• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Рецессия и трудности e-learning

    Недавно коллега из бизнеса, не связанного с учебной индустрией, спросила меня: «Как ты думаешь, электронное обучение переживет рецессию?»

    Мой первый ответ был «так нет же рецессии… пока!» Но потом я начал размышлять над влиянием текущего экономического спада на индустрию электронного обучения.

    Диалектика мне представляется так: позитивная экономическая, организационная и социальная значимость электронного обучения перевешивает обычную реакцию людей во времена спада? Какие стратегии мы должны использовать для выживания, или даже для роста, электронного обучения, как индустрии, в период кризиса?

    Так что же изменилось в индустрии электронного обучения со времен последней рецессии 2001 года? Я обозначил ниже некоторые пункты для обсуждения:
    1. Прежде всего: Традиционная бизнес-практика
    2. Развитие инфраструктуры и аппаратного обеспечения (Hardware)
    3. Кривая ажиотажа E-learning
    4. Усовершенствования в методологиях разработки контента
    5. Расцвет веба чтения/записи
    6. Поколение Playstation – рожденные в цифре подросли для работы
    Теперь поговорим о каждом из этих пунктов.


    Традиционная бизнес-практика
    Так сложилось исторически, что в моменты кризиса или реструктуризации компании, первым делом на вылет стоит такой народ, как HR, маркетинг и департамент обучения. Как отдельные личности, так и организации, в трудные времена возвращаются к давно заученной модели поведения, что обычно подразумевает реализацию давно испробованных и наработанных процессов, даже если они не приводят к решению возникающих проблем. Объяснения такому поведению следующие:
    · Прибыль уменьшается
    · Планировать доходы можно только на ближайший год-полтора
    · Нам нужно урезать затраты
    · Нам нужно оставить ребят, которые делают виджеты (нужно же продавать)
    · Нужно оставить менеджеров для них (иначе продуктивность снизится)
    · Нужно оставить HR только в том случае, если их роль в управлении очевидна
    · Что можно сказать об обучении? Большие транспортные расходы при обучении с инструктором, да еще и отрыв людей от работы на три дня. Большие бюджетные расходы на внедрение и обслуживание LMS/LCMS, библиотек электронных курсов от третьих фирм, заказных курсов и т.д. И все это на фоне того, что реально нет никакого влияния на качество продукта, поскольку никто еще меня не убедил в том, что все эти ваши метрики ROI ...
    · Вывод: общий чай, дружеская беседа, и вся команда по обучению получают свои извещения об увольнении.

    Самое печальное, что такая стратегия, как я полагаю, будет реализована в очень большом числе организаций в ближайшие годы. Однако....

    ...и еще раз однако.

    Давайте посмотрим на то, что изменилось в индустрии электронного обучения с 2001 года и рецессии, возникшей после краха доткомов.

    Инфраструктура и аппаратное обеспечение
    В 2001 еще в целом всем не был доступен высокоскоростной Интернет-доступ. Для примера, компания, в которой я тогда работал, разрабатывала высококачественные курсы в Authorware и Director, и поставляла их заказчикам на CD-ROM для распространения через Интранет или доступа непосредственно с диска. Наши онлайновые курсы были «легкой» версией материала на CD – и выбора не было, поскольку стояло ограничение в доступности их по каналу 56k.

    Пережатые картинки, бедная анимация, скромный звук – вряд ли такие учебные решения могли сильно увлечь. Даже если пользователь успешно получал доступ к контенту, шансы, что его ПК (а это всегда был ПК), подойдет для показа этого контента, были невелики, по крайней мере качество мы сейчас не признали бы приемлемым для PDA (за исключением разве что разрешения экрана). Процессор Pentium или его предшественник, 8-бит звуковая карта, дисплей 800х600. И так далее.

    Короче, мы видим потенциал, но наши мечты превышают возможности технологий.

    Кривая ажиотажа e-learning
    Она приведена на рис.1. Кевин Круз (Kevin Kruse) описывал 2001 как год
    ...резкого падения, несбывшихся надежд. Некоторые высокоразвитые провайдеры навсегда захлопнули свои двери, в то время как другие столкнулись с отсутствием прибыли и краха курса акций. Адвокаты E-learning отступили на более защищенные позиции «смешанного обучения». Этот год был годом скольжения в пропасть отчаяния.


    Рис. 1. Кривая ажиотажа E-learning

    По оси абсцисс – время (года). Подписи – Технологический прорыв, пик раздутых надежд, Пропасть разочарования

    По оси ординат – видимость
    Надписи на кривой (слева направо по порядку):
    - у ASTD (Американское общество по обучению и развитию персонала) только одна сессия обучения на основе Интранет
    - в Training Magazine первая статья по «обучению на основе Интранет»
    - вышел Macromedia Flash 1.0
    - основана Saba
    - Masie запускает проект Techlearn 97
    - основана NYU Online
    - смена акцента с отдельных инструментов к системам масштаба предприятия
    - Asymetrix становится Click2Learn.com
    - CBT Systems становится Smartforce
    - начинается увлечение учебными порталами
    - опубликован стандарт SCORM 1.0
    - стоимость акции DigitalThink – 89.44 USD
    - Джон Чамберс утверждает – «E-learning – это следующее killer application» (убийственное приложение – то, что затмит собой остальное)
    - закрыт Headlight.com
    - закрыт Pensare
    - закрыт Caliber
    - закрыт Peer3
    - акцент на смешанном обучении
    - возникновение LCMS (система управления учебным контентом)
    - закрыт NYU Online
    - опубликован стандарт SCORM 1.2
    - стоимость акции DigitalThink – 1.34 USD
    - SmartForce и SkillSoft объявляют об объединении
    Надпись в конце кривой – Образование и производительность
    Я склонен думать, что по мере ознакомления и использования, ожидания учеников стали больше соответствовать тому, что достижимо. Получив такую среду, организации в настоящий момент более охотно инвестируют в электронное обучение, как часть общей учебной стратегии. Но как это воспринимается – как необходимость или как роскошь?

    Я не могу ответить на этот вопрос сейчас. Но я думаю, что смогу ответить на него через 12 месяцев, поскольку тогда любой топ-менеджер будет воспринимать электронное обучение как основное условие эффективности учебной стратегии организации.

    Методологии разработки контента
    Отчасти этот вопрос связан с публикацией этого месяца о педагогическом дизайне Learning Circuits Big Question. Не вдаваясь глубоко в историю вопроса, можно сказать, что использующая (относительно) простые авторские средства, такие как Captivate, Articulate (и многие другие), методология быстрого E-Learning и принцип отказа от посредников означает, что электронное обучение теперь требует меньше расходов, чем в начале этого века.

    Аналогично, текущая цена обслуживания и поддержки, меньше, чем была раньше. При разработке контента небольшими, более подвижными командами, ценность проекта электронного обучения еще возрастает, а общая стоимость владения значительно уменьшается. Если абстрагироваться от электронного обучения, то взлет подкастинга и потокового видео на таких сайтах, как Blogger и YouTube показывает, что распространение простых в использовании инструментов сильно увеличивает возможности сообщества.

    Веб Чтения/Записи
    Кто мог бы сказать в 2000, что блоггинг, социальные сети, вики и подкасты будут такой существенной частью нашей жизни? В начале столетия Веб (и e-learning) лучше всего описывается как полудуплексная среда – трафик в нем был исключительно однонаправленным. Разработка информационных платформ облегчила обмен знаниями, фолксономию, социальное взаимодействие и, ключевое во всем этом, взаимовлияние.

    Мы теперь живем в мультиплексном мире множества голосов и идей, соединенных Интернетом. Использование веб-технологий – передний фронт индустрии электронного обучения. Я чувствую, что используя такие инструменты для разработки контента, мы можем демонстрировать такое значение электронного обучения, какое оно совершенно не могло имеет десятилетие назад. Я утверждаю, что это особенно справедливо при социально-конструктивистском подходе к обучению.

    Поколение Playstation
    Вебу чтения/записи соответствует поколение Playstation, которое сильно возросло за последние годы. Марк Пренски провозглашал в своем историческом эссе Цифровые аборигены, цифровые эмигранты (2001):
    ...студенты радикально изменились. Сегодняшние студенты уже не те люди, для обучения которых разработана наша система образования.

    Студенты сегодняшнего дня не получились путем частичного изменения прошлых, как это было в предыдущих поколениях, не просто сменился стиль, ботинки или украшения. Реально имеет место большой разрыв. Некоторые называют это «особенностями» - и эти изменения фундаментальны и неотвратимы. Это результат быстрого распространения цифровых технологий в последнее десятилетие двадцатого века.

    Сегодняшние студенты представляют первое поколение, выросшее на новых технологиях. Всю свою сознательную жизнь они использовали компьютеры, видеокамеры, плейеры, видеоигры, сотовые телефоны, и другие игрушки и инструменты цифрового века. Сегодняшний среднестатистический выпускник колледжа тратит 5000 часов на чтение, но при этом 10000 часов на видеоигры (не говоря уже о 20000 часах на телевидение).

    Расширяя это рассуждение, можно сказать, что это поколение работников готово к комфортабельному использованию концепций электронного обучения – достаточно посмотреть на www.skoool.ie, проект инициативной группы студентов второго уровня из Ирландии. Я был вовлечен в разработку первых шагов этого сайта 8 лет назад. Говоря проще, это третий уровень образования.

    Это поколение занимает свои рабочие места.

    Заключение
    Это заметка в блоге, а не эссе. Я хотел бы вернуться к этому топику позже. Но вот вопрос, который я бы поставил здесь: Как вы думаете, электронное обучение выживет в следующие 18 месяцев, если они к тому же будут такими же жесткими, как предыдущие?



    Автор: Michael Hanley
    Источник: http://elearningcurve.blogspot.com/

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru