• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Проектирование дистанционных курсов

    Вместо заключения (о качестве дистанционного обучения)

    Дистанционное образование еще не успело как следует стать на ноги, а уже обросло такими легендами и миами, что если бы все они воспринимались всерьез, ДО следовало бы уничтожить в зародыше и запретить употребление соответствующих слов. Попробуем развеять самые живучие мифы о ДО.



    1. Отсутствие «живого» контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения; виртуальное обучение – виртуальные знания.
    При прочих равных условиях наличие или отсутствие общения мало влияет на качество обучения. Структура очного учебного процесса в большинстве вузов такова, что времени именно на учебное общение крайне мало: общения на лекциях нет, на семинарах, проводимых в традиционных формах, при написании курсовых и рефератов и при подготовке к зачетам и экзаменам студенты также общаются немного. Кроме того, бoльшая часть информации воспринимается человеком через зрение, а не через слух. Таким образом, для многих студентов «общение» малозначимо.
    Насчет виртуальных знаний. По сути, знание, полученное любым путем, будет виртуальным: информация, прежде чем стать знанием, проходит через цепь рецепторов, накладывается на имеющиеся ассоциации, обрабатывается и «раскладывается» в мозге по местам. Но между выдачей информации и ее получением всегда есть определенная дистанция – как временнaя , так и пространственная. С этой точки зрения очный учебный процесс мало чем отличается от дистанционного.
    Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика, они осознают, что в ДО результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. В конце концов, дистанционный вариант получения образования так же, как и заочный или экстерновый , выбирает сам студент.
    И, наконец, в большинстве дистанционных программ есть так называемая контактная фаза, когда студенты встречаются с преподавателями.

    2. Качество знаний, полученных при ДО, ниже, чем при очном обучении.
    Это в решающей степени зависит от участников образовательного процесса и качества учебных программ. Неужели у студента, обучавшегося очно в Тьмутараканском институте рыбно-меховой промышленности (где есть всего один профессор, и тот в виде памятника перед входом в институт, где современный компьютер видели только на картинке), знания будут лучше, чем у того, кто прошел дистанционную программу в Гарварде?
    Другой фактор – опять же мотивация учащихся. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.
    Острая проблема – списывание. Но об этом достаточно подробно было сказано в тексте пособия.

    3. Учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем очно , что расхолаживает. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь.
    С точки зрения удобства и комфортности – да. Но вряд ли это недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах.
    А вот учебная дисциплина в ДО – понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы. Малейшее отклонение от этого графика вызывает мгновенную реакцию тьютора, который, в зависимости от проблемы, либо применяет санкции, либо предлагает помощь. С другой стороны, вместо 5–6 предметов в семестр можно брать 2–3 и благодаря этому учиться не 4–5 лет, а 6–8, такая индивидуализация была плохой только с точки зрения плановой экономики и «разбазаривания государственных средств».

    Краткое резюме:
    любые мифы о дистантном образовании, ирония и скептическое отношение к нему связаны с психологией. Консерватизм вузовской профессуры и администраторов – это глобальная и, я бы сказал , философская проблема. Столкновение старого с новым, привычного с непривычным, нарушение «незыблемых» традиций – все это уже многократно бывало в истории и еще будет. В странах, где дистантное образование уже достаточно развито, в начале пути также были и недоверие, и скепсис, и ирония. Тем не менее, здравый смысл побеждает и здесь.
    Другой фактор: говоря о ДО, мы имеем в виду совершенно иную образовательную технологию, и сравнивать методики обучения в очном варианте и дистантном не совсем корректно. А часть мифов как раз и связана с тем, что люди неосознанно (или очень сознательно) пытаются совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями.
    И, наконец, никто не собирается заменять дистанционным образованием все очное. ДО должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей, такой же, как очное, заочное или экстерновое.

    РЕКЛАМА



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru