• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Проектирование дистанционного курса

    Проектирование технологии освоения курса

    Как уже было отмечено, в самом общем виде изучение дистантного курса представляет собой интенсивную и регулярную комбинированную работу над предлагаемыми текстами, решение задач, выполнение письменных работ, а также прохождение серии контрольных мероприятий. Ниже мы рассмотрим, каким образом обеспечить студенту эту регулярность и интенсивность.



    Виды учебной деятельности
    Стандартный набор видов учебной деятельности в ДО:
  • Работа с текстами дистанционных лекций, учебников (обычных и электронных), пособий.
  • Работа с текстами, содержащимися в библиотеке курса.
  • Написание письменных работ (жанр устанавливается учебным планом).
  • Участие в дискуссиях (виртуальных семинарах).
  • Анализ и обсуждение конкретных ситуаций ( case – study ).
  • Ответы на вопросы текущего контроля (по темам).
  • Прохождение рубежного и итогового контроля (форма и методика описывается отдельно).
    Реальная комбинация видов учебной деятельности зависит от содержания и типа курса, а также от набора контрольных рубежей и точек отчета, предусмотренных учебным планом.
    Ниже мы рассмотрим основные методико-технологические моменты, которые нужно учитывать при проектировании технологии обучения.



    Работа с текстами и библиотекой
    Принятая нами технологическая схема ДО предполагает следующий алгоритм работы студента над курсом:
    1. студент входит на курсовую страницу веб-сайта, переходит к нужной теме, прочитывает введение в тему, определяется с целями и порядком ее изучения;
    2. студент прочитывает текст дистанционной лекции и, следуя указаниям преподавателя,
    3. читает соответствующие разделы бумажного или электронного учебника (уже выйдя из сети), а также материалы из библиотеки курса, после этого:
    4. выполняет необходимые задания, отвечает на вопросы и т.д.
    Как видно, работа с текстами занимает не последнее место в дистанционном учебном процессе (затененная область на схеме); более того – из дистанционного обучения не выбрасываются традиционные учебники и учебные пособия. Наоборот, они остаются важнейшим элементом процесса, поскольку «вешать» на сайт полный текст учебника не только не целесообразно, но и вредно для здоровья и кошелька студента.
    Таким образом, создавая дистанционный курс, следует иметь в виду, что студент, чтобы эффективно освоить курс, должен прочитать не только текст дистанционной лекции, но и соответствующие темы из учебника.

    Об учебнике
    В силу различных причин, желательно рекомендовать 1–2 основных учебника. Причем это должны быть достаточно распространенные учебники. Хорошо, если у них будут грифы либо Минобразования , либо соответствующего УМО. Конечно же, учебник должен в максимальной степени соответствовать госстандарту. В списке рекомендованных источников дается также перечень дополнительных учебников и пособий, которые студент может использовать, изучая данный курс.
    Особый вопрос – связь тем курса с текстами учебника. Разумеется, структура курса и учебника может не совпадать, особенно в случае, если дистанционный курс разработан преподавателем самостоятельно, но в качестве базового избран «чужой» учебник. В таком случае в конце темы должны быть четкие указания на соответствие тем курса и глав учебника.
    Проблема снимается, если дистанционный курс сделан в точности на базе учебника (неважно, своего или чужого).
    Электронным же курсам будет посвящен отдельный выпуск пособия. 

    Работа с библиотекой
    Это обязательный вид учебной деятельности, существенно повышающий эффективность обучения. Если в дневном обучении он не очень формализован, то в дистанционном обучении студенту даются достаточно детальные инструкции по этому виду работы. Работа с библиотекой может быть оформлена в виде письменного задания, оценка за которое включается в общий рейтинг курса (см. «Письменные работы») или же просто в виде пожеланий преподавателя. В любом случае, эта работа не должна для студента остаться без контроля, т.е. даже если работа с публикациями не требует сдачи письменной работы, это должно быть отражено в текущем, рубежном или итоговом контроле, или в реферате (курсовой работе).
    Технически библиотека – это записанные на диск и снабженные инструментами поиска фрагменты или полные тексты различных публикаций (как дополнительный материал к лекциям, дискуссиям, семинарам); данных. Библиотека, помимо электронных версий «бумажных» материалов, может содержать лучшие рефераты, курсовые и дипломные работы других студентов, статьи, написанные преподавателями данной кафедры или факультета по данной теме и специально для публикации в Интернете и т.д. Переход к библиотеке осуществляется либо гиперссылкой (как правило, структурного типа), либо прямым указанием. Ссылка должна адресовать студента не просто к библиотеке (хотя в заданиях обзорного типа и на поиск информации можно и так), а к конкретной публикации.
    Вторая часть библиотеки – это аннотированный каталог образовательных ресурсов, нужных как для нормативного освоения курса, так и для углубления и расширения своих знаний. Речь идет об уже существующих в сети ресурсах – начиная от Библиотеки Конгресса США и Российской Государственной библиотеки, кончая сайтами профессиональных журналов и специальными интернет-изданиями . Каждый упомянутый в каталоге ресурс сопровождается краткой (1–2 абзаца) аннотацией: зачем студенту хорошо бы туда сходить, что он там найдет и где это ему пригодится.
    Библиотека должна регулярно обновляться и пополняться. Естественно, и ссылки в текстах на соответствующие библиотечные «полки» должны корректироваться.



    Письменные работы
    Повторимся – количество работ и их жанр зависит от категории курса, его содержания и, как правило, регламентирован учебным планом ДО.
    Более подробно о жанрах письменных работ.

    Домашние задачи
    более характерны для таких курсов как математика, физика, химия, информатика, а также для ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин (например, бухучета, статистики, права и т.д.) с достаточно четко формализованным содержанием. Домашние задачи могут представляться как из базы самого курса, так и из другого ресурса. При этом надо быть уверенным, что этот ресурс никуда не пропадет.
    Домашнее задание – достаточно гибкий жанр письменной работы, аналог задачи, но по курсу гуманитарного содержания.
    Наиболее распространены такие задания, как проработка источника, поиск источника в сети, каталогизация и т.д.
    Типичные виды заданий по проработке источников (фактически – по работе с библиотекой):
    1. составление плана и/или тезисов публикации;
    2.  выделение основных мыслей;
    3.  реферирование;
    4.  полемизирование;
    5.  рецензирование;
    6.  обзор.
    Как правило, объем домашнего задания не должен превышать 3–4-х стандартных страниц *.
    Эссе – это относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем.
    Этот тип работ более характерен для обществоведческих предметов (философия, социология, культурология). Написание эссе как вид учебной деятельности похоже на участие в дискуссии, хотя определенные отличия есть. Объем эссе обычно – 5–7 страниц. Эссе бывает довольно сложно оценить. Тем не менее (это все-таки учебное эссе) главным критерием оценки эссе будет степень отражения в нем изученного материала. Должна быть также оценена оригинальность подхода студента к проблеме, аргументация, способность обоснованно отстаивать свою точку зрения.
    Реферат , как правило, представляет собой обзор нескольких источников или мнений нескольких людей по определенной теме.
    Другой вариант – анализ какого-либо одного источника или теоретического наследия какого-нибудь классика (в рамках заданной темы, разумеется). Реферат может задаваться как на основе источников библиотеки курса, так и привычным способом. В дистанционном курсе обязательно дается краткое описание методики работы над рефератом, его примерная структура и соотношение глав, требования к оформлению и критерии оценивания. В ДО объем реферата обычно – 10–12 страниц.
    Курсовая работа выполняется по центральным, системообразующим курсам специальности и по курсам специализации, что отражено в учебном плане.
    Курсовая работа в ДО включает в себя, как правило, анализ реальных объектов и явлений и/или некую проектную разработку. Задание к курсовой работе и/или тематика заранее располагаются на соответствующей странице сайта курса. Здесь же должны быть приведены уже неоднократно упоминаемые вещи: требования к работе, методика работы, критерии оценивания, сроки, рейтинг.
    Разновидность курсовой работы – групповой проект, выполняемый несколькими студентами. Для того чтобы студенты могли общаться в процессе выполнения такого проекта, организуется специальная страничка – «Групповой проект». К ней имеет доступ преподаватель, получая, таким образом, возможность оперативно вмешаться в ход выполнения работы (чаще всего – на этапе распределения задания и регулирования равномерности загрузки).

    О выборе тем
    Есть два варианта: тему студенты выбирают самостоятельно или номер темы берется в соответствии с шифром студента. Здесь нет единых рекомендаций, видимо, эти вопросы можно решать в рабочем порядке.

    О списывании
    Сейчас весьма популярны сайты-коллекции рефератов (там не только рефераты: там есть все, вплоть до дипломных работ). В предсессионные времена эти сайты взлетают на вершины популярности в сети. Отсюда рекомендации: тематика работ должна регулярно обновляться, не содержать привычных тем (кочующих из вуза в вуз), в содержании и методике выполнения работ должны быть нюансы, характерные только для данного вуза. Это не так уж и трудно сделать, было бы желание.
    Если же прислана работа, которая списана (это очень легко определяется), то она не принимается. Это должно быть специально оговорено в инструкции. И преподавателю нужно постоянно – и в инструкциях, и в сетевом общении со студентом, и в дискуссиях – подчеркивать такую мысль – зачем списывать? Если хочешь получить образование, а не бумажку, то, списывая, вредишь прежде всего себе. ДО все же ориентировано на людей, желающих получить именно образование, а не корочку.
    * Стандартная страница здесь – это аналог листа формата А4, на котором через один меж-строчный интервал помещено около 40 строк текста, выполненного шрифтом Times New Roman размером 14.

  • РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru