Full Text]
      21. Miller P. Learning styles: the multimedia of the mind. Educ Resources Inform Center 451: 140, 2001.
      22. Pillemer DB, Wink P, DiDonato TE, Sanborn RL. Gender differences in autobiographical memory styles of older adults. Memory 11: 525–532, 2003.[CrossRef][ISI][Medline]
      23. Rourke BP, Ahmed SA, Collins DW, Hayman-Abello WE, Warriner BP. Child clinical/pediatric neuropshycholgy: some recent advances. Child Psychol 53: 309–339, 2002.
      24. Sandmire DA, Boyce PF. Pairing of opposite learning styles among allied health students: effects on collaborative performance. J Allied Health 33: 156–163, 2004.[Medline]
      25. Tanner K, Allen D. Approaches to biology teaching and learning: learning styles and the problem of instructional selection–engaging all students in science courses. Cell Biol Educ 3: 197–201, 2004.[CrossRef][Medline]
      26. Veenman MV, Prins FJ, Verheij J. Learning styles: self-reports versus thinking-aloud measures. Br J Educ Psychol 73: 357–372, 2003.[CrossRef][ISI][Medline]

      Автор: Эрика А. Вервейн (Erica A. Wehrwein) (Университет штата Мичиган, ИстЛансинг), Хайди Л. Лужан (Heidi L. Lujan) и Стефен Е. Дикарло (Stephen E. DiCarlo) (оба – Университет Уэйна, Детройт)
      Источник: Advancrs in Physiology Education

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru