• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    О выборе технологии электронного обучения

    Чтобы дистанционное обучение (ДО) было эффективным, используемая в нем технология должно обладать такими характеристиками, чтобы оно доставляло удовольствие и обучаемому и преподавателю. Ничто так не гасит энтузиазм новоявленных учеников, как технические проблемы, создаваемые сложным в использовании программным обеспечением.

    Сначала мы рассмотрим основные технологические решения, используемые для электронного обучения (e-learning solutions), а затем - те характеристики, на которые необходимо обращать внимание при выборе программного обеспечения.

    Спектр программного обеспечения для ДО очень широк. На одном краю этого спектра – простые программы, выполненные в HTML, на другом – сложные системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

    Одним из секретов успешного внедрения дистанционного обучения является правильный выбор программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и, во многих случаях, администратора, который должен контролировать ход и результаты обучения.

    Основные типы программного обеспечения для создания e-learning решений

    Среди основных типов таких программ можно выделить:

    - авторские программные продукты (Authoring Packages),
    - системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),
    - системы управления контентом (Content Management Systems - CMS),
    - системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS)

    Авторские программные продукты

    Авторские продукты специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Эти программы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать учебный конетент на основе визуального программирования. Кодирование производится, как говорится, «за сценой». Преподаватель должен заботиться только о том, чтобы поместить необходимую информацию в нужное место. Эта информация в виде фрагмента текста, иллюстрации или видеофрагмента помещается на экран с помощью мыши. В качестве примеров можно назвать такие решения, как Dreamweaver фирмы Macromedia или продукты типа TrainerSoft и Lectura.

    Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время.

    Кроме того, большая часть таких программ не располагает средствами обеспечения контакта между обучаемыми в реальном времени. Обычно там невозможно организовать чаты, дискуссии или двусторонний аудиообмен. Интерактивность также обычно ограничена.

    Системы управления обучением

    Эти системы обычно предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях (например, Blackboard, e-College или WebCT), другие – на корпоративное обучение (Docent, Saba, Aspen). Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса.

    Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются напоминания о необходимости пройти очередной онлайновый урок. Такая система позволяет выполнять основные административные функции. Обучаемые могут проверять свои оценки, проводить чаты и участвовать в специальных групповых разделах, куда могут заходить только члены определенной группы.

    Системы управления контентом

    Помимо управления процессом обучения, существует другой важный вопрос – управление контентом электронных курсов. Системы управления контентом позволяют создавать каталоги графических, звуковых, видео и текстовых файлов и манипулировать ими. Такая система представляет собой базу данных, снабженную механизмом поиска по ключевым словам, позволяющим преподавателю или разработчику курсов быстро найти то, что ему нужно.

    Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах. Это сокращает время на разработку курсов, поскольку, например, вместо создания нового изображения бизнесмена, преподаватель может просто найти и использовать одно из готовых.

    Системы управления обучением и учебным контентом

    Такие системы представляют собой сочетание нескольких типов программных решений. Большинство этих систем позволяет следить за обучением большого количества людей, создавать учебные материалы, а также хранить и находить отдельные элементы контента. Такие «мегапродукты» позволяют охватить всю учебную сеть предприятия.

    Если системы управления обучением и контентом должным образом внедрены и используются, они могут соответствовать критерию «стоимость-эффективность».

    К сожалению, во многих случаях такие системы внедряются на предприятиях без четкого представления о том, как они будут использоваться, и без плана достижения максимальной функциональности таких систем. Для их эффективного использования в свою очередь требуется обучение.

    Какими же критериями нужно руководствоваться при выборе системы ДО? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим далее основные характеристики, по которым их можно сравнивать.


    Основные характеристики e-learning решений
    При выборе программного обеспечения для дистанционного обучения независимо от его уровня необходимо учитывать пять потребительских характеристик:
    - надежность в эксплуатации,
    - совместимость,
    - удобство использования,
    - модульность,
    - обеспечение доступа.
    Каждая из этих характеристик важна для достижения успеха. Важно отметить, что многие из них перекрываются. Однако рассмотрение их по отдельности помогает глубже понять технические требования к системам ДО.

    Надежность в эксплуатации
    Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента с помощью уже существующих шаблонов. Выбирая программное обеспечение, обратите внимание на то, чтобы содержание учебного курса и структура сайта были разделены, чтобы при обновлении контента вы не могли случайно удалить важные позиции меню. Проверьте систему помощи и убедитесь, что она действительно полезна.
    Желательно, чтобы при эксплуатации вы не зависели от милости продавца. Если в систему трудно добавлять новых пользователей, исключать старых, добавлять контент, если возникают проблемы с обновлением сайта и т.п. преподаватели быстро откажутся от ее использования.

    Совместимость

    Выбирайте такую систему ДО, которая будет совместима с другими e-learning решениями, предлагаемыми на рынке. Хотя «универсального» программного решения, соответствующего всем возможным стандартам, не существует, все же можно выбрать систему, поддерживающую хотя бы один широко распространенный стандарт. В противном случае вы будете связаны с разработчиками данной системы с момента ее покупки до конца жизни.

    Ваш выбор зависит от ответов на следующие вопросы:

    § Потребуется ли вам перемещать контент из одной системы управления обучения в другую?
    § Будете ли вы создавать учебный контент сами?
    § Собираетесь ли вы использовать авторские программные продукты, поставляемые с системой управления контентом?
    § Потребуется ли вам искать сотрудников, которые смогут быстро создавать курсы с использованием данных программных продуктов?

    Одним из способов гарантировать совместимость – искать программное обеспечение, поддерживающее определенные стандарты, принятые в индустрии ДО. В идеальном случае оно должно позволять использование одних и тех же учебных материалов в различных системах управления обучения и управления контентом.

    К числу наиболее распространенных стандартов относятся AICC, разработанный международным комитетом по компьютерному обучению в авиации Airline Industry Computer Based Training Committee (AICC). Другой стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model) разработан Институтом инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE).

    Наиболее всеобъемлющим является стандарт SCORM, охватывающий многие другие стандарты.

    Совместимость – это возможность взять один и тот же учебный материал и, не внося в него изменений, использовать его в различных системах управления обучением. В настоящее время стандарты являются только общим направлением для достижения совместимости. Важно определить, какие типы курсов вы собираетесь использовать в своей будущей системе ДО, а также выяснить у предполагаемых поставщиков, смогут ли эти курсы функционировать в их системе. Не стоит заранее считать, что учебный курс, соответствующий стандарту SCORM, автоматически можно использовать в системе управления обучением на основе SCORM.

    Удобство использования

    При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, должно быть легко переходить от одного раздела к другому и общаться с инструктором.

    Инструкторы, в свою очередь, не расположены читать толстое руководство по использованию курсов или тратить время на то, чтобы понять, как можно создать тест. Программное обеспечение должно быть простым и открытым.

    Модульность

    В современных системах ДО могут использоваться небольшие взаимозаменяемые объекты знаний – небольшие элементы учебного контента. Это небольшие самодостаточные информационные блоки, которые могут быть повторно использованы для учебных целей. Их часто сравнивают с пластмассовыми элементами игры Lego. Объекты знаний могут просто переноситься из одного курса или урока в другой, совершенно отличный от него курс. Цель создания этих объектов – сокращение времени разработки курсов, поскольку, создав один объект, его можно повторно использовать снова и снова. Такие блоки могут быть соединяться, разъединяться и располагаться в различном порядке независимо от их размера или цвета.

    Если вы предполагаете использовать подобные «кубики», необходимо, чтобы выбираемая вами системы ДО поддерживала этот вид функциональности, т.е. позволяла определять объекты знаний и позволяла составителю курсов связывать объекты знаний с целями обучения.

    Обеспечение доступа

    Этот вопрос имеет два аспекта. Первый: обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе. Например, оно должно быть совместимо со screen readers – программами, обеспечивающими считывание слов на экране для тех, у кого ослаблено зрение.

    Второй аспект – необходимо убедиться, что приобретаемая технология пригодна для всех возможных пользователей. Например, если некоторые из обучаемых не имеют последнего варианта Macromedia Flash, они не увидят анимации, созданной вами в этой технологии.

    Приобретаемое ПО должно протестировано с теми браузерами, которые будут использовать обучаемые. Чтобы убедиться, что учебная программа работает на той платформе, на которой должна, стоит осуществить тестирование по нескольким сценариям. Лучше провести тестирование на нескольких компьютерах с различными вариантами браузеров и других программ, чем затеять обучение для нескольких тысяч человек и потерпеть неудачу. Если же вы не можете контролировать программную среду обучаемых, необходимо дать им жесткие рекомендации о конфигурации их оборудования.



    Источник: www.itaa.org

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru