• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия

    Статьи и обзоры

    Обзор современных технологий для построения Web-систем дистанционного обучения

    Евдокимов М.Е. / Michael Yevdokimov
    Globalocity B.V. (http://www.globalocity.com)
    Тел. +31(0)614599307;
    E-mail: michael@developersview.com, des@4developers.ru; http://des.developersview.com

    REVIEW OF THE MODERN TECHNOLOGIES TO DEVELOP WBTS

    In this short review author described what are the modern technologies to develop the effective Web-based training systems (XML, XSL, XQL, RDF, SVG, Flash). He also tried to explain what technologies to use and the reasons to orient on the first steps of the project development.

    Как известно, разработка любого Интернет-проекта начинается с проработки пользовательского интерфейса – что и как должно быть представлено на экране, должны ли присутствовать аудио-видео или просто анимационные эффекты, какие технологии применить.

    Системы дистанционного обучения, а особенно Web-ориентированные системы (WBTS, Web-Based Training System), все больше и больше привлекают внимание как коммерческих компаний, вузов, так и рядовых разработчиков. Однако до сих пор существует только несколько систем (их можно буквально посчитать на пальцах), в основу которых легли современные технологии разработки веб-сайтов.

    Ошибочно говорить, что начинать разработку WBTS надо начинать с HTML. Да, это было допустимо в 1995-1998 гг., но не сейчас. Дело в том, что начиная с 1999 года, компания по Интернет-стандартизации W3C (www.w3c.org) приняла новый стандарт хранения и структуризации информации – XML. Технология XML, главным образом, предназначена для обмена информацией между неоднородными компьютерными системами, а также может быть использована для создания открытых баз данных.

    В том же году была также принята на вооружение технология XSL, которая позволяет трансформировать XML-документы в другие типы через шаблонные описания. Итак, благодаря XSL можно, например, вытащить какие-то данные из XML-базы данных и трансформировать в HTML-поток для пользовательского браузера, в WML – для WAP-устройств, в PDF-документы и т.п.

    Таким образом, наиболее гибких вариантом разработки шаблонов представления информации будет создание шаблонов на языке XSL, а не на HTML. Кроме того, XSL в отличие от HTML позволяет разделить данные и функциональный скелет. Изменяя данные, исчезает вероятность нарушить работоспособность системы в целом.

    На веб-сайте W3C также можно найти информацию о такой весьма полезной технологии, как RDF (Resource Description Framework). В кратце, RDF – это оболочка описания ресурсов, хранящихся на веб-сайте. Ее цель заключается в способствовании обмену машиночитаемой информацией между Web-системами. Стандарт RDF предназначен в основном для автоматизированных систем поиска информации. Дело в том, что существующие поисковые системы, как правило, ориентируются на полнотекстовый поиск, а также на так называемые неинтеллектуальные агенты (unintelligent agents). Находя RDF-файл на целевом ресурсе, “поисковик” извлекает информацию о нем из предопределенных полей этого метафайла (“заголовок”, “автор”, “описание”, “издательство” и т.п.). Всего в RDF-набор, так называемое Дублинское ядро (Dublin Metadata Core Element Set), входит 13 элементов: Title, Subject, Author, Publisher, OtherAgent, Date, ObjectType, Form, Identifier, Relation, Source, Language и Coverage.

    Что касается графической стороны вопроса, то в настоящее время укоренилась технология Flash для разработки оригинальных графических пользовательских интерфейсов с элементами анимации, видео и звука. На Flash можно создавать полноценные игровые приложения и, соответственно, относительно просто учебные материалы для СДО. В это средство разработки встроена поддержка языка ActionScript, который по своему синтаксису сильно напоминает JavaScript, а кроме того он поддерживает работу с XML. Однако для большинства пользователей российской части Интернет Flash-ролики пока остаются головной болью при ожидании их загрузки.

    На сайте консорциума W3C имеется информация о технологии SVG (Scaleable Vector Graphics), над которой работают несколько крупных всемирно известных компаний (Adobe, Corel, IBM, Microsoft и др.). Данная технология обещает быть открытой, и она предназначена для отображения векторной графики. Это весьма интересный проект, поскольку данные, на основе которых в браузере пользователя строится некоторый графический объект, представляются в формате XML. Во Flash для генерации роликов применяется механизм Flash Generator, который является весьма дорогим и, кроме того, медленным ПО. XML-файлы для SVG-проигрывателя (он, как и Flash-проигрыватель, поставляется как подключаемый модуль, plug-in, для браузеров) довольно быстро по сравнению с Flash можно загружать из Интернет. Кроме того, на SVG можно реализовать многие графические Flash-эффекты. Однако в SVG отсутствует возможность встраивать звук и воспроизводить его синхронно с проигрыванием какой-то определенной графической анимационной композиции.

    Языки программирования

    Системы программирования для реализации проекта могут отбираться по весьма разным критериям. Это может быть и бюджет компании-разработчика, и опыт работы программистов с тем или иным средством разработки, да и просто корпоративная политика в отношении средств разработки проектов. Однако лучше и правильнее было бы использовать какие-то определенные языки в зависимости от поставленных задач, целей проекта, его бюджета и опыта реального применения того или иного средства разработки программистами.

    Например, если требуется, чтобы система работала на разнородных платформах, как Unix, Windows, Macintosh, OS/2, то необходимо применить какой-то кросс-платформенный язык программирования, как C++, Java, Perl, PHP или Python. Если времени на кросс-платформенный проект недостаточно, разработчики компании имеют малый опыт программирования на C++ и Java, но имели опыт программирования на JavaScript или Perl, то можно обратиться за помощью к PHP (именно в такую ситуацию попала наша компания при разработке web-проекта Sundown).

    Базы данных

    Как уже было сказано выше: “Правильные средства разработки – для правильных задач!” Таким образом, с появлением XML обычные базы данных никто не отменяет. Однако что делать, если необходимо синхронизировать данные нескольких гетерогенных баз данных? В данном случае поможет создание XML-представления данных, которое будет общим для всех источников данных, будь то MSSQL, Informix, InterBase или MySQL с Postgres. На W3C также появилась спецификация на новый язык запросов – XQL (eXtended Query Language) – XML-аналог SQL.

    Web-серверы

    В последние несколько лет никаких кардинальных изменений на рынке веб-серверов не случилось. В Интернет продолжают доминировать коммерческий Microsoft Internet Information Server и свободно распространяемый Apache. С появлением X-технологий (XML, XSL/XSLT, XQL) разработчики веб-серверов стали стараться встраивать их поддержку в свои продукты (msxml, msxsl). Кроме того, сторонние разработчики также предлагают свои решения для обработки XML-файлов (XSL – это тоже XML-файл), которые можно подключать к существующим веб-серверам. Наиболее популярными на данный момент являются такие процессоры, как Xalan, Saxon, Cocoone. Их разработчики стараются наиболее полно поддерживать стандарты обрабатываемых ресурсов.

    Михаил Евдокимов сотрудник компании Globalocity B.V. (Нидерланды), автор ряда статей в российской компьютерной прессе по средствам разработки, ведущий Интернет проекта “Система дистанционного обучения – взгляд разработчика” (http://des.developersview.com, http://des.4developers.ru).



    Автор: Евдокимов М.Е.

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru