• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Учиться друг с другом, учиться друг у друга: реструктуризация бюджетов на социальное обучение

    Впервые опубликовано в журнале T+D Magazine, в выпуске за январь 2011 года (ссылка на оригинальную публикацию здесь).

    Для специалистов в области обучения настало время принять социальное обучение, как новый, привлекательный способ усиления образовательной стратегии организации.

    Дэн Понтефракт
    На протяжении последних нескольких кварталов, наблюдается взаимное влияние и нарастание проблем, как критического так и не критического характера. Урезание бюджета, сокращение персонала, запрет на командировки, укрупнение предприятий заставляют многих руководителей отделов по работе с персоналом и профессионалов в области профподготовки забить тревогу. Добавьте к этому происходящие радикальные изменения - всевозрастающее влияние социальных сетей и неформального обучения (и возрастающий спрос на них), плюс необходимость разбираться во всех новшествах, скрывающихся за термином «2.0» (включая социальное обучение) – и вы получите полномасштабный кризис в области профподготовки.

    Перед лицом надвигающегося бедствия, руководителям отделов профподготовки пришло время переосмыслить свои стратегии и сделать социальное обучение значимой частью своей учебной программы. Руководители, конечно, возьмут новые методы на вооружение, но новые методы потребуют новых подходов в руководстве и планировании бюджета для успешного внедрения.

    Делать больше с меньшими затратами

    Несмотря на имевшие недавно место скромные успехи в экономике, образовательные бюджеты продолжают урезаться, и всем профи в данной области приходится слышать одно и то же: «делайте больше с меньшими затратами». Все исследования показывают, что бюджеты на обучение сокращались и продолжают сокращаться, или с их утверждением возникают проблемы. В докладе IDC за 2009-й год сообщается, что образовательные бюджеты сократились, в среднем, на 19,5 процентов. Bersin & Associates сообщает о сокращении соответствующих бюджетов на 21 процент с 2008-го года. Исследования ASTD показывают, что доля вложений в обучение сократилась относительно общих расходов компаний с 2.24 процентов в 2008-м году до 2.14 процентов в 2009-м. Ясно, что наметилась явная тенденция, и с утверждением образовательных бюджетов будут возникать трудности, или хуже того, бюджеты будут значительно сокращаться.

    Сокращение расходов на обучение влечет за собой и сокращение количества специалистов, занятых на соответствующих должностях. Согласно данным IDC, соотношение сотрудников компаний и специалистов по обучению и развитию сокращается. Если в 2008-м году на одного специалиста по профподготовке, приходилось, в среднем 197 сотрудников компании, в 2009-м эта цифра возросла до 260. Схожая картина показана и в исследовании, проведенном Bersin & Associates: по их данным количество специалистов по обучению и развитию (на тысячу сотрудников) сократилось с 7.0 в 2008-м году до 6.2 в 2009-м. ASTD сообщает о сокращении в 2009-м году количества учебных должностей на 8 процентов. Очевидно, что при меньшем количестве должностей, меньшему количеству профессионалов в области образования придется осуществлять реализацию общей учебной стратегии и поддержку конкретных рабочих планов.

    Начинаем социальное обучение

    Учитывая стремительный взлет популярности социальных сетей у пользователей, появление различных Веб 2.0 технологий в офисах компаний было лишь вопросом времени. Первыми ласточками нового тренда стали Facebook и Twitter, получившие прописку по эту сторону корпоративных фаерволов. Но уже очень скоро их сменили специализированные инструменты для работы в социальных сетях, разработанные под специфические нужды корпоративных пользователей. В отличие от других технологий, практик, или процессов, социальные сети внутри организации не принадлежат конкретному подразделению, они свободно распространяются среди тех сотрудников, кому они могут быть полезны, вне зависимости от их функций или должности. Масла в огонь подливает то, что использование социальных сетей в рабочее время все больше воспринимается как бесполезная трата времени. Эндрю МакАфи (Andrew McAfee) из Массачусетского технологического института подтверждает наличие этой дилеммы и подтверждает, что она имела место и в его организации. МакАфи and назвал это явление «предприятие 2.0» - так он определил «использование новейших социальных программных платформ в рамках предприятий».

    Но самое интересное началось не так давно – когда из возможности множества социальных сетей и «предприятия 2.0» породили внутри компаний новое явление: социальное обучение.

    Социальное обучение можно рассматривать как использование возможностей и технологий «предприятия 2.0» для оказания помощи и содействия сотрудникам в получении ценного опыта. Блоги, вики-ресурсы, микроблоги, видеосервисы наподобие YouTube, присвоение тегов, составление пользовательских рейтингов, виртуальные миры, дискуссионные форумы и любые другие формы создаваемого пользователями контента (для обучения, взаимодействия и маркетинга) полезны и увеличивают количество путей решения стратегических учебных задач организации.

    В конечном счете, самообучающиеся организации смогут эффективно измениться, если они уделят внимание новым учебным стратегиям. Формальное обучение всегда останется очень важной частью методической мозаики; однако, социальное обучение быстро становится полноправным партнером в учебном процессе. И действительно, исследовательская компания Gartner предсказывает, что к 2014-у году, сервисы, подобные сервисам социального образования, заменят электронную почту, в качестве основного коммуникационного механизма, как минимум для 20 процентов сотрудников компаний. Очевидно, что эти изменения коснуться всех нас. Однако, при правильном подходе, социальное обучение может помочь не только в практике обучения и вовлечении в этот процесс сотрудников, но и в разрешении упомянутых выше бюджетных проблем.

    Социальное обучение нуждается в учебных лидерах

    Прежде чем начать решать с помощью социального обучения бюджетные проблемы своих организаций, руководители учебных подразделений компаний должны сами стать сторонниками социального обучения и стать учебными лидерами (learning leader – лицо ответственное за вовлечение сотрудников (в т.ч. руководящих) в обучение и продвижение прочих инноваций в компании. Прим. перев.).

    По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией Accenture в 2002-м году, 31 процент руководителей, ведающих вопросами обучения, считают, что «внедрение технологий» является основной трудностью в наше время. С другой стороны, 51 процент считают основной проблемой бюджетные ограничения. Сейчас 2011 год, прошло девять лет с момента проведения этого исследования, но все те же проблемы беспокоят ответственных за обучение и руководителей учебных подразделений компаний. Внедрение и использование социального обучения, может рассматриваться и как необходимость внедрения новой технологии и как помеха бюджету. Однако это учебный лидер 2011 года, который собирается решить эти проблемы (а так же и новые, возникшие за последние девять лет) и решить, что называется, в лоб.

    Учебные лидеры хорошо подготовились, если они

      • переформулировали свои образовательные стратегии, так, чтобы они стали по своей природе сочетанием формального, неформального и социального обучения
      • показали на рабочем примере, что социальное обучение работает и важно для всего процесса обучения
      • объединили организацию вокруг социального обучения, как способа повысить взаимосвязанность и вовлеченность сотрудников.
    В вопросе социального обучения, учебный лидер, говоря простым языком, должен взять быка за рога и повести организацию на новые пастбища, проявляя лидерские качества, как в приведенном примере.

    Социальное обучение требует финансирования

    Если пересмотренные учебные процессы начинают включать в себя социальное обучение, как часть перечня учебных программ, развивающих персонал и повышающих продуктивность, возникает очевидная необходимость не только в поддержке учебного лидера, но и в соответствующем финансировании. Чтобы начать извлекать выгоду от использования социального ПО, такого, как видеосерверы, программные платформы для взаимодействия и ведения микроблогов требуются первоначальные затраты.

    В этой точке процесса многие спрашивают: «Как я могу выделить какие-либо средства или время на внедрение стратегии социального обучения, если мой образовательный бюджет урезается, количество сотрудников сокращается и я не знаю с чего начать?» Есть несколько путей, чтобы исследовать, как эффективно ответить на этот вопрос.

    IT департамент. В прошлом функции обучения были связаны с IT департаментом лишь в той мере, которая требовалась для поддержания работоспособности LMS. В наше время, если учебные лидеры хотят продвигать и внедрять стратегии связанные с социальным обучением, им было бы неплохо расширить свои связи с департаментом IT. Они должны стать партнерами и осуществлять стратегическое сотрудничество по внедрению социального обучения или инструментов для работы с социальными сетями в организации. Если делать это совместными усилиями, то достижение цели не будет много стоить для каждой из сторон. Итак, это возможность для совместных инвестиций, и она не будет стоить так много, как если бы ее осуществлял один департамент. Дополнительным плюсом является возможность выработки более плотного взаимодействия двух департаментов, которая будет полезной при решении будущих, еще неизвестных задач.

    Поставщики. Известно, что для осуществления учебных функций активно привлекаются сторонние поставщики в области разработки и поставки учебного контента. Вне зависимости от того, передан ли процесс обучения полностью на аутсорсинг или нет, креативным подходом к инвестированию в социальное обучение можно назвать пересмотр модели, предлагаемой поставщиком. Один из примеров, это, разумеется, проведения анализа общего объема расходов на внешних поставщиков и нахождение путей сокращения издержек. Учебные лидеры должны быть хорошо подготовлены для проведения критической оценки текущих платежей внешним поставщикам за разработку и доставку контента. Если эти расходы можно уменьшить, пересмотрев условия контракта, даже на незначительные суммы, сэкономленные средства могут быть  использованы для закупки и внедрения различных инструментов и технологий для социального обучения.

    Формальное обучение под руководством инструктора. Стандартным методом проведения обучения в организациях остается формальное обучение под руководством инструктора. Доказательство правоты этого утверждения, можно найти отчете ASTD «Положение в отрасли за 2010 год». В нем указывается, что более двух третей из 32 учебных часов, получаемых средним сотрудником, проходят в этом формате. Конечно, потребность в формальном обучении всегда была и будет. Однако следует проанализировать учебный процесс, чтобы понять в какой мере в нем используется формальное обучение, и стоит ли сократить его долю. Вне зависимости от того, разрабатываются учебные программы внутри предприятия или сторонними поставщиками, формальные учебные курсы имеют свою вполне определенную стоимость. Даже если предприятие сократит количество занятий в классных комнатах всего на десять процентов, сэкономленные средства можно будет направить на приобретение инструментов и технологий для социального обучения. Сэкономленные средства могут быть израсходованы на тренинги и обучение, увеличения числа персонала, оплату поставщикам, и т.д.

    Пилот-невидимка. Другой способ извлечь выгоду из социального обучения – это использование пилотов-невидимок. Ваша команда может не иметь денежных средств в данный период времени, и учебные лидеры могут быть не готовы выкинуть учебный класс из бюджета, как было описано выше. Стратегия использования пилотов-невидимок дает учебной команде некоторые возможности в данной ситуации. Вне всякого сомнения в вашей организации найдутся люди, не связанные с функцией обучения, но являющиеся поклонниками социальных сетей, и если повезет, достаточно в них продвинутые. Используйте этих людей и доверьте им пилотирование какого-либо социального ПО в бета или ознакомительной версии. Это не потребует утверждения такого решения на уровне компании и проведения его повсеместного развертывания. Поместите вместе группу таких увлеченных людей, и вы будете приятно удивлены результатом – нужда в финансировании отпадает в данном случае вовсе. Вариант пилота-невидимки служит подходящим примером принципа социального обучения: «учится друг с другом, учиться друг у друга».

    А где ROI?

    Многие из профессионалов в области обучения и развития персонала еще не приняли социальное обучение. Прежде лидеры должны доказать его ценность. Компания Babson Education, в своем докладе «Использование ПО для работы с социальными сетями в бизнесе» сообщает, что 84 процента организаций не измеряют уровень возврата на инвестиции, когда речь идет об использовании или внедрении социальных технологий, таких как вики-ресурсы, блоги, создаваемый пользователями контент и видеоматериалы, дискуссионные конференции, микроблоги, рейтинги, чаты и прочее. Это легко объяснимо – вкладывая в социальное обучение, эти организации не задумываются об уровне возврата на инвестиции, они думают о взаимосвязи работников, повышении уровня участия, и обеспечении обучения и обмена знаниями более эффективным и экономичным образом.

    Разве учебные подразделения ждут расчета ROI, прежде чем предложить программу адаптации и введения в должность для новых сотрудников? Нет, они просто знают, что это нужно. В данном случае социальное обучение является аналогом программы адаптации и введения в должность.  Так что настало время забыть о сокращения бюджета и вложиться в область, которая будет показывать стабильный рост на протяжении ближайших лет.



    Автор: Дэн Понтефракт (Dan Pontefract)
    Источник: http://www.danpontefract.com/

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru