• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Мотивация обучающихся: движение от позиции «Что здесь есть для меня?» к «Что здесь есть от меня?»

    Давным-давно, в блоге, называвшемся «viral-learning.net» (надеюсь, я не больше не плачу за его хостинг...) я предложил использовать аббревиатуру WIIFM, которая, как мне казалось, выражала ключевую перемену в мотивации обучающихся.

    Традиционно, мы, в кругах разработчиков учебных курсов говорим о принципе «что здесь есть для меня» (WIIFM - "what's in it for me?"). Но я думал тогда, (дело было в 2003 году), что все меняется, и что основным принципом мотивации учащихся в будущем станет то, в какой части онлайновая окружающая среда представляет их индивидуальность, что можно выразить формулировкой «что здесь есть от меня?». В то время технических возможностей, о которых говорили я и Марк Бертселеми в нашей презентации «Учебные технологии», в основном, не существовало. Но сейчас они есть, и я уверен, что изменения в указанном мною направлении уже происходят.

    Так или иначе, я нашел тот свой пост и собираюсь его здесь опубликовать, с незначительной правкой. Данная публикация страдает некоторой наивностью и академизмом, но я считаю, что она будет весьма уместна, учитывая огромный интерес к социальному обучению и связанным с ним технологиям в этой конференции.

    Конечно, для того, чтобы люди принимали участие в онлайновом обучении, им требуется мотивация. Но многие разработчики онлайновых учебных программ не понимают, что именно мотивирует людей в современной сетевой среде.

    Традиция учебного дизайна, несомненно, сформулированная Гагне (Gagne), но уходящая при этом корнями в историю образования, предполагает, что обучающиеся должны увидеть «что здесь есть для меня», в том что они изучают. И, несомненно, это отлично действует. Так что многие, следуя этой традиции, совершенствуют подход к обучающимся как к «личностям, нацеленным на результат», для усиления действия принципа «WIIFM» (Выготский (Vygotsky), Щанк (Schank) и многие другие).

    Но вопрос мотивации быстро становится более сложным по мере того, как учебные программы, которые мы создаем, все больше основываются на «взаимодействии» и «сообществе», как основных компонентах. Социальные конструктивисты всегда считали обучение социальным процессом, а со взрывным распространением работы в рамках «Сообществ практиков» у нас теперь есть прочная база с помощью которой мы будем разрабатывать широкий спектр онлайновых учебных приложений.

    Основным мотивирующим фактором для обучения в «сообществе практиков»/социальном контексте становится выделение своей индивидуальности в рамках группы. Постепенно повышая качество своего вклада в знания группы (через процесс называемый «обоснованное периферическое участие»), пользователь, становится все более вовлечен в процесс роста и успеха группы, и со временем часть его индивидуальности становится частью группы и процесса обучения.

    Людям нравится вносить свой вклад в деятельность успешных групп, особенно это касается «прирожденных пользователей сети», «цифровых аборигенов» «поколения Y» - называйте их так, как вам угодно.

    С другой стороны мы знаем, что индивидуалистическая мотивация может быть крайне разрушительна для групп. Так что мы оказываемся на противоположном конце спектра от принципа WIIFM. Мы теперь побуждаем обучающихся задаваться вопросом: «что здесь есть от меня» («what of me is in it?» WOMII). Мы также на другом конце спектра от упрощенного, мыслящего категориями «стимул-реакция», бихевиористского подхода породившего принцип WIIFM, как бы хорошо он не маскировался в конструктивистские одежды. Мы полностью принадлежим к лагерю ситуационного обучения. Позволю себе предположить, что приоритеты в области мотивации будут смещаться, проходя последовательно через четыре, этапа (каждый из последующих, будет полностью перекрывать предыдущие):

    1. Что здесь есть для меня? – WIIFM - мотивация; индивидуалистическое обучение

    2. Что здесь есть для нас? – Работа в команде; ориентированность на проект и цель

    3. Что здесь есть от нас?Совместное обучение и производство

    4. Что здесь есть от меня?WOMII - мотивация; ориентированность на сообщество и процесс

    Кажется само собой разумеющимся, что философия WOMII надежно поддерживает метакогнитивные процессы учащегося. Ученик выходит из целеориентированной зависимости модели WIIFM, чтобы спросить, себя: что от меня присутствует в настоящее время в том, что мы изучаем? Какой вклад я внес? Как идет процесс обучения, и в какой его части мы сейчас находимся?

    И напоследок замечу, что особенно важно понимать принцип WOMII – мотивации, при разработке учебных программ для стран, не относящихся к западной индустриальной культуре. Культуры, для которых свойственен коммунитаризм, (см. модель культур Хостеда (Hofstede’s model of culture)) всегда использовали совместное обучение, в них личное и общественное более близки. Одна из причин, почему «Сообщество практиков» стало модным словечком среди управленцев, заключается в том, что эта концепция представляется такой радикальной для многих индивидуалистических культур запада. Но для большинства населения земли это естественный общепринятый процесс обучения.



    Автор: Патрик Данн (Patrick Dunn)
    Источник: http://patrickdunn.squarespace.com/

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru