• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Мои виртуальные университеты

    Так уж заведено, что лучшую часть своей жизни люди посвящают получению образования. Учиться мы начинаем чуть ли не с рождения: сначала учимся ходить и говорить, потом идем в школу, а там уж и до института рукой подать. А если не рукой подать? Что если до ближайшего института несколько сотен километров?

    Конечно, можно поступить на заочный. Но далеко не каждый выпускник школы, предположим, Республики Саха (Якутия), может хотя бы добраться до какого-нибудь центрального вуза, чтобы пройти там вступительные экзамены. Это не говоря уже о том, что в России на 3 миллиона очных студенческих мест в 555 вузах ежегодно претендуют не менее 10 миллионов абитуриентов. На Западе, например, все решается легко: человек получает образование через Интернет. Но не у нас. В стране, где дороги составляют вторую национальную проблему, информированность населения о дистанционном об
    разовании часто сводится лишь к ряду вопросов и сомнений. Учитывая, что даже в далекой провинции компьютер не Бог весть какая редкость, этого, согласитесь, мало. Между тем, возможности учиться по Интернету у россиян есть. И с каждым годом их становится все больше.

    Для ясности надо сразу оговориться: дистанционное обучение – не панацея от всех бед, поскольку лучше традиционной образовательной системы никто еще ничего не придумал. Интернет-учеба лишь дополняет ее. Например, отличные результаты приносит сочетание очной и заочной форм обучения. То есть часть материала студент проходит на лекциях и семинарах, а часть изучает в любимом кресле у компьютера. Можно рекомендовать тем, кто разрывается между учебой и работой. Через Интернет хорошо получать второе образование: экономит массу времени и денег. Но бывает, что о
    бучение на расстоянии становится единственным спасением для тянущихся к знаниям. Ведь очная и даже классическая заочная схемы рассчитаны исключительно на людей здоровых. А в России 15 миллионов инвалидов. Из них только около тысячи человек могут учиться: для остальных дорога в вуз заказана. Интернет же предоставляет им возможность получить образование. То же относится и к людям, живущим в отдаленных районах, к военным и многим, многим другим. Так что попробовать стоит. Но пробовать рвутся далеко не все. В чем же дело?

    Проблема даже не в отсутствии информации, а в недоверчивом отношении. Образование всегда было консервативной областью, и на нововведения корифеи жанра смотрели косо. Даже традиционное заочное обучение вызывало нарекания: якобы не из любви к науке люди на заочный поступают, а просто чтобы корочку получить. Но по данным социологов, лишь 10 процентов студентов-заочников желают получить диплом, идя по пути наименьшего сопротивления. Зато примерно 60 процентов на самом деле стремятся к знаниям. Так что не верьте скептикам! Но, в любом случае, что такое «заочка»,
    знают все, чего нельзя сказать об Интернет-образовании. А мнения тех, кто знает, кардинально расходятся. Например, многие профессора очных вузов, ратуют за внедрение дистанционных технологий в традиционные формы обучения. А вот в Министерстве образования к обучению через Интернет относятся, мягко говоря, настороженно. Правда, несмотря на это, его удалось-таки у нас легализовать. Не так давно Госдума одобрила федеральный закон, уравнивающий в правах обычных студентов и тех, кто учится с помощью телевидения или Интернета.

    Но потенциальные студенты дистанционного образования все равно продолжают побаиваться: мол, неизвестно, какой документ мы получим по окончанию, да и традиций никаких нет. А какие традиции могли сложиться за пару десятков лет? Господа, вы не правы по всем пунктам. Сейчас многие вузы пользуются программами дистанционного образования: человек поступает на заочный и не появляется в институте до диплома. И вовсе не из-за разгильдяйства: он усердно осваивает материал по сети, но на защиту ему приходится явиться лично, после чего он становится обладателем полн
    оценного вузовского диплома. В наличии традиций Интернет-образованию тоже не откажешь. Его прототипом стала все та же заочная схема, которая была создана еще в 1836 году в Лондоне. Именно там возник первый университет, в котором можно было заочно изучать различные предметы и даже готовиться к вступительным экзаменам. Сами экзамены проводились очно.

    В 1891 году в Восточной Пенсильвании можно было на расстоянии обучиться горному делу. Учебные курсы публиковались в специальной колонке ежедневной газеты «Mining Herald». Именно эти публикации положили начало интернациональной заочной школе (International Correspondence Schools) в Пенсильвании, которая теперь имеет филиалы по всему миру. Стоило только начать. С 1900 по 1960 год было создано 79 заочных вузов, а с 1970-го по 1980-й их стало уже 187. Не отставала от Америки и Европа. В январе 1987 года была основана Европейская Ассоциация Университетов с Дистанционным Обучением. Через некоторое в
    ремя на ее базе возник Европейский открытый университет, в который вошли 17 открытых университетов и факультетов в 15 странах. На данный момент там работают более 3 тысяч преподавателей и зарегистрировано около 650 тысяч студентов, изучающих в основном такие дисциплины как история, экономика, общая математика, политология, иностранные языки, менеджмент.

    В середине прошлого века в образовательных целях широко использовались печать, радио и телевидение. Еще не было аудио и видео, и занятия проводились в строго определенное время. Возможностями аудио и видео начали пользоваться позже, но связь оставалась односторонней. После появились диалоговые телепрограммы, куда зрители могли позвонить и получить пояснения к пройденному материалу. Только в 1985 году к образовательному процессу подключились компьютеры: стали использоваться компакт-диски, электронная почта, интерактивные доски объявлений, благодаря к
    оторым двухсторонняя связь между студентом и преподавателем, наконец, стала возможной. Университеты начали создавать учебные центры в Интернете. Хотя взаимодействие, по большей части, происходило не в реальном времени. Но в последние годы все изменилось, и перед студентами-дистанционщиками открылись поистине неограниченные возможности.

    Представьте, что вы сидите в аудитории и с глубоким интересом внимаете голосу лектора, затем вы с нервно трясущимися руками, как подобает приличному студенту после ночи подготовки, отправляетесь сдавать экзамен. А потом представьте, что все вышеперечисленные острые ощущения можно получить возле любимого компьютера. Если вашему воображению удалось нарисовать эту картину, отлично: вы готовы приступить к обучению через Интернет. Теперь компьютерные технологии позволяют строить дистанционное обучение также, как и традиционное: студенты слушают курс лек
    ций согласно учебному расписанию, участвуют в семинарах, лабораторных занятиях, пишут контрольные, сдают экзаменационные тесты, а преподаватели ведут учет успеваемости. Интернет позволяет обновлять материал чуть ли не ежегодно, что очень актуально, поскольку из-за сложности переиздания и нехватки денег во многих отечественных вузах студенты учатся по учебникам, написанным лет двадцать назад. Кстати, один из главных признаков хорошего учебного курса – его открытость: по мере обучения студент получает достаточно ссылок на профессиональные или научные
    сайты, что позволяет ему изучать все новейшие разработки по интересующей его теме.

    Еще одно завоевание высоких технологий – проведение вступительных и прочих экзаменов в режиме реального времени. Многие сразу подумают, что тут не грех расслабиться: мол, всегда можно списать. Не всегда. В принципе, считается, что использование подручных материалов (назовем это благородно) - вопрос личных взглядов обучаемого. Однако есть и методы предотвращения. Все, чем занимаются студенты на компьютере во время прохождения теста, преподаватель может отслеживать на своем мониторе. Конечно, можно заранее распечатать сборник материалов, но, по крайней ме
    ре, это не будет машинальное копирование ресурсов Интернета. Да и время прохождения теста ограничено, и студенту просто некогда рыться в справочнике. Теоретически возможно усадить друга-отличника за написание теста. Но если курс составлен правильно, пройденные лекции сопровождаются контрольными работами. Всего их может получиться несколько тысяч. Или студент пишет все контрольные, после которых сдать экзамен не представляет большого труда, или все эти контрольные пишет его друг-отличник. Дружба – великое дело, но на такой подвиг даже самый верный това
    рищ вряд ли способен. К слову, полностью побороть студенческую хитрость не может и традиционная система. Шпаргалить умудряются даже у самых строгих экзаменаторов, это не говоря уже о подмене себя умным другом.

    Экзамен - лишь вершина айсберга. Пора вспомнить о самом обучении, в котором, как известно, бывает нелегко. Учение происходит в специальных центрах – своего рода виртуальных университетах, которые квалифицированные преподаватели могут организовать самостоятельно. Для построения систем дистанционного обучения существуют специальные конструкторы различных компаний-разработчиков. У любопытных есть возможность все это не только увидеть, но и почти что руками потрогать, испробовав на практике прелести современных интернет-технологий. Сделать это можно,
    например, в центре дистанционного обучения www.elearn.ru компании ГиперМетод, все сервисы которого предоставляются преподавателям бесплатно. Там можно разместить учебный курс собственного сочинения. Желающие его пройти регистрируются и, в случае согласия автора, могут посещать лекции и проходить аттестации. Кроме того, в учебном центре проводятся on-line семинары, которые позволяют охватить большую аудиторию, разбросанную по разным городам и весям. Удобно еще и то, что материалы курса не выкладывают на сервер, а рассылают на мультимедийных компакт-дисках. Ве
    дь далеко не все потенциальные студенты могут смо­треть потоковое видео на до­машнем компьютере, подключенном к модему.

    Для тех, кто утвердился в своем желании учиться на расстоянии, рассмотрим некоторые места, куда можно обратиться. Если вы хотите изучать экономику, менеджмент, маркетинг, управление персоналом или юриспруденции, стоит завязать контакты с Русским институтом управления. Цена - 35 у.е. в месяц, оплата помесячно. Институт предлагает получение высшего, второго высшего и среднего профессионального образования. Кроме того, существует Русский Гуманитарный Интернет-Университет. После обучения вам выдадут диплом о высшем образовании как российского, так и зарубе
    жного образца. Одна дисциплина - 100 у.е. В год получается 1000 у.е. (10 дисциплин). Целиком изучение специальности обходится от 2 до 5 т. у.е. (50 дисциплин). Поступление без экзаменов. Начало обучения с любого месяца и на неограниченный срок. Центр Открытого университета Дальневосточного государственного университета сейчас набирает на обучение по 35 специальностям первого и второго высшего образования и по 25 специальностям аспирантуры. Стоимость года обучения от 600$. Институт дистанционного обучения РЭА им. Г.В. Плеханова предлагает изучать экономику, кредит и ф
    инансы, бухучет, анализ и аудит. Кроме того, там можно прослушать дополнительные курсы "Экономика и управление акционерным обществом" (1900 руб. на одного человека) и "Маркетинг" (700$). Есть курсы повышения квалификации и международные программы. Учащиеся пользуются новейшими интерактивными учебниками, проходят on-line тесты и свободно общаются с преподавателями по электронной почте. Вообще, повышать квалификацию или получать второе образование через Интернет удобно, на Западе Интернет-обучение наиболее развито именно в этой сфере. Крупные коммерческие орга
    низации, имеющие кучу филиалов по стране или даже по всему миру, постоянно прибегают к этому, чтобы поддерживать квалификацию работников. Кроме того, через Интернет можно проводить семинары одновременно в нескольких регионах, консультировать партнеров и клиентов, тестировать и аттестовать сотрудников.

    Россияне могут учиться и в западных Интернет-вузах. Правда, в основном это касается второго образования. Сейчас лидерами в дистанционном обучении считаются США, Австралия и Великобритания. В Великобритании, например, более 50 университетов предлагают дистанционные программы постдипломного обучения. По статистике, наибольшей популярностью пользуются курсы коммерции, права, естественных и технических наук, медицины. Вступительные требования разные, но, как правило, необходима ученая степень первой ступени (бакалавр) или ее эквивалент. И не забудьте про
    верить, имеет ли данный курс аккредитацию Совета по контролю за качеством открытого и дистанционного образования (ODLQC). Список одобренных Советом учебных заведений и необходимую информацию о программе, продолжительности и методах обучения можно получить в отделениях Британского Совета .

    В общем, развитие дистанционного образования идет полным ходом. Потихоньку к общей тенденции подключаются даже школы и, надо сказать, весьма эффективно. Опыт показывает, что школьники, которым посчастливилось использовать современные технологии, лучше и с первого раза сдают экзамены. Они делают меньше ошибок при чтении и меньше прогуливают уроки, у них более развиты аналитические и логические способности. А у учителей появилась возможность более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов материала. К сожалению, это в
    основном на Западе. А у нас по-прежнему все тормозит отсутствие денег. Так, например, в Питере в среднем на 1000 учеников приходится лишь 10-12 компьютеров. Только 81% средних образовательных учреждений вообще имеют компьютерные классы, а в 68% школ оборудование не соответствует современному уровню. Но по сравнению с прошлым годом все-таки наметился явный прогресс. Например, в этом году 7300 школ по спутниковым каналам получат доступ в сеть. Есть и еще одна приятная новость: компания «Кирилл и Мефодий» создала учебный портал www.SCHOOL.ru. Если учебный центр компании Гип
    ерМетод предназначен для студентов, то www.SCHOOL.ru – хорошее подспорье для школьников. Если ученик, скажем, заболел, он может воспользоваться материалами с этого портала и не отстать от программы.

    Как мы видим, дистанционное обучение – вещь полезная и совсем не страшная. Но и в этой бочке меда есть ложка дегтя. Во-первых, в России очень мало хороших Интернет-вузов - полностью виртуальных университетов, а не учебных центров в сети, прикрепленных к очным институтам. Те же, которые есть, имеют право выдавать лишь образовательный сертификат, а не диплом общего образца. О том, как относятся к таким документам в кадровых агентствах, остается только догадываться. Во-вторых, личное общение учащихся с преподавателями и между собой не складывается. И тут Интерн
    ет бессилен: никакие чаты и форумы не заменят полноценной студенческой жизни. С этим ничего нельзя поделать - такова специфика. Правда, студенты-дистанционщики не жалуются. Жалуются на другое: слишком много с монитора читать приходится. Вот если бы было возможно лекции через Интернет слушать – было бы совсем хорошо. Увы, нет в мире совершенства, хотя мы к нему и стремимся. А стремиться как раз есть куда. Ведь еще в середине 90-х Министерство образования планировало создать Российский дистанционный университет, чтобы было, как на Западе. Но после дефолта 1998 г
    ода проект пришлось временно свернуть. Остается только пожелать, чтобы у нас появилась возможность наверстать упущенное.



    Автор: Ладыгина Ксения
    Источник: Internet.ru

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru