• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Проектирование дистанционных курсов

    Вместо заключения (о качестве дистанционного обучения)

    Дистанционное образование еще не успело как следует стать на ноги, а уже обросло такими легендами и миами, что если бы все они воспринимались всерьез, ДО следовало бы уничтожить в зародыше и запретить употребление соответствующих слов. Попробуем развеять самые живучие мифы о ДО.



    1. Отсутствие «живого» контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения; виртуальное обучение – виртуальные знания.
    При прочих равных условиях наличие или отсутствие общения мало влияет на качество обучения. Структура очного учебного процесса в большинстве вузов такова, что времени именно на учебное общение крайне мало: общения на лекциях нет, на семинарах, проводимых в традиционных формах, при написании курсовых и рефератов и при подготовке к зачетам и экзаменам студенты также общаются немного. Кроме того, бoльшая часть информации воспринимается человеком через зрение, а не через слух. Таким образом, для многих студентов «общение» малозначимо.
    Насчет виртуальных знаний. По сути, знание, полученное любым путем, будет виртуальным: информация, прежде чем стать знанием, проходит через цепь рецепторов, накладывается на имеющиеся ассоциации, обрабатывается и «раскладывается» в мозге по местам. Но между выдачей информации и ее получением всегда есть определенная дистанция – как временнaя , так и пространственная. С этой точки зрения очный учебный процесс мало чем отличается от дистанционного.
    Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика, они осознают, что в ДО результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. В конце концов, дистанционный вариант получения образования так же, как и заочный или экстерновый , выбирает сам студент.
    И, наконец, в большинстве дистанционных программ есть так называемая контактная фаза, когда студенты встречаются с преподавателями.

    2. Качество знаний, полученных при ДО, ниже, чем при очном обучении.
    Это в решающей степени зависит от участников образовательного процесса и качества учебных программ. Неужели у студента, обучавшегося очно в Тьмутараканском институте рыбно-меховой промышленности (где есть всего один профессор, и тот в виде памятника перед входом в институт, где современный компьютер видели только на картинке), знания будут лучше, чем у того, кто прошел дистанционную программу в Гарварде?
    Другой фактор – опять же мотивация учащихся. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.
    Острая проблема – списывание. Но об этом достаточно подробно было сказано в тексте пособия.

    3. Учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем очно , что расхолаживает. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь.
    С точки зрения удобства и комфортности – да. Но вряд ли это недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах.
    А вот учебная дисциплина в ДО – понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы. Малейшее отклонение от этого графика вызывает мгновенную реакцию тьютора, который, в зависимости от проблемы, либо применяет санкции, либо предлагает помощь. С другой стороны, вместо 5–6 предметов в семестр можно брать 2–3 и благодаря этому учиться не 4–5 лет, а 6–8, такая индивидуализация была плохой только с точки зрения плановой экономики и «разбазаривания государственных средств».

    Краткое резюме:
    любые мифы о дистантном образовании, ирония и скептическое отношение к нему связаны с психологией. Консерватизм вузовской профессуры и администраторов – это глобальная и, я бы сказал , философская проблема. Столкновение старого с новым, привычного с непривычным, нарушение «незыблемых» традиций – все это уже многократно бывало в истории и еще будет. В странах, где дистантное образование уже достаточно развито, в начале пути также были и недоверие, и скепсис, и ирония. Тем не менее, здравый смысл побеждает и здесь.
    Другой фактор: говоря о ДО, мы имеем в виду совершенно иную образовательную технологию, и сравнивать методики обучения в очном варианте и дистантном не совсем корректно. А часть мифов как раз и связана с тем, что люди неосознанно (или очень сознательно) пытаются совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями.
    И, наконец, никто не собирается заменять дистанционным образованием все очное. ДО должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей, такой же, как очное, заочное или экстерновое.

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru