• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Век живи — век учись

    Штат отделов и департаментов ИТ насчитывает, в зависимости от масштабов предприятия, от нескольких единиц до нескольких сотен человек. Конечно, каждый из сотрудников уже имеет какое-то базовое образование, но этого, как правило, недостаточно: надо постоянно приобретать новые знания. Как грамотно организовать систему обучения сотрудников? Какие курсы нужно проходить каждому сотруднику, какие формы обучения предпочтительны? Что делать, если в городе нет учебных центров с необходимым набором курсов? Надо ли развивать систему дистанционного обучения?

     Ирина Рогожкина: «Все начинается не с системы обучения, а с системы оценки персонала».Ирина Рогожкина,
    исполнительный директор школы ИТ-менеджмента АНХ

    Все начинается не с системы обучения, а с системы оценки персонала. Причем оценка дается не только профессиональному уровню, знаниям, умениям, их соответствию выполняемой работе, важна и личностная оценка, оценивается готовность человека воспринимать новое, развиваться. Первая задача — решить, кого имеет смысл обучать в компании.
    Любого сотрудника можно отнести к одной из категорий:
    I – могут и хотят учиться;
    II – хотят, но не могут учиться;
    III – могут, но не хотят учиться;
    IV – не хотят и не могут учиться.
    Из этой матрицы становится ясно, что из категории IV почти никого не стоит учить, вложения в них почти никогда не окупятся.
    Категорию III учить опасно и малорационально. При наличии потенциала отсутствует желание использовать его во благо компании.
    Категорию II учить возможно, но в определенных рамках и формах, соответствующих их возможности к восприятию и использованию нового. Одна из наиболее рациональных форм обучения для данной категории — обучение, направленное на систематизацию имеющихся знаний и опыта.
    И, наконец, категория I — в их обучение имеет смысл вкладывать ресурсы. Именно эта категория сотрудников дает максимальный возврат инвестиций в их обучение.
    Возможные цели обучения:
    - обучение работе с внедряемой системой/продуктом;
    - освоение нового инструмента при возникновении новых задач;
    - приобретение новых навыков;
    - систематизация имеющихся знаний;
    - поддержка и обоснование приобретенного опыта теоретическими знаниями;
    - получение опыта в новой области;
    - восполнение пробелов в имеющихся знаниях/опыте;
    - обеспечение прилива творческой энергии;
    - снятие психологической усталости;
    - дополнительная мотивация сотрудника;
    - смещение вектора инерции. Необходимость взглянуть на решаемые задачи со стороны;
    - преодоление «языкового барьера»;
    - настройка взаимодействия сотрудников между собой по решаемым задачам, работе в команде;
    - ориентирование сотрудников на стратегические цели компании/направления, предстоящую задачу;
    - снятие сопротивления при изменении в компании/направлении структуры, модели управления и т. п.
    Нами разработана целая технология, наиболее критичные шаги которой изложены выше.
    Какие формы обучения существуют? Какие наиболее предпочтительны?
    Для ответа на этот вопрос необходимо учесть следующие параметры учебной услуги, исходя из конкретной ситуации: степень стандартности предполагаемого учебного курса; количество человек, направляемых на обучение; возможный график обучения; срочность подготовки специалиста.
    В результате применения полной технологии принятия решения об обучении мы придем к матрице выбора учебной услуги. Ниже перечислены элементы этой матрицы:
    - обучение/консалтинг/коучинг;
    - первичное обучение/апгрейд обучения;
    - специализированные курсы/системная подготовка;
    - долгосрочные учебные программы/краткосрочные;
    - семинары с погружением/фоновое обучение;
    - прямые тренинги/непрямые тренинги;
    - стандартная программа/корпоративная программа;
    - в учебном заведении/в стенах компании;
    - собственными силами/аутсорсинг;
    - российский госдиплом/западный диплом/локальный сертификат.
    При выборе поставщика учебной услуги необходимо учитывать ряд критериев, которые позволяют снизить риски и существенно повысить результативность обучения.
    Если в вашем городе нет учебных курсов — можно:
    - заниматься самообразованием;
    - поступить на заочное отделение какого-либо учебного центра;
    - заказать корпоративный курс в одной из бизнес-школ или учебном центре;
    - завести своего тренера-педагога.

    То, что описано выше, может быть успешно применено для личного обучения либо для обучения небольшого числа специалистов.
    Когда менеджеру ставится задача обучения большой группы сотрудников, то имеет смысл обратиться к специалистам по кадровому консалтингу и оценке персонала, что позволит существенно сэкономить ресурсы компании.
    Последнее время стало модным обсуждать системы дистанционного обучения. Если исходить из реальности, то сложившаяся на данный момент в России ситуация позволяет реализовать систему дистанционного обучения только на основе более или менее хорошего набора информационного материала и аттестационных заданий классического вида. Это сводит дистанционное обучение фактически к самообразованию. Существование и развитие в таком виде дистанционного обучения тоже правомерно. Обращение к нему имеет смысл в тех случаях, когда эффективно именно самообразование. Существуют гораздо более мощные идеи, на базе которых может строиться дистанционное обучение. Когда мы начали разрабатывать эти идеи, то столкнулись с необходимостью высоких первоначальных инвестиций, что возможно только при условии привлечения к данному направлению крупного частного капитала. Надеемся, что когда-нибудь встреча этих идей и капитала произойдет, и родится принципиально новая эффективная широкодоступная система обучения.

    Дориан Егозин,

    специалист по технической поддержке пользователей группы компаний JTI
    В силу специфики работы (а она заключается в разрешении всевозможных проблем, возникающих у пользователей различных приложений) для меня возможность обучения, повышения своего профессионального уровня на рабочем месте во время рабочего дня очень затруднена. Невозможно погрузиться в проблему, если каждые 10–15 минут приходит обращение от пользователей. К счастью, руководство компании не только понимает необходимость регулярного обучения персонала, но и активно мотивирует к нему, поощряя профессиональный рост сотрудников, подтвержденный наличием таких, например, международных сертификатов, как MCP (сертифицированный Microsoft профессионал) или MCSE (сертифицированный Microsoft системный инженер).

    Схема принятия решения о прохождении конкретного курса, как правило, выглядит следующим образом. Менеджер опрашивает сотрудников, какие курсы они считают для себя необходимыми в ближайший период. Естественно, сотрудник вряд ли получит поддержку, если выбор курса не будет мотивирован его производственной необходимостью. После этого составляется график обучения, согласовывается смета, и процесс начинается.
    У меня довольно большой опыт обучения на различных курсах, в аудиторной форме обучения меня привлекает:

    - высокая эффективность — большой объем необходимых знаний в очень короткие сроки;
    - профессионализм тренеров — не помню случая, чтобы мой вопрос (порой довольно нетривиальный) не получил ответа;
    - неформальное общение — как с тренером, так и со всей аудиторией, которую составляют на курсах, интересующих меня, профессионалы того же профиля.

    Еще один аргумент в пользу именно аудиторного обучения. Когда занимаешься самостоятельно, порой сталкиваешься с вопросом, на который не можешь найти ответа. Заманчиво пропустить этот кусок и идти дальше, а потом к нему вернуться. Это почти никогда не удается. Либо оставляешь это надолго, либо приходится начинать все сначала. Во время очных занятий на курсах такая ситуация практически невозможна. Вопрос решается сразу, причем часто в диалоге тренера со всей заинтересованной аудиторией.

    Олег Литвин: «Готовых курсов и схем обучения, ориентированных на нужды предприятия, не существует».Олег Литвин,
    директор УЦ «Микроинформ»

    На текущий момент уже сложилась ситуация, когда руководители предприятий, организаций, коммерческих структур понимают, зачем требуется обучать своих сотрудников, отвечающих за поддержку, развитие и разработку информационных систем, поскольку нормальное функционирование большинства подразделений компаний напрямую связано с обеспечением отказоустойчивости ИС.
    Корпоративные системы ИТ-обучения создаются, как правило, в связи с масштабным (массовым) переходом компании, ведомства на конкретные платформы и приложения. Уже за этим переходом стоит:

    - компетентное, инициативное руководство;
    - наличие финансирования.

    При этом важно, чтобы в проекте была заложена строка: подготовка системных администраторов и конечных пользователей, и объем финансирования обучения составлял не менее 5% от стоимости проекта.

    Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда из-за одной скромной строки контракта (добытого в результате жесточайшего тендера и определения минимальной маржи), например, «Подготовка специалиста в месте развертывания сервера», на заключительной фазе у исполнителя возникала большая «головная боль», снять которую мог только профессиональный учебный центр, имеющий методические, технологические и организационные наработки.

    Рассмотрим конкретный пример корпоративного обучения, реализованного нашим учебным центром. Перед заказчиком стояла задача: перевод компьютерных систем организации на новую сетевую операционную систему Windows 2000 Server в центральном офисе и в 150 региональных отделениях. Для успешной реализации проекта необходимо было обучить 150 системных администраторов из различных городов на нескольких авторизованных курсах Microsoft. Организовать обучение таких объемов и масштабов по стандартной методике авторизованного обучения — очень дорого, поэтому, ориентируясь на возможности и потребности заказчика, мы разработали и предложили следующую схему обучения: первоначально все специалисты группами по 15 человек прошли 6-дневное обучение в «Микроинформе» по утвержденной заказчиком программе. Далее они получили учебные материалы и методические указания на самостоятельное изучение дополнительных разделов программы с возможностью получения консультаций от преподавателя в режиме web-конференции. Для контроля процесса обучения учащиеся должны были сдать серию из 4-х тестов. Сдача тестов, как и web-конференция, была организована на сайте учебного центра в специально выделенном разделе. Использование такой смешанной очно-дистанционной схемы обучения позволило сократить как сроки командирования специалистов в Москву, так и суммарную стоимость обучения. Мы разработали и организовали всю схему обучения, при этом время очного обучения было сокращено с двух недель до одной, а цена одного дня обучения (с учетом составляющей дистанционного обучения и тестирования) была примерно на 35% ниже, чем на стандартных авторизованных курсах Microsoft.

    Внедрение корпоративной системы дистанционного тестирования и сертификации-аттестации (СДТС) специалистов является одной из наиболее эффективных форм контроля и стимулирования процесса повышения квалификации ИТ-сотрудников предприятий и организаций. В последние годы заказчики все чаще используют данную систему тестирования при реализации крупных учебных проектов. Специалисты учебного центра разрабатывают тесты по программам обучения, вводят их в тестовую систему, организуют специальный раздел с доступом по паролю и на определенное время, администрируют сдачу тестов и предоставляют заказчику сводные отчеты о тестировании специалистов. Такой подход позволяет поддерживать квалификацию технических специалистов на высоком уровне.

    Примеры наших заказчиков свидетельствуют о том, что все чаще современным предприятиям требуется специализированное, ориентированное на их нужды обучение. Готовых курсов и схем, удовлетворяющих этим требованиям, не существует. Однако профессиональные учебные центры, опираясь на свой многолетний опыт, готовы к реализации таких сложных проектов по обучению.

    Максим Кузьминых,
    ИТ-менеджер ОАО «Востсибуголь»

    Когда речь заходит о построении грамотной корпоративной системы обучения, прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: каких результатов вы хотите достичь, в каких целях, за какое время, какими средствами располагаете — и только потом принимать решение: кого, чему, как и где учить.

    В некоторых компаниях, исходя из потребностей, изыскивают средства, в других, исходя из выделенных средств, определяют объемы.
    В любом случае, ключевым моментом являются бизнес-цели компании: если смотреть на общепринятую классификацию бизнес-процессов, то ИТ — сопровождающий бизнес-процесс. Соответственно, стратегия развития ИТ-структуры напрямую соотносится с общей бизнес-стратегией. Исходя из этих соображений, планируется обучение ИТ-персонала:

    - определяется иерархия задач, стоящих перед отделом ИТ: текущие, среднесрочные, долгосрочные;
    - определяется круг специалистов, вовлеченных в их решение;
    - разрабатывается программа обучения каждого специалиста, исходя из намеченных сроков и бюджета.

    Особое внимание стоит уделить формам обучения сотрудников. На выбор конкретной формы влияют сроки, отведенные для решения задачи, бюджет и личностные качества сотрудника. Основной ценностью классического очного обучения остается его краткосрочность, возможность живого общения с группой и преподавателем, который имеет огромный опыт работы с изучаемыми технологиями.
    В дистанционном обучении мне понравилась возможность планировать занятия по своему усмотрению и растянуть процесс на длительный срок; при очном обучении учеба была бы более быстрой и, как следствие, могли возникать трудности с усвоением материала. Очень удобной является возможность прослушать один текст несколько раз, что при общении с преподавателем невозможно.

    Юрий Левин: «Идеальная модель обучения — это сочетание всех существующих форм».Юрий Левин,
    директор по маркетингу УЦ «Сетевая академия ЛАНИТ»

    Сомнений в необходимости учиться постоянно и всеми возможными способами для ИТ-специалистов, конечно, нет. Это очевидная истина. Невозможно представить себе в нашей области специалиста, который может эффективно работать, пользуясь лишь неким «базовым» набором знаний. Динамика в информационной области чрезвычайно высока. Постоянно совершенствуется техника, появляются новые решения и новые технологии, выпускаются новые программные продукты и новые версии существующих. Все это не просто поощряет специалиста к освоению нового материала, а делает невозможным его успешную деятельность без постоянной работы с новой информацией. Так что учатся все и всё время.
    Другое дело — когда, как и в какой форме происходит это обучение.

    Очевидно, для практикующего специалиста основной формой обучения является самостоятельное. Освоение техники и современного программного обеспечения — процесс, в котором нет границ. Более того, только успеешь освоить в общих чертах продукт — выходит новая версия, и новый виток изучения этого продукта неизбежен. Информации для такой постоянной самостоятельной работы довольно много, с развитием Интернета она стала легко доступной. «Всемирная паутина» предоставляет массу возможностей и получить необходимую техническую информацию, и обсудить проблемы с коллегами в многочисленных форумах. В конце концов, и техническая документация в «твердом виде» сейчас намного более доступна, чем еще десять лет назад.

    Тем не менее, иные формы обучения (я имею в виду аудиторную форму обучения с преподавателем и дистанционное обучение, которое тоже довольно широко представлено на рынке) также востребованы. Попробуем ответить на вопрос: в каких случаях и почему необходимо избрать ту или иную форму обучения?

    По поводу дистанционного обучения можно сказать, что по сути своей это то же самостоятельное обучение, использующее специально подобранный и структурированный материал, снабженный упражнениями и контрольными вопросами, что, безусловно, облегчает усвоение и экономит время и силы. Главное преимущество этой формы обучения — то, что специалист не отрывается совсем от основной работы, он доступен. Это, конечно, удобно руководителю, но в условиях интенсивной работы не позволяет специалисту полностью погрузиться в новый материал, что несколько снижает эффективность такой формы обучения.

    В чем, на наш взгляд, основные преимущества аудиторного обучения, когда специалист рядом с коллегами проходит интенсивный курс обучения под руководством опытного высокопрофессионального тренера?

    Попробуем их сформулировать:
    - возможность для специалиста полностью «окунуться» в материал;
    - обучение в специально оборудованном, оснащенном необходимым программным и аппаратным обеспечением классе;
    - возможность сразу получить ответ на возникший вопрос у профессионального тренера, который не только глубоко знает предмет, а обладая обширными знаниями в смежных областях, может в этом диалоге вскрыть новые и не всегда документированные возможности предмета обучения;
    - возможность профессионального общения с коллегами из других компаний;
    - техническая консультационная поддержка слушателей курса после его окончания.
    Итак, какие же мотивы движут специалистом и его руководителем при выборе аудиторной формы обучения?
    Для руководителя:
    - понимание необходимости постоянно искать методы повышения эффективности работы персонала;
    - понимание того, что направлOние специалиста на обучение — это одна из форм поощрения персонала.
    Для специалиста:
    - желание повысить эффективность своей работы;
    - желание расширить кругозор, изучая новые продукты и технологии;
    - желание поднять свой профессиональный уровень;
    - желание повысить рейтинг как в своей компании, так и в среде профессионалов, занимающихся аналогичной деятельностью;
    - приобретение сертификата специалиста по одному из направлений современных информационных технологий.

    Несколько слов стоит сказать о сертификации. Сейчас практически каждый вендор разработал систему сертификации по своим технологиям и продуктам. Сертификаты международного образца различных уровней, безусловно, не только престижны, но и нередко помогают карьерному росту. Есть, правда, одно противоречие, которое вряд ли скоро разрешится: специалисту лишний сертификат никогда не помешает, а вот его руководителю часто кажется, что это не просто ненужная трата времени и средств, а еще и опасный прецедент — сертифицированному специалисту проще найти хорошую работу, и, следовательно, если подчиненный хочет этот сертификат получить — не задумал ли он покинуть родной коллектив? Мировая статистика доказывает между тем, что сертифицированные специалисты работают эффективнее, компании, в которых они трудятся, успешнее на рынке. Да и сам руководитель частенько хвастается наличием в штате сертифицированных специалистов, особенно перед потенциальными заказчиками.

    Еще один штрих к пониманию процесса обучения на курсах с тренером. Когда речь идет о курсах по таким сложным предметам, как, например, эксплуатация современных сетевых и серверных решений или разработка на базе современных платформ, аудитория, которая собирается на курс, состоит за редким исключением из практикующих специалистов довольно высокого уровня. В то же время тренер далеко не всегда относится к категории практикующих именно в этой сфере специалистов. Нет ли здесь противоречия? Сможет ли он научить чему-то новому эту сложную аудиторию? Начну ответ с примера. Кто из специалистов, изучая новый продукт, не сталкивался с ситуацией, когда что-то «не идет», что-то не соответствует тому, что написано в документации, что-то идет не так, как написано, и тому подобное? Всегда ли у вас доставало времени и терпения разрешить эту проблему и детально в ней разобраться, когда практически всегда ее можно обойти? Профессиональному тренеру этот путь заказан. Он обязан иметь ответ на любой вопрос. Даже если ситуация тупиковая, он в процессе подготовки к курсу проблему обязан всесторонне изучить.

    Итак, ясно одно: идеальная модель обучения — это сочетание всех существующих форм. Выбирать конкретную нужно, отталкиваясь, в первую очередь, от цели, которая стоит перед компанией и перед конкретным специалистом. Всегда можно выделить ключевые направления и узкие места. И в первую очередь озаботиться тем, чтобы именно в этих звеньях уровень подготовки персонала не отставал от современных требований.

    Виталий Стародубцев: «Стоимость самого дистанционного обучения обычно меньше, чем обучение в классе».Виталий Стародубцев,
    президент компьютерного учебного центра «Звезды и С»

    В России, как и во всем мире, уже не приходится объяснять, что в ИТ-подразделениях любых компаний вопрос о постоянной переподготовке кадров стоит очень остро. Появление новых программных и аппаратных средств заставляет компании осуществлять вложения в обучение персонала, которые окупаются за считанные месяцы.

    Организовать непрерывное обучение ИТ-персонала позволяют новые технологии дистанционного образования. Ни для кого не секрет, что снизить совокупные затраты на переподготовку кадров можно за счет уменьшения времени отрыва специалиста от производства, отказа от оплаты переезда, проживания и командировочных расходов обучаемого. Да и стоимость самого дистанционного обучения обычно меньше, чем стоимость обучения в классе.

    Каким же должно сегодня быть дистанционное обучение, чтобы экономия в итоге не оказалась пустой тратой денег? Выделим основные составляющие обучения как такового и посмотрим, как можно использовать достоинства классического обучения в аудитории при организации дистанционных тренингов, в первую очередь для подготовки ИT-специалистов.

    Лекции

    Донесение до слушателя знаний посредством проведения лекций с применением слайдов и других наглядных материалов наиболее предпочтительно по сравнению с самостоятельным прочтением учебного пособия. Тем более, что чаще всего такие пособия являются кратким конспектом лекций. Слушателю предоставляется возможность многократно, в любое удобное время, из любого места, где есть компьютер с подключением к Интернету, в потоковом режиме прослушивать лекции, сопровождаемые слайдами. Существует удобная навигация внутри урока, с возможностью перехода с точностью до двух-трех минут в любое место лекции по ссылкам — содержанию урока.

    Интерактивное общение с преподавателем

    Большой положительный эффект могут дать видеоконференции, но в нашей стране пока более доступны такие средства, как чат, форумы, электронная почта и ответы на часто задаваемые вопросы. Используя средства дистанционного обучения, слушатель может не только получить консультации у сертифицированного тренера, но и пообщаться с коллегами по тренингу, что еще больше приближает дистанционное обучение к классическому.

    Конечно, тренер, консультирующий проходящих обучение слушателей, должен обладать специфическими знаниями и навыками. Для подтверждения компетентности ему необходимо пройти специальный курс обучения и сдать экзамен на звание сертифицированного дистанционного тренера — E-trainer. К сожалению, на сегодняшний день не все учебные центры осознали необходимость предъявления специфических требований к специалистам, осуществляющим дистанционную консультационную поддержку.

    Практические работы

    Любые знания, не подкрепленные практическими навыками, недостаточно эффективны. Самостоятельно организовать лабораторные работы большинству слушателей не под силу, прежде всего из-за отсутствия достаточного количества оборудования, а также из-за нехватки навыков по предварительной установке и настройке программного комплекса. Система дистанционного образования позволит слушателям пройти данный практикум, подключившись одновременно к установленным, настроенным и подготовленным к проведению работ серверам.
    Мониторинг процесса обучения со стороны преподавателя

    Современное дистанционное обучение способно организовать индивидуальный подход к каждому слушателю. Рабочее место тренера позволяет увидеть полную «историю» процесса обучения каждого слушателя, отслеживать, какие из курсов уже изучены слушателем, какой курс изучается в данный момент и какие конкретно модули прослушаны, определить, какие темы вызывают у слушателей затруднения, и многое другое. В процессе выполнения лабораторных работ тренер имеет возможность подключиться к терминальной сессии слушателя и при необходимости непосредственно на его мониторе продемонстрировать, как выполняется то или иное действие. Используя полученную информацию, тренер сам активизирует процесс общения со слушателем, задает дополнительные вопросы, может порекомендовать повторное прослушивание той или иной части курса, более углубленное выполнение лабораторных работ или чтение дополнительного материала.

    Оценка качества усвоения материала

    Как самому слушателю, так и его персональному тренеру необходимо постоянно проверять, насколько качественно усвоен теоретический и практический материал. Для этого существует дистанционная система тестирования. Количество попыток сдачи теста не ограничено, но система хранит результаты всех попыток, что позволяет определять темы, требующие дополнительной проработки.
    Учебные материалы

    Помимо аудиовидеолекций, доступных через Интернет, слушателям высылаются фирменные методические материалы, содержащие конспект лекций, компакт-диски с эмуляционными лабораторными работами, версии программного обеспечения с ограниченным сроком действия и дополнительная информация по темам учебного курса. 



    Автор: Елена Некрасова
    Источник: Инфобизнес

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru