• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия

    Статьи и обзоры

    Изготовление видеообъектов для электронных учебных курсов

    Надо объединить множество направлений, чтобы предоставить учителям, тренерам и педагогическим дизайнерам возможность создавать учебные видеообъекты – в виде короткие кусков – как противоположность полноформатным видеопрограммам. Учебные видеообъекты могут быть включены в онлайновый курс или размещены в системе управления контентом или системе управления обучением. Тенденция к использованию менее затратных и более простых в применении инструментов видеопроизводства продолжается уже в течении по крайней мере 10 лет. Стало намного менее затратно снимать и редактировать видео, вне зависимости от того, делаете ли вы это сами или подряжаете внутреннюю или внешнюю команду. Кроме этого, улучшение сжатия и новые форматы, такие как Flash, сделали обычным делом распространение через Интернет видео высокого разрешения без потерь.

    Менее очевидная, но равноважная тенденция – уменьшение порога качества при создании видео для трансляции. Как показал YouTube, каждый может изготовлять и распространять видео, и при этом его смотрят сотни тысяч людей. Оказывается, что грамотным зрителям вовсе не важен высокий уровень продукции. Им гораздо более интересен уровень подлинности. Это то место, где вы, как преподаватель и изготовитель в одном лице, имеете преимущество перед профессионалом видеоиндустрии. Сделанное преподавателем видео может быть гораздо менее глянцевым, но гораздо более аутентичным. Кроме этого, вы можете видоизменять учебыне видеообъекты, чтобы они были более эффективны, с точки зрения учеников, учебного контента и целей обучения.

    То, что я называю учебными видеообъектами – это короткие, законченные  видеофрагменты, имеющими значение прежде всего в контексте других учебных материалов и процессов. Это в противовес тому, что мы обычно подразумеваем под образовательным видео – комплексным, отдельно значимым учебным презентациям.  Примеры учебных видеообъектов: мини-лекции от экспертов в предметной области, интервью с практиками в полевых условиях, демонстрации процедур и сценариев. Это все я рассмотрю в дальнейшем в данной статье.

    Инструктор как видеопродюссер
    Как инструктор, желающий вставить учебный видеообъект в электронный курс, вы можете поискать нужные видеоклипы в Интернете, или отредактировать их в имеющейся видеопрограмме. Но, во многих случаях, у вас не получится подобрать соответствующий метраж, или вам не захочется связываться с копирайтом, даже если вы и найдете нужный клип. В данном случае лучший выбор состоит в том, чтобы сделать клип самому, что может показаться пугающей перспективой, так как нас долго приучали к тому, видео – это дорого и трудно, что аудитория привыкла к телевидению и кино, что требуется студийный уровень качества. Действительно, в традиционной модели корпоративного и образовательного видео процесс производства сильно «профессионализирован» именно по этим причинам. В профессиональной модели производства видео клиент предоставляет источники контента и определяет цели, после чего отдает все это профессионалом и ждет, когда можно будет утверждать результат. Тем не менее, часто результат профессиональной модели освещает тему, но не достигает цели, поскольку, по большей части, в процессе профессионального производства видео важна форма, а не содержание. Такой перекос может быть развернут в обратном направлении, если преподаватели, тренеры и педагогические дизайнеры будут играть активную роль продюсера, а не пассивную роль клиента при создании учебных видеообъектов.

    Ценность учебных видеообъектов
    Центральный вопрос – насколько качественными должны быть видеообъекты. В то время, как феномен YouTube требует поддержать подход «все сойдет» для видео в Интернете, предлагаю рассмотреть видео – как для традиционных учеников, так и для «поколения Next» - через линзу традиционных эстетических соглашений по качеству. Эстетика раскадровки и последовательности эффектов – грамматика видео и нарушение этой грамматики также бьет по глазам смотрящих, как нарушение грамматики речи – по ушам слушающих. Зритель неясно может сформулировать, что чья-то голова, представленная в кадре, находится в мертвой точке экрана, что является нарушением правила третей. Вместо этого он может подумать «это видео не профессионально» или, что еще хуже (гораздо хуже), «этот лектор неубедителен». Именно поэтому я советую собирать команду по производству видео. Талантливые люди, имеющие технические и эстетические знания всегда имеются внутри корпорации или соответствующих департаментов, или могут быть привлечены на контрактной основе. Предоставьте им возможность выстраивать кадр, а сами исполняйте роль продюсера.

    Быть продюсером означает определять формат видеообъектов, основываясь на том, как вы это намереваетесь использовать для обучения. Это означает привлекать экспертов по тематике (каким можете быть и вы сами). Это означает передавать ваше видение и задачи как экспертам, так и команде. Вы не должны быть квалифицированным видеохудожником или редактором, чтобы быть продюсером. Вы должны понимать процесс производства и обеспечивать команде время, бюджет и направление деятельности для достижения желаемого результата. В отличии от пассивной роли клиента, как продюсер вы глубоко вовлечены в процесс. Вы общаетесь с экспертом, которого должны снимать, пока команда ставит свет. Вы общаетесь с «гражданским населением» офиса, который вы выбрали местом съемки, когда включение прожекторов напрочь вырубает питание ксерокса. Продюсер также поставляет кофе и рогалики для команды, и возможно для работников офиса тоже… Но более важно то, что как продюсер и преподаватель вы убеждаетесь, что то, что записывается, соответствует вашим нуждам.

    Форматы для учебных видеообъектов
    Ключевым моментом в продюсировании является выбор или создание формата. Рассмотрим телевизионную рекламную кампанию UPS. Реклама вроде как просто показывает, как тренер/инструктор иллюстрирует свою лекцию рисунками на доске, проявляя правда при этом недюжинный талант рисовальщика. Это фактически особенный формат, выделяющийся одним и тем же музыкальным вступлением и началом, когда «парень, рисующий на доске» подходит к частично заполненному листу и объявляет тему. С малой стоимостью производства, общим форматом и чем-то вроде трюка, UPS создал целую серию учебных видеообъектов, которые дают учащемуся быстрый и увлекающий обзор всего разнообразия тем, отсылая затем аудиторию для более детального освещения вопроса на сайт UPS. Учебные видеообъекты делают именно то, что надо, при этом использование видео хорошо для привлечения внимания, установления личного контакта, а голоса – как расширение, для установки ссылок на другие объекты или передача деталей, для которых видео не является подходящей средой. Ниже мы рассмотрим четыре формата, которые считаем подходящими для создания учебных видеообъектов.

    Формат мини-лекции
    Видеолекция может быть чем-то большим, чем просто говорящим в вебкамеру преподавателем. Чтобы работать как учебный объект, видеолекция должна быть короткой, посвящена одной теме, в строго определенном формате. Отличный пример на эту тему - "Real Time Minutes" от Джонатана Финкельштайна (Jonathan Finkelstein), который еще написал книгу «Обучение в реальном времени», и ведет семинары по синхронному онлайновому обучению. Каждая из «Минут», которая в действительности длиться от двух до трех минут, используется как иллюстрация к конкретному контенту или теме. Вебэпизоды неформальны и релаксичны, но в то же время заданы жестким форматом с музыкальным рядом и названиями слайдов – всем тем, что необходимо для пиктограммной презентации видео внутри CMS или LMS.

    Формат интервью
    Видеоформат, который в основном используется в телевидении, но также часто и в образовательном видео – это интервью. Интервью – хороший способ собрать контент без его написания и оно легко разделяется на отдельные темы или комментарии. Например, несколько ответов практиков на один и тот же вопрос могут быть собраны вместе в одно видео. Интервьюируемые должны говорить с продюсером, который сидит рядом с камерой, а не говорить прямо в камеру, что часто встречается у непрофессионалов. В идеале, у интервьюируемого должен быть микрофон-петличка (на клипсе), хотя подойдет и микрофон камеры, если последняя расположена не дальше, чем в трех футах. Если в интервью участвует несколько человек, некоторые должны говорить, смотря левее от камеры, а некоторые – правее. Оператор должен уделить особое внимание фону, так чтобы добавляемый контекст не вызывал раздражения. Продюсер должен сконцентрироваться на том, чтобы вызвать у интервьюируемого интерес.

    Несмотря на то, что формат интервью представляет собой столь высмеянную многими «говорящую голову», стоит помнить, что программа «60 минут» много лет держала рейтинг. Это может быть совершенно неотразимый формат. Преподавателям стоит поучиться по программе интервью. Попробуйте посмотреть «60 минут» с выключенным звуком. Обратите внимание, куда смотрят интервьюируемые и какой фон за ними. Заметьте, что глаза интервьюируемого находятся на одной трети экрана, а не строго посередине (правило третей). Запомните, насколько близко кадр. Если телевидение называют средой крупного плана, то видео для Интернета надо называть средой чрезвычайно крупного плана.  eme close-up medium. Разрешение онлайнового видео, соотнесенное к размеру экрана – значимый показатель, так что я рекомендую заполнить кадр изображением говорящего, иногда укрупняя план для достижения особого эффекта.

    Формат демонстрации
    При демонстрации ограничения учебных видеообъектов состоит в том, чтобы представлять процедурную часть, а не пояснительную – «показывать», а не «рассказывать». Более детальное объяснение можно сделать, используя сопутствующий текстовый документ. Как правило, камера должна располагаться на штативе. ПО сжатия видео обрабатывает движение в кадре, так что лучше оставить камеру статичной и давать крупные планы резко, а не с помощью «наезда». Меньше движения в кадре – меньше видеосжатие, что делает воспроизведение в Интернете более гладким. С другой стороны, ручная камера дает зрителю неотразимый эффект присутствия. Так что основной прием видеодемонстрации, например кулинарного процесса – одна камера на штативе, показывающая общий план того, что делает повар, а вторая – ручная, которая дает крупный план процесса нарезки-перемешивания. Создание учебных видеообъектов требует соблюдения баланса формата и технических ограничений. Поскольку все чаще ученики должны иметь доступ к демонстрациям процессов прямо на рабочем месте, при помощи мобильных устройств, с малым разрешением экрана, то желательно делать видеодемонстрации короткими, простыми и крупноплановыми.

    Формат сценария
    Видео очень эффективно для изображения ситуаций для закрепления социальных навыков, таких как этика или сексуальное преследование. Видеозапись реальных сценариев, разыгрываемых по ролям, очень эффективна к качестве учебного объекта. Хотя производство драматических сцен может быть довольно сложным и требовать различных ракурсов, оно также может быть низкозатратным – что только увеличит уровень подлинности происходящего. Подобно тому, как большинство реальных людей не могут в точности говорить то, что написано, многие воспринимают непрофессиональную ролевую игру как более подлинное, а профессионально написанным, сыгранным и изготовленным видео часто недостает образовательного эффекта. Сценарное видео должно быть той же длины, как и в предыдущих форматах и иметь тот же набор элементов – заголовки, музыкальный ряд.

    Наряду с видеоформатом хорошо иметь и четкий образовательный формат. Возможно каждый сценарий представляет собой описание начальной ситуации, а далее следует приглашение ученикам к дискуссии о принципах применения и потенциальных выводах, после чего они возвращаются к видео и видят завершение ситуации. Преподаватель онлайн может попросить учеников прокомментировать сценарий синхронно, в среде чата, или асинхронно – в форуме после просмотра. Сценарий может использоваться в начале модуля, чтобы убедить учеников в том, что социальные навыки менее прямолинейны, чем они себе это представляли.    Сценарии могут быть использованы как руководство для практического применения принципов и концепций, изученных в процессе чтения модуля. Или сценарий может использоваться для оценки в конце модуля.

    Сущность метода учебных объектов в том, чтобы видео могло быть использовано на разных этапах обучения и, в дальнейшем, различные преподаватели могли использовать видео в различных курсах. Более широко - вы ожидаете, что каждый учебный объект будет использоваться широко и несколько раз, в соответствии с вашим продюсерским видением, которое заложено в уровне ценности продукта и степени подготовки видео для ваших нужд обучения. Более широкое использование требует повысить уровень производства, использовав например трехточечное освещение при съемке интервью, но также и диктует менее настроенное форматирование.

    Опции управления для ученика
    Наряду с предложенными вариантами опций для преподавателя, учебные видеообъекты должны предоставлять возможности для ученика. Например, объект должен отображаться в окне проигрывателя с кнопками пуск/пауза/перемотка вперед/назад. Поскольку видео не может быть проиндексировано или сканировано учеником с такой же легкостью, как текст, необходимо помочь ему найти нужную секцию, добавляя субтитры и заголовки кадров. Загружаемые расшифровки стенограммы видео могут быть полезны плохослышащим ученикам, для тех, у кого язык видео – неродной или для тех, кто отвлекается на телефонные звонки или электронную почту при просмотре видео онлайн.

    Итоги
    Как преподаватели, тренеры и педагогические дизайнеры, мы должны охватить новые возможности Интернет-видео, использовать видео более творчески, эффектно и эффективно, чем мы это делали раньше. Надо учится у YouTube умению делать видео коротким (2-5 минут) и аутентичным. У «60 минут» можно учится использовать силу «говорящей головы». Надо анализировать телевизионные форматы, как потенциальные форматы видеообъектов, подобно рекламе UPS и различным, транслирующимися по кабельному ТВ демонстрациям: приготовление блюд, домашние работы или тюнинг автомобилей.

    Взяв ответственность за изготовление учебных видеообъектов на себя, преподаватели, тренеры и педагогические дизайнеры могут быть уверены, что видео будет настроено на нужды и задачи их аудитории. Принятие на себя роли видеопродюсера не требует технических знаний, а требует видения того, как объекты будут использованы в обучении и веры в то, что вы сможете это сделать сами.

    Об авторе
    Доктор Фэдд – корпоративный видеопродюссер, до этого 20 лет проработал ассистентом профессора на факультете образовательных технологий и педагогического дизайна Университета южного Иллинойса.  Dr. Fadde was a corporate video producer for 20 years before becoming an assistant professor of Instructional Technology and Instructional Design at Southern Illinois University. Доктор Фэдд преподавал видеопроизводство в классах элементарной, средней, и старшей школы, общественных библиотеках, программах для одаренных и талантливых, сообществах практиков, курсах педагогического дизайна высшей школы и корпоративных учебных центрах. Ему можно писать на fadde@siu.edu.



    Автор: Петер Д. Фэдд (Peter J. Fadde), доктор философии, Университет Южного Иллинойса

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru