• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Концептуальные вопросы ДО за рубежом

    На сегодняшний день выделяют две концепции организации системы Дистанционного Образования: североамериканскую и европейскую.

    Дистанционное обучение в США

    В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций.

    В 1984 году эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University, NTU). К 1991 году он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в городе Форт-Коллинз, штат Колорадо.

    В начале 90-х годов более 1000 студентов при активном участии коммерческих корпораций-работодателей изучали программы NTU на инженерную степень дистанционным методом. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что не смогли бы этого сделать каким-либо другим способом. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета.

    По программам дистанционного образования в США сегодня обучаются более миллиона студентов, принимающих учебные курсы через Систему публичного телевещания(Public Broadcasting System, PBS-TV) с 1989 года. Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.

    Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране и (через спутник) в других странах.

    Важнейшее значение имеют системы ДО отдельных штатов. Многие из них также базируются на развернутых на рубеже 80-х - 90-х годов классах для проведения спутниковых телеконференций. Как правило, они включают один-два класса в головном университете или колледже, откуда преподаватели проводят занятия, и ряд классов в различных точках штата (от четырех до 16), где занимаются дистанционно обучаемые группы.

    В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей в ДО, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.

    Oтличительной особенностью североамериканской концепции организации ДО можно считать использование в процессе обучения новейших технических средств.

    Дистанционное обучение в Европе

    В Европе дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования. Разница заключалась в том, что обучение организовывалось максимально близко к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий; соответственно, не требовалось длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на "тьюторов" (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов была организована с использованием телевидения и радио.

    В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что чисто технологическая разница между североамериканской и европейской организациями ДО стирается. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. В целом ДО в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов и связано с созданием ряда Открытых университетов (университетов ДО). В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО.

    Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

    В системах ДО, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются (в том числе с использованием компьютерных сетей) непосредственно в учебные заведения, где применяются при проведении учебных занятий. Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, широкое распространение получили адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий диплом, сертификат и т п.

    Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского Университета(THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет усилия более чем пятидесяти университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей общий интерес. В 1991-1992 годах такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона(The Baltic Sea Environment), а в 1993-1994 годах - проблемы развития народов Балтийского региона (Peoples of the Baltic).

    Многие считают, что ДО - это разновидность заочного обучения. В принципе они правы, так как студент получает необходимые знания, не выходя из дома. Однако ДО несколько отличается от привычной заочной формы обучения. По определению Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию, под ДО понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

    Другими словами, ДО - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и полностью отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, однако они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Одной из характерных черт этого вида обучения является его гибкость. Учащиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для них время в удобном месте и в удобном темпе, что является большим преимуществом для тех, кто не может или не хочет изменять привычный уклад жизни. Целью обучения является прежде всего приобретение обучающимися определенных знаний и умений. Все нормально развитые люди могут достичь одних и тех же результатов в приобретении знаний, только одним для этого потребуется меньше времени, а другим больше. Дистанционное обучение ориентировано именно на достижение определенного результата.

    Поскольку способности определяются мерой усвоения обучающимся количества информации за единицу времени, подобная индивидуализация обучения по времени позволяет прийти к такому положению, когда все обучающиеся будут добиваться примерно одинаковых успехов, приобретать примерно одинаковые знания и умения, но за разное время. При этом будет гарантирован уровень подготовки, необходимый для изучения последующего материала.

    Дистанционное обучение базируется прежде всего на самостоятельной работе учащегося, что требует от него высокой организованности. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для усвоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. В основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип. Весь курс обучения состоит из отдельных независимых курсов (модулей), формирующих учебную программу. Это позволяет проводить эффективное тестирование обучающегося на каждом этапе обучения, а также подбирать индивидуальную программу для каждого студента.

    Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

    - печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий);

    - электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники, электронные библиотеки с удаленным доступом);

    - аудио- и видеопродукции; телевизионных передач.

    Проблемы ДО

    Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с некоторыми проблемами. Необходимо помнить о том, что обучение должно быть в любом случае эффективным, будь то очное, заочное или дистанционное обучение. Обучение должно приносить не только "корочки", но и знания. Можно выделить следующие проблемы, с которыми придется столкнуться при выборе дистанционного обучения:

    1. Проблема эквивалентности курсов и признания уровней дистанционного образования классическими университетами.

    2. Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования.

    3. Языковая проблема при экспорте (импорте) образования. Нужно понимать, что, выбрав учебное заведение одной из западных стран, придется обучаться на языке этой страны или на английском. Незнание языка автоматически закроет вам путь в этот университет.

    4. Проблема коммуникаций и стандартов. Особенно это характерно для стран, уровень развития телекоммуникационных технологий которых отстает от развитых западных стран. Все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения. Например, если в выбранном вами учебном заведении занятия ведутся посредством видеоконференций, а для доступа к Интернет вы используете модем, то, скорее всего, от выбранного курса придется отказаться, так как просмотр лекции наверняка станет невыполнимой задачей.

    5. Разница во времени на больших территориях. Особенно актуальным это станет, если вы выберете для получения образования одно из американских учебных заведений и обучение или тестирование будет происходить в режиме реального времени.

    6. Вопрос качества курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов. В отличие от традиционных видов образования история ДО исчисляется десятками лет. Поэтому для совершенствования методик, обучения преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения необходимо время. В настоящий момент нет достаточного количества наработок, чтобы поставить ДО в противовес очному или заочному видам обучения.

    Также некоторые западные университеты открывают представительства в России. Представительства открываются либо самостоятельно (Открытый Университет Великобритании - The Open University), либо на базе российских учебных заведений. Так, в на базе российских и международных университетов был создан Всемирный Технологический Университет (http://www.wtu.edu.ru) .

    Обучение в ВТУ ведется по наиболее перспективным направлениям - информатика, новые направления в машиностроении, механика и моделирование технологических процессов, иностранные языки, менеджмент и т д. Одной из форм обучения в этом университете является дистанционное. Успешно закончив ВТУ, слушатель получает документы об образовании, формы и содержание которых утверждены ЮНЕСКО.

    По прогнозам исследовательской компании IDC http://search.msn.com , объем европейского рынка дистанционного обучения к 2005 г. составит $6 млрд. Только в 2001 г. году объем рынка дистанционных образовательных услуг вырос на 126%. К 2005 г. четвертая часть объема поставляемых услуг по обучению в сфере высоких технологий будет предоставляться в онлайне. Особенной популярностью такое образование будет пользоваться в Нидерландах, Швеции и Англии, поскольку распространение интернета в этих странах велико (к тому же большая часть населения в той или иной мере владеет английским языком). Страны южной Европы будут в этом смысле несколько отставать.

    Вплоть до 2005 г. прогнозируется увеличение спроса на образовательный контент и услуги. При этом европейские организации будут снижать расходы на системы дистанционного обучения, поскольку в разряд приоритетов входит повышение качества дистанционного образования, что подразумевает разработку новых курсов, их администрирование и поддержку.

    Лучше других в обучении по интернету преуспевают такие страны, как Канада и Исландия, потому что они хотят быть подготовленными, несмотря на такие физические препятствия в коммуникации, как большие расстояния и суровый климат. Обучающие системы этих стран входят в University of the Artic , сеть из 31 университета, принадлежащих самым холодным странам в мире, распложенным вокруг Северного полюса, которые и дали жизнь инновационному проекту - модели обучения на расстоянии.

    Австралия - в настоящее время наиболее зрелый рынок электронного обучения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию), но к 2005 г. лидировать в этой области будут Китай и Корея. Китай и Корея в настоящее время имеют самый высокий годовой темп роста в использовании электронного обучения и 10% всех китайских и корейских фирм будут использовать e-learning к 2005 г. Согласно плану министерства образования Китая, к 2005 г. пользователями образовательных интернет-сервисов станут 5 млн. студентов китайских высших учебных заведений. В настоящее время интернет помогает получить образование почти 250 тыс. жителей Китая. В регионе больше тяготеют к электронному обучению финансовые компании. Почти 40% всех финансовых учреждений Азии уже используют e-learning . Дистрибуторы и изготовители менее склонны к e-learning .

    В целом рынок e-learning в регионе находится в младенческом возрасте. Только 1% мирового дохода от e-learning в этом году будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион, 64% будут получены в США.

    Docent - разработчик программного обеспечения для онлайнового образования - открыл в этом году представительство в Японии. По прогнозам IDC, объем японского рынка онлайнового образования в 2004 составляет $2,2 млрд. В настоящее время Docent уже имеет локализованную для Японии версию программного обеспечения и в качестве целевого рынка рассматривает большие корпорации, у которых есть потребность в онлайновом обучении сотрудников.

    Компания Hyperwave, поставляющая системы управления знаниями и программы для образования, заключила партнерское соглашение с компанией Compaq Global Services. Компании Hyperwave и Compaq намерены реализовывать проекты управления знаниями и программы электронного обучения (e-learning ) для различных вертикальных рынков. Hyperwave и Compaq будут продвигать электронные средства обучения и управления знаниями для корпоративного сектора в Европе и Северной Америке.

    Компания Datatel, занимающаяся созданием решений в области высшего образования, объявила о выпуске WebAdvisor 2.0 . Это сетевая система, позволяющая студентам, преподавательскому составу и администрации осуществлять регистрацию, оценивание, обмен материалами, консультации и др. через сеть, независимо от физических ограничений. WebAdvisor 2.0 полностью соответствует Уровню А Правил доступности WWW Консорциума, что означает доступность информации людям с физическими недостатками и возможность ее использования наравне с обычными людьми.

    Компания PlaNet Software - разработчик программного обеспечения для образовательных учреждений - выпустила продукт PlaNet Manager Portal Edition. Новое решение поможет образовательным организациям и поставщикам курсов за несколько недели запускать полнофункциональные и хорошо управляемые системы, работающие через интернет.

    Компания PlaNet-Finance, специализирующаяся на подключении к Сети учреждений, работающих в сфере микрофинансов, представила свою новую образовательную интернет-платформу, которая предложит педагогическую и функциональную помощь компаниям, зачастую страдающим от нехватки ресурсов. Исследования Всемирного Банка показали, что из 7 тыс. микрофинансовых учреждений 98% являются очень мелкими предприятиями, часто географически изолированными. Только 600 из них на сегодняшний день имеют адрес электронной почты, а 170 - сайт в интернете. PlaNet-Finance переходит ко второму этапу в своей работе, организовывая совместно с американской онлайновой образовательной компанией Docent онлайновый университет PlaNet University, который предложит своим слушателям 14 обучающих модулей на английском и французском языках и подготовит их по программе микрофинансов и новых технологий.

    В Пакистане создан виртуальный университет.

    href="http://www.rol.ru/news/it/internet/02/05/20_007.htm

    Благодаря ему у тысяч пакистанцев появилась возможность получить знания, необходимые в компьютерный век. Проект дистанционного обучения, обошедшийся в $40 млн., позволяет осуществлять обучение по телевидению и через интернет, вне зависимости от места проживания студента.

    Цель проекта - создать поколение программистов и разработчиков компьютерной техники, которые могли бы конкурировать со специалистами из развитых стран. Пакистанские власти, по примеру Индии, намерены создать собственную индустрию информационных технологий. По оценкам экспертов, для этого стране необходимо, как минимум, 60000 специалистов по компьютерным технологиям.

    Как сообщает BBC, виртуальный университет будет осуществлять обучение через телевидение, видеоконференции и интернет на всей территории Пакистана. Лекции будут готовиться в профессиональной студии. Студенты смогут подключаться к университету через интернет и обсуждать предмет с лектором. В пилотном проекте принимают участие около 500 человек.

    Одна из важнейших проблем - обеспечить всех желающих, независимо от материального положения и места жительства, возможностью принимать участие в обучении. Для этого созданы специальные образовательные центры, где студенты могут просматривать лекции и выходить в интернет. Планируется создать высокоскоростную компьютерную сеть, которая бы объединила 60 университетов и 2500 школ и колледжей. Еще 10000 школ смогут получить доступ к лекциям через интернет. Правительство Пакистана работает над тем, чтобы стоимость доступа в интернет была по карману большинству граждан.

    General Physics (GP) e-Learning и Centra Software разрабатывают виртуальный колледж для университета Нью-Йорка. В рамках виртуального колледжа осуществляется регистрация студентов, а также сдача экзаменов.

    Система заочного обучения eHealth Education компании eResearchTechnology, Inc., поставщика технологий и сервисов для медицинской и фармацевтической отраслей промышленности, предназначена для повышения квалификации персонала географически рассредоточенных компаний и учреждений. Программное обеспечение для автоматизированного обучения базируется на платформе клинического и исследовательского тренинга и электронного сбора данных eRT Accelerator Series и информационном веб-портале eResCom. Доступ к системе eHealth Education предоставляется через портальную службу eResCom на базе месячной подписки.



    Источник: Российский общеобразовательный Портал

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru